Контрастный душ для психики. Куйбышев
Разумеется, и сотрудники ЦСКБ часто летали в командировки, поскольку работать приходилось с множеством НИИ, КБ, заводов СССР. Для повышения оперативности работы в ЦСКБ имелся свой авиаотряд. Это были Ан-24 и даже старичок Ил-14. В Москву и обратно каждый день летал один борт, а иногда даже два.
Я занимался разработкой одного из блоков системы управления, периодически, примерно раз в месяц летал в Куйбышев для согласования работ. Вот и в этот раз пришлось срочно лететь в командировку, в ЦСКБ, вместе со своим начальником лаборатории, далее по тексту – «Шеф».
Летать самолетами авиаотряда ЦСКБ было просто и удобно. Поезд шел в Куйбышев больше суток, на аэрофлотовский рейс билеты не всегда достанешь, кроме того аэропорт прилета - Курумоч находился далеко от города. Самолеты ЦСКБ прилетали на заводской аэродром в черте города. К тому же, за экипажем и командировочными приезжал автобус предприятия, который вывозил пассажиров с огромной территории завода «Прогресс», где находилось ЦСКБ. Автобус привозил прилетевших прямо к ведомственной гостинице, в которой они и жили во время командировки.
Опять же, такие полеты очень нравились нашей бухгалтерии, оплата самолета шла безналом, и наличные мы получали только для оплаты гостиницы, плюс суточные, то есть очень немного. А бухгалтерия на наших командировках значительно экономила фонд наличных, получая за это премиальные.
В среду днем, мы с Шефом приехали в Домодедово, сели в ЦСКБ-эшный Ан-24, через три часа прилетели в Куйбышев, ведь винтовой "Антон" не самый быстрый самолет. Утром отправились на «фирму» Козлова, где плотно поработали с разработчиками. Уточнили и согласовали все вопросы по доработкам и изменениям конструкции спутника, нашей системы. Подготовили, а затем подписали необходимые документы. Ближе к вечеру съездили погулять в центр Куйбышева. Отлет домой планировался в пятницу, в первой половине дня с заводского аэродрома.
В пятницу утром пришли в ЦСКБ, заглянули в секретариат, что бы записаться на самолет. Нам сообщили, что народу сегодня летит немного, можно и без записи, сообщили время вылета. До отлета оставалось еще больше двух часов, и мы спокойно пошли обсудить с разработчиками КБ новые мысли и идеи, который нас с Шефом осенили накануне вечером. Продуктивно и интересно пообщались с коллегами.
Затем пошли опять в секретариат, узнать, когда подъедет автобус и отвезет нас к самолету. И тут на нас «пролился» ледяной душ! Оказывается, из-за того, что людей на рейс набралось мало, вылет перенесли на час раньше, про нас забыли, и самолет уже улетел!
ТАска-а-а!
Получалось, что добираться домой нам предстояло на поезде. На аэрофлотовский самолет у нас просто не было денег, да и билеты на пятницу, на Москву купить было нереально. Оставалось ехать через весь город на вокзал, а там пытаться сесть на проходящий поезд. Опять же денег на купе, и даже на плацкарт у нас не набиралось, а значит придется больше суток тащиться в общем душном и грязном вагоне. Это еще если удастся билеты взять, ведь пятница!
Таска-а-а!
Секретарь посмотрела на наши вытянувшиеся лица, поняла, что нам предстоит. Сжалилась, тем более, что почувствовала, частично, и свою вину.
-Сейчас позвоню на завод, вроде бы у них сегодня тоже самолет должен был на Москву лететь, подождите…-
А что нам делать? Ну, конечно, ждем…
Секретарь позвонила своей коллеге, после чего сообщила:
-Летит в Москву заводской самолет! Прямо сейчас, так что спешите, может быть, успеете. В нашей экспедиции на аэродроме спросите начальника Юру Хар-ва, он договорится. Главное спешите!-
Мы шаркнули ножками и помчались на аэродром. А это ох, как далеко, через всю территорию завода. С километр будет, а время то, время поджимает.
А тут еще грязь! Весна, снег стаял, и жидкий чернозем с незасеянных газонов стекает на тротуары. Вот никак я не мог понять, ну почему такой завод, как «Прогресс», который серийно, успешно производит сложнейшие ракеты-носители Р-7, не может справиться с грязью?? Всего-то надо посеять многолетнюю траву, и будет чисто, красиво, как на многих других заводах, где мне приходилось бывать.
Ну, да ладно, сейчас не до того! Мчимся, шлепая обувью по залитому черноземом тротуару, глядим вперед, не взлетает ли наш самолет. Завод распланирован четко по кварталам как город. Впереди виден въезд на аэродром, он все ближе и ближе, мы все грязнее и грязнее. Плевать!
Но вот препятствие. Очередной заводской перекресток затоплен жидкой грязью. Вправо и влево дорога тоже затоплена далеко-далеко. Ну что тут делать?? Остается только разуться, форсировать это болото босиком, но кто нас тогда в самолет пустит?
Таска-а-а…
Спасение пришло неожиданно. Роль доброй феи выполнил замызганный самосвал ЗиЛ, везущий на стройку нового цеха бетон. Водитель быстро оценил наше бедственное положение, видимо не одних нас ему пришлось спасать в этом болоте.
