Пренебрежение?..

     Монолог любителя-публициста.

     Пренебрегаете публицистикой? Пренебрежительно относитесь к тем, кто, по Вашему мнению, злопутребляет публицистикой?

     Поэт, например, выдаёт одну лирику, и никто не обвиняет его в злоупотреблении лирической поэзией. Но если человек пишет, в основном, публицистику могут выразить даже брезгливость к нему!

    Не стоит. Не надо называть человека, который пишет только публицистику, настоящим писателем. Назовите публицистом-эссеистом, но не выражайте своё презрение к нему, ведь может случиться и так, что кроме дикого интеллектуализма, лирики и пресловутой публицистики, в литературном творчестве ничего и нет!

      Дико интеллектуальные произведения довольно часто удаются людям, пребывающим в мерехлюндии. То есть в хандре. Удачливые авторы интеллектуальных мерехлюндий, - те, кто находясь в полной мерехлюндии могут, однако, написать повесть или даже роман, вызывающие интерес у читателей.

     Но также много существует любителей сочинять, которые не имеют дара, таланта, находясь в состоянии мерехлюндии создавать дико интеллектуальные тексты, вызывающие к себе интерес у читателей.

     Неспособным создавать дико интеллектуальные прозведения остаётся быть лириками, - описывать свои чувства, в том числе и те, что возникают в человеке из-за природных видов. Пейзажей. Умиляться поведением котика, кошечки, пса или собачки. Да мало ли что или кто могут вызывать в сочинителе чувства, которые лучше выражать, лирически, в стихах!

     Тому же, кто не чувствует в себе дар или талант, например, любовной
лиричности или способности выгонять из себя, как самогон, интеллектуализм, действительно, остаётся одно: пробовать себя в публицистике, которую частенько определяют как рассуждения на актуальные общественно-политические темы, или поиск и написание ответов на вопросы, интересующие публику, как более или менее широкую общественность.

     Одному русскому писателю захотелось убедить современную ему читательскую публику, что актуальнее общественной проблемы, чем обломовщина, быть не может. И у него получился вполне публицистический роман "Обломов". Писателя звали И.А. Гончаров.

      Те, кто не относятся пренебрежительно к публицистике, даже многотомный исторический роман Л.Н. Толстого "Война и мир" могут назвать публицистическим, и готовы убедительно доказывать, что все сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, даже его сказки и "История одного города", - это одна сплошная публицистика!

      Если не относиться к публицистике с глубоким пренебрежением, то и такие понятия, как "антиутопия",  "реализм", "утопия" и "фантастика" можно назвать исключительно эвфемизмами, то есть заменителями грубого слова "публицистика".

      Фантастику можно назвать публицистикой о будущем, то есть актуальными ответами  на вопросы современников о предполагаемом, публицистами и футурологами,  будущем.

     А вот антиутопия - это уже разгромный публицистический разговор о прошлом, в котором такие, как Н.Г. Чернышевский, со своим романом "Что делать?", делали достоянием глаз общественности и её ушей, если читать вслух, свои утопии, то есть недостаточно реалистичные предложения изменить настоящее.

     Даже очень известного русского драматурга А.Н. Островского можно назвать выдающимся публицистом, потому что большинство его пьес посвящены темам, актуальным для современных ему, Островскому, дворян, купцов, разночинцев-чиновников, женщин и мужчин.

     Не удалось  вас убедить, что не нужно пренебрегать публицистикой, и при этом вы хотите продолжать писать-сочинять? Ну, тогда или взращивайте в себе, трудно усиановимым исследованиями образом, лирический талант, или впадайте в мерехлюндию, но именно такую, из которой можно выйти с интересными, читательницам и читателям, жутко интеллектуальными текстами!..


