53. Зелёная столовая

Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/06/18/1530

29 сентября 1773 года состоялось торжественное бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Натальи Алексеевны (урождённая принцесса Августа Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская - нем. Wilhelmine Luise von Hessen-Darmstadt).

По указу Екатерины II для будущего императора Павла I и его первой супруги архитектор В. И. Неелов (1722–1782) в северной части дворца построил  "Покой Их Высочеств". 
Эти помещения возникли на месте бывшего висячего сада, проект которого был задуман Саввой Чевакинским, архитектором Елизаветинского времени. Висячий сад располагался на уровне второго этажа перед церковным корпусом, замыкавшим всё здание дворца. Однако со временем сад стал источником сырости во дворце.

Архитектурно-художественное убранство новых интерьеров в 1779 году выполнил Чарльз Камерон. В это время хозяйкой покоев была вторая супруга будущего императора Павла I - великая княгиня Мария Фёдоровна (урождённая принцесса София-Мария-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская - нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von W;rttemberg).
(Первая супруга Павла Петровича умерла при родах).
  
Когда экскурсанты, очарованные роскошью отделки и блеском золота огромных залов Растрелли, попадают в эту часть дворца, я вижу на их лицах растерянность и недоумение. Им кажется, что и потолок здесь ниже, и обстановка помещения скромнее.

А это просто другой архитектурный стиль, пришедший на смену пышному барокко, - классицизм, для которого характерны пропорциональность, строгий логический порядок, симметричная композиция, минимальное количество декора.

Начало царствования Екатерины II - это время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.

В этом стиле строили казённые и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Интерьер Зелёной столовой создан архитектором Ч. Камероном и скульптором И. П. Мартосом. Их глубинное понимание античной культуры, идея гармонии, лёгкости и красоты нашли воплощение в интерьере Зелёной столовой.

Для оформления столовой Камерон избрал пастельные* тона.
Нежно-зелёные стены покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях.

Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные композиции на мифологические сюжеты, рельеф которых подчёркнут розовым фоном.

Двери украшены гротескным орнаментом, восходящим к древнеримским росписям. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин с кронштейнами в виде львиных голов и лап. Весь лепной декор выполнен русским скульптором И. П. Мартосом (1754–1835).

Паркет из дуба, светлого клёна и красного дерева набран по черновому рисунку Камерона и являет собой геометрическую композицию из кругов и квадратов.

В 1820 году в помещении Дворцовой церкви возник сильный пожар, от которого значительно пострадали залы, созданные Чарльзом Камероном. По указанию императора Александра I была учреждена комиссия во главе с архитектором В. П. Стасовым для восстановления сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Камерона, приобретённых графом Х. Ливеном в 1822 году в Лондоне у наследников архитектора. 

Убранство Зелёной столовой восстановили в прежнем виде: лепщик Заколупин реконструировал лепной декор стен, скульптор Ф. Трискорни реставрировал мраморный камин, заново был набран паркет из разных пород дерева. Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века и погибший при пожаре, В. П. Стасов воссоздавать не стал, оставив потолок белым.


Во время Великой Отечественной войны залы Камерона были частично разрушены и разграблены; плафонная живопись погибла. В 1957 году именно с этих залов начались реставрационные работы во дворце по проекту А. А. Кедринского. Лепное убранство столовой реставрировали скульпторы Г. А. Михайлова и Э. Г. Масленников. Двери были расписаны по образцу одной из сохранившихся створок.

Паркет набрали по старому рисунку из дуба, светлого клёна и красного дерева. Потолок, за неимением подлинных живописных композиций и иконографии плафонов, оставили белым.

Сегодня убранство Зеленой столовой дополнено стульями, бронзовой каминной решёткой и каминными приборами, выполненными по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера, а также канделябром работы П. Гутьера и "Московским сервизом", изготовленным на заводе Ф. Гарднера по заказу великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны. 
Предметы столового сервиза, изысканные по форме и цветовому решению, декорированы вензелями владельцев.


*ПАСТЕЛЬ" ("пастэль") - термин возник в XVI веке. Это название инструмента и название техники. С итальянского это слово переводится как "тесто". Так называлась популярная в то время техника а раstello. Пастель — это бледные оттенки цветов, получаемые путем смешивания значительного количества белого цвета с исходным оттенком.

Иллюстрация: Зелёная столовая

Продолжение http://proza.ru/2023/07/01/24      





 


Рецензии
Здравствуйте, Светлана!
Вначале нечаянно присоединилась к рецензии Географа.
Но потом решила всё-таки отвечать отдельно!
Очень понравилось ваше описание. Как тепло и уютно в такой столовой!
Спасибо мастерам - и тем, кто создавал, и тем, кто реставрировал!
И автору - за то, что рассказал о них и показал это чудо!
С уважением,

Светлана Петровская   07.07.2023 17:29     Заявить о нарушении
Извините. Присоединяюсь к мнению Светланы.

В этой по ссылке статье http://www.ymuhin.ru/node/2846/velikaya-tayna-borshcha

есть и о меню обеда, который давал царь гостям (в Философия борща)
- мы бы сейчас сочли меню близким к чревоугодию. По его многообразию.
и что интересно:
Не в первый раз встречаю отметку о недовольстве министров царя размером зарплаты, которую получал царский повар, которая была больше, чем у министров.

Царь платил за то, в чём он разбирался...

тем не менее, культура пищи, - это культура. Как освоенный опыт предидущих поколений.

Успешности и нам в освоении !

Дружбы двум Светланам и бодрости !

Георгий Сотула   07.07.2023 17:47   Заявить о нарушении
Интере-е-есно царское меню, Георгий!
Спасибо за добавленную оригинальную информацию!

Светлана Петровская   07.07.2023 22:13   Заявить о нарушении
Cпасибо, Света, за восхищение чудом!

Светлана Шаляпина   16.07.2023 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.