-Мужики, прыгайте ко мне!-
Я запихал Шефа в кабину, сам, как киногерой Николая Рыбникова остался на подножке. Перекресток форсировали, наш ангел-хранитель довез нас до следующего перекрестка, аэродром почти уже рядом, но:
-Все ребята, мне здесь поворачивать, дальше сами!-
Ребята на бегу поблагодарили своего спасителя, и помчались дальше. Но вот и наша цель, забегаем в ворота аэродрома, видим домик экспедиции, перед ним лавочка. Сидят три мужичка, которые, явно уже отметили пятницу даровым авиационным спиртом. Спрашиваем, перебивая друг друга, задыхаясь после бега:
-Нам…бы…это…Юру…Хар-ва…-
Один из сидящих, в огромных очках, встает и слегка заикаясь говорит:
-Н-ну, я Ю-ю-р-ра!-
-Нам… надо… на заводской…самолет!-
-М-м-ужики! Что же так долго! У-улетел в-ваш самолет!-
Все! Как популярной песне – «Опустилось вдруг…» Твою дивизию! Трам-тарарам! Настроение упало на самое дно того болота, через которое нас перевез ЗиЛок-спаситель…
Юра ушел в домик. Шеф обессилено рухнул на скамейку. Я пошел искать обо что бы обтереть обувь, хотя, что толку, теперь придется тащиться назад, к проходной, затем на трамвае на вокзал… и, так далее…
Обошел домик экспедиции. За ним начиналась бетонная площадка, на которой стоял грузовой Ан-26. Возле самолета шла суета, его явно готовили к вылету. Московский борт улетел опять без нас, а этот готовили куда-то еще. Может на Урал, может в Сочи, а может на Кушку…
Вернулся к скамеечке, хотел поднять Шефа и тащиться с ним к проходной. В это время дверь домика пинком открылась, оттуда вылетел Юра с перекошенными лицом и очками:
-М-м-мужики, а самолет то не улетел!!-
Как будто мы утверждали обратное!
-За мной!- скомандовал Юра, уже не заикаясь, и помчался на площадку к самолету. Мы с Шефом, как цыплята, за мамой курицей рванули вслед. Подбежав к самолету, Юра царственно махнул нам рукой:
-Стойте там!-
Стоим. Юра подошел к статному авиатору, похожему на артиста В.Тихонова. Одет он был летную куртку, синюю аэрофлотовскую фуражку. Юрий начал ему, что-то говорить, размахивая руками, указывая то на нас, то на самолет. Авиатор согласно кивнул, Юра, снова, и не менее царственно, махнул нам рукой, мол «ко мне». Мы подошли, командир воздушного судна (КВС), а это был именно он, с легкой иронией поглядел на наш затрапезный вид и задал неожиданный вопрос:
-Ребята, вы хорошие люди?-
Поскольку от правильного ответа зависела наша судьба, летим или нет, мы дуэтом стали сообщать КВСу, что мы, именно те прекрасные люди, и лучше нас в радиусе 100 км просто никого нет. Командира это вполне удовлетворило, и он произнес:
-Значит так. Сейчас сюда привезут двух х…-
Он осекся.
-В общем, забирайтесь в самолет, садитесь там на лавочку. Кресла не занимать! На этих двух … не смотреть, с ними ни о чем не разговаривать, как будто вас в самолете нет! Понятно?-
-Понятно!-
Мы помчались в самолет, успев пожать руку Юре.
Пассажирская часть "Антона" представляла собой купе с четырьмя креслами по два в ряд, развернутых друг к другу. Между креслами был столик, за которым было бы хорошо проводить мини-совещание или играть в карты. Это по левому борту, по правому было спальное место – лавочка, на которую и уселись мы с Шефом. В иллюминатор увидели, как подъехала черная Волга с очень важными номерами, что-то «00-02», видимо, директорская. Из нее вышли два упомянутых КВСом персонажа. Мужички в серых плащиках, у каждого в одной руке портфель, в другой объемистый пакет из серой плотной бумаги.
Персонажи, видимо, министерские клерки, зашли в самолет, явно не обрадовавшись нашему присутствию, сели в кресла. Экипаж прошел в свою кабину, через некоторое время закрутился левый винт, потом правый, самолет тронулся, вырулил на ВПП, разбег и Ан в воздухе!
Мы с шефом, сидя на лавочке плечом к плечу, спина к спине, тихо радовались счастливому финалу своей командировки. Вечером мы попадем домой! Субботу и воскресенье будем отдыхать, а не трястись в прокопченном вагоне очень нескорого поезда!
Ура!
Всеми силами старались не глядеть на соседей по салону, дали же клятву КВСу! Но боковое зрение никак не отключить. Увидели, как эти два х… достали из пакетов водяру, закусь и принялись обмывать свой вояж. Пришлось закрыть глаза, поскольку корежило от того, что летят хмыри в относительно сытую Москву, и жрут продукты взятые из голодного Куйбышева, где практически всё по талонам, то есть по карточкам. Действительно, два х…!
Прилетели в Домодедово, рысью помчались на электричку до Павелецкого. Х…, которых никто не встречал, поскольку клерки были не того калибра, увязались за нами. Ехали в одном вагоне.
А мы с Шефом продолжали радоваться жизни, с секундным ужасом представляя, что нас ожидало, не успей мы на самолет. Пели осанну водителю ЗиЛка, Юре Хар-ву, и, конечно же, статному и человеколюбивому КВСу.
Свидетельство о публикации №223062501437