Рецензии
Интересно написано, Борис. С теплом Саша.
И - Чернышевский... Мне нравится Чернышевский, но не нравится Владимир Набоков! Который написал гадости о нём в романе "Дар". Мне не нравится и такая - подобная - "литературная критика", однако - вот цитата:
http://arzamas.academy/materials/1618
"...И преобразование потери или компен­сация за потерю — это главный сюжет­ный механизм романа. Неслучайно много раз в «Даре» вспоминают «Капитан­скую дочку». Сюжет «Капитанской дочки» тоже строится на дарении, компен­сации и возна­граждении: Гринев подарил Пугачеву тулупчик, из кото­рого он все равно вырос, и сколько благодеяний он затем получил в дар и от Пуга­чева, и от судьбы, и от автора. Так же и здесь: что бы ни терял Годунов-Чер­дынцев, это каким-то образом, хитрым или простым, но компенсируется. Приведу пример: в самом начале романа Годунов-Чердынцев заходит в табач­ную лавку и обнаруживает, что того «русского окончания папирос, которые он предпочти­тельно курил, тут не держали». Разочаро­вание. Но он ушел бы без всего, пишет Набоков, «не окажись у табачника крапчатого жилета с перла­мутровыми пуговицами и лысины тыквенного оттенка». Папирос нет, но есть замечательное впечатление, цветной кадр, который годится для писателя. И Годунов-Чердынцев уже от первого лица комментирует: «Да, всю жизнь я буду кое-что добирать натурой в тайное возмещение постоянных переплат за товар, навязываемый мне». Здесь ключевое понятие — тайное возмещение. И оно происходит не только в таких мелких эпизодах, но и в самых крупных, судьбоносных событиях в жизни героя, и каждая потеря может преобразовы­ваться им и его сознанием в нечто ценное, за что и можно благодарить неизвестного. Даже за смерть отца Годунов-Чердынцев в конце романа получает-таки компенсацию, когда во сне, который более реален, чем реаль­ность, отец является герою, обнимает его и Годунов-Чердынцев чувствует, что его отец им доволен; он получает эту награду за свою верность.

Но, конечно, не каждое сознание способно сначала видеть мир, а потом его преобра­зовывать. В «Даре» есть пассаж о том, чему Федор Годунов-Чердынцев мог бы учить людей; в нем обозначены три свойства сознания, которые необходимы для художника, необходимы для переработки потери в приобре­тение. Годунов-Чердынцев говорит, что если бы он мог учить чему-то людей, то тому, что только один из миллиона знает — а именно трем китам художе­ственного сознания. Первое — это многопланность мышления: «Смотришь на человека и видишь его так хрустально ясно, словно сам только что выдул его, а вместе с тем нисколько ясности не мешая, замечаешь побочную мелочь, как похожа тень телефонной трубки на огромного, слегка подмятого муравья, и (все это одновременно) загибается третья мысль — воспоми­нание о каком-нибудь солнечном вечере на русском полустанке». Это то, что Набоков позже в американский период назовет «космическая синхронизация». Это свойство художественного сознания воспринимать одновременно несколько явлений настоящего и в то же время вызывать в памяти явления прошлого. У художника возникает стереоско­пический, 3D-образ мира. Второе свойство — «пронзительная жалость», «жалость к жестянке на пустыре, к затоптанной в грязь папиросной картинке из серии „национальные костюмы“, к случайному бедному слову, которое повторяет добрый, слабый, любящий человек… ко всему сору жизни, который путем мгновенной алхимической перегонки, королевского опыта, становится чем-то драго­ценным и вечным». То есть способность к жалости, жалость к преходящему, к обреченному, к уже ненужному, к отброшенному, жалость — сильное чувство, которое вызывает желание это сохранить, как-то вернуть, как-то не дать этому пропасть окончательно. Как это можно сделать? Только в пере­работке сора жизни в нечто драгоцен­ное и вечное. И третье — это чувство, которое Набоков здесь описывает с помощью денежных метафор: чувство, что наши здешние дни, что наша жизнь здесь, это карманные деньги, мелочь, которая у нас звякает в кармане, где-то есть капитал, с которого нужно уметь получать проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор. То есть опять ощущение другого мира, того «там, там, там» из «Приглашения на казнь», которое провидит только художник, человек с обостренным индивидуальным сознанием.

Итак, вот эти три условия художни­ческого сознания; а кто ими не обла­дает, тот, по Набокову, бездарен. Персонификация такой творческой бездарности — Николай Гаврилович Чернышевский, кумир русских социалистов и любимый писатель Владимира Ильича Ленина. Набоков вставляет в роман целую био­графию Чернышевского, написанную на основе гигантского документального мате­риала, — но это биография, конечно, не апологети­ческая, а граничащая с фельетоном. Чернышевский для Набокова — это комический, нелепый персонаж. И Набоков показывает, что героический образ борца, философа, политика — это иллюзия, что на самом деле Чернышевский все время совер­шал нелепые поступки и в его случае не приобретения компенсировали потери, а наоборот, он каждый раз наказывался, а не вознаграждался за всевозможные ошибки своего сознания. И ошибки его сознания, как показывает Набоков (вовсе не извращая факты биографии Чернышев­ского, а лишь комбинируя их особым образом), — это нечто противопо­ложное трем принципам, которые заявлены Годуновым-Чердынцевым. Если многопла­новое мышление — это необходимое условие для преображения мира, то у Чернышев­ского исклю­чительно одноплановое, одномерное сознание. Если второе условие — это жалость к уходящему, к преходящему, к обреченному на гибель, то у Черны­шевского нет этого — он весь устремлен к будущему, к революционному преображению мира. И третье — он абсолютно отрицает существование какого-то иного, другого мира, он весь живет в сфере политики, эстетически он абсолютно глух и слеп, он не может отличить березу от лиственницы или даже пиво от мадеры (это все не Набоков придумал — это все маленькие факты из писем Чернышев­ского). И судьба мстит Чернышевскому именно за его полную эстетическую слепоту и глухоту — об этом книга Годунова-Чердынцева.

Итак, в романе есть как бы правильный путь художника — и исторически он ассоцииру­ется для Годунова-Чердынцева с Пушкиным и с пушкин­ской традицией. Когда Годунов-Чердынцев начинает свой переход к прозе, он, как сказано в романе, «питается» пушкинским словом, он учится у Пушкина прозрачному ритму, выразительному слову, искусству детали. Он перечи­тывает и перечитывает Пушкина, Пушкин становится его вторым отцом-учителем. И есть антагонист — это Чернышевский; как Пушкин — идеальный родоначальник, который приводит к Годунову-Чердынцеву и, естественно, к Набокову, так и Чернышев­ский — родоначальник, чья линия приводит к Ленину, к коммуни­стической диктатуре и к гибели миллионов людей. Вот главное идейное ядро романа «Дар»...".

Георгий Атаманенко   25.06.2023 07:10     Заявить о нарушении
Монолог написан от лица автора, который тексты В.Набокова считает диким интеллектуализмом. Не всем же любить произведения В. Набокова! Вы их любите, за что Вам слава и хвала, Георгий, но как ни странно есть ещё люди, которые могут не согласиться с В.Набоковым в оценке и личност, и творчества Н.Г. Чернышевского. А Вам, Георгий, желаю того литературного успеха который был и у русско-, и у англоязычного В.Набокова!

Светлан Туголобов   25.06.2023 07:37   Заявить о нарушении
Борис, спасибо.

Георгий Атаманенко   25.06.2023 08:38   Заявить о нарушении
С чем то согласен. Но не со всем

Руслан Царгасов 15   25.06.2023 15:52   Заявить о нарушении
Я жду рецензию, Руслан!

Георгий Атаманенко   25.06.2023 16:57   Заявить о нарушении
Так кто же всё-таки слон в посудной лавке: критик, который давит, как паровой каток, например, начинающего автора, или издатель, который издаёт только тех авторов, которые его издателя, могут раздавить, если он не напечатает их тексты.
У меня не то чтобы своеобразная манера писать, но я совершенно не представляю газеты или журнала , где меня могли напечатать хотя , я думаю , я хорошо пишу. Даже для Крокодила не подошло бы. Носил в наш местный журнал. Это во Владикавказе. Отказали. Ни один мой рассказ не подходит для какого либо журнала. Странно.

Руслан Царгасов 15   25.06.2023 17:13   Заявить о нарушении