Поездка в Новгород Великий

Когда собиралась в Великий Новгород, очень разные чувства меня одолевали. С одной стороны , хотелось увидеть что-то необычное, яркое, соответствующее рассказам из русской истории, а с другой, боялась, что после Пскова поражать меня более нечем. Поезд шел ночью, поэтому никаких пейзажей из окна, ни описаний неба с облаками, ни названий мелькающих станций с говорящими названиями. Становлюсь привередливой, требующей комфорта, а плацкартный вагон, увы, его не дает. Ну, подумаешь, одна ночь и весь переезд, но даже не мечтайте о крепком сне. Я лишь завидовала тем, кто нежно обнимал свою подушку, ничего не замечая. Храп, ничем не ограниченный, гуляющий вольно по вагону, храп свистящий, с хрипотцой, с коленцами и всхлипами, к тому же духота, запах потных тел делают ночь незабываемой. И ты дремлешь, смиренно дожидаясь утра, каждый час открывая слипающиеся глаза и взглядывая на часы. В шестом часу я поднимаюсь, за окном солнце вырвалось из окружения облаков, словно невольник из плена,  победно и радостно смотрит на мир.
  Сегодня первый день лета, День защиты детей и еще  первый день моего путешествия. Через полчаса я в Великом Новгороде. Успела пообщаться с соседкой, узнать на каком автобусе лучше добраться до нужного мне места, а она успела рассказать вкратце чуть ли не половину своей прожитой жизни. Яркая, темноглазая, бойкая, такие всегда верховодят в своей семье. Ездила она в Москву, чтобы навестить свою девяностолетнюю мать, очень переживала за оставленное хозяйство. « Мужа разве можно оставить дома одного хоть на день? Тут же напьется, в дом наведет дружков, чего доброго беды наделает!» Знакомая история для многих, многих тысяч русских женщин! Безволие, пьянство, слабохарактерность, присущие поколению последнего тридцатилетия, кажется уходит, все больше сторонников ЗОЖ, а, может, веры в свои возможности.
  На карте нахожу место расположения моего отеля, а заодно получаю пространственное представление о городе. Проезжая по центру, кручу головой во все стороны и мне уже не терпится пройти и там, и еще там, и к тому, мелькнувшему за деревьями храму. Быстро договариваюсь с администратором и «въезжаю» в свой номер, который мне сразу понравился. Еще нет и девяти, а я уже гуляю по Кремлю. Меня не удивляют ни древние храмы, ни мосты через реку. Кажется, я получаю копию Пскова, хотя есть и свои отличия. Стены Кремля облицованы красным кирпичом, территория большая , ухоженная да и гораздо больше интересных сооружений , которые стоило посмотреть. Главный храм, Софийский собор, второй после киевской Софии, но не тринадцатиглавый, а пятиглавый с его удивительными фресками и новгородским крестом. В храме ведутся службы, можно заказать молебны, оставить записки и поставить свечи. В абсидных приделах находятся мощи князей святых Федора, Анны, Владимира, Мстислава. Поразила история князя Федора, который  умер в 13 лет перед запланированной женитьбой, а его невеста после этого ушла в монастырь. Похоронен был Федор в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, позже был канонизирован в святые, как и его невеста. Но мы больше знаем о его младшем брате Александре, получившем звание Невский.
 Дух старины, истории Древней Руси витает под высоким сводом храма, в узких полутемных приделах.
 Есть и еще одна интересная деталь. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя как символ святого духа, есть и легенда с ним связанная. Когда Иван Грозный учинил резню новгородцев, на крест присел голубь и окаменел от ужаса.
 Помимо Софийского собора , жемчужины России, есть здесь совершенно уникальный памятник Тысячелетия России. Его установили в 1862 году в честь летописного призвания варягов, а это произошло именно в Новгороде, откуда собственно и начинается история российского государства. Скульптуры вдоль периметра основания отражают шесть периодов истории России.
   Основная масса туристов еще не заполнила площадь Кремля, гуляю от здания к зданию, читаю таблички и наслаждаюсь красивыми видами. По мосту перехожу на Ярославово дворище, где снова нахожу много интересного .Вообще, весь город делится рекой Волхов на две половины, который еще со времен князя Ярослава называются софийской и торговой. Именно в торговой части обосновался князь, сюда подходили заморские корабли с товаром по пути из варягов в греки. После провозглашения Новгородской  республики сами торговые люди стали строить храмы, часто используя их для хранения своих товаров  от частых пожаров и от разграблений. Стоит здесь и ганзейский знак, изображающий два древних судна, а вместо парусов возвышаются два дерева, как символ связи стран и времен. Ганзейский союз возник в12 веке, в него входили Дания, Швеция , Любек, Готланд, а затем и Новгород. Остров Готланд в Балтийском море с городом Висби регулярно посещали новгородцы, А его жителей они называли варягами, тогда как жителей материковой Швеции они называли свеями.
   Удивил меня Кремлевский парк и своей величиной, и красотой аллей, и живописностью высоких раскидистых деревьев. Там я увидела памятник Сергею Рахманинову в окружении кустов сирени. В парке водится много соловьев, которые выводят свои трели, будто не существует ни шум улиц, ни множества людей, ни звуков музыки с Сенной площади во время праздников. Эти маленькие птички позволяли себя разглядывать, и не думая прятаться в кронах величественных лип. Первую порцию впечатлений я проглотила одним куском, нужно было передохнуть, прийти в себя после почти бессоной ночи.
   Я возвратилась в гостиницу и с блаженством провалялась на широкой кровати два часа. А потом снова продолжилось мое знакомство с городом. Некоторые улицы я уже знала, как и маршруты некоторых автобусов. Кстати, маршруток я здесь совсем не видела. Прошла до моста через Волхов и свернула на набережную. Теперь меня интересовала правая часть от моста, где виднелись шлемовидные купола храмов и где-то в гуще деревьев Антониев монастырь. Монастырь ныне не действующий, а основал его в 12 веке Антоний Римлянин. Я вдруг представила: шел себе римлянин по новгородской земле и подумал « А не поставить ли мне  монастырь на берегу!?» Однако, по легенде во время молитвы Антония вместе с  частью  отколовшейся скалы унесло в море ,аж , до самого Новгорода, но это только легенда. На подходе к монастырю стоит замечательный храм Рождества Богородицы, окруженный деревьями, будто подснежник в лесу. Очень домашний, незатейливый, с поленицей дров во дворе, и именно своей выверенной архитектурной простотой такой милый сердцу. А чуть дальше берег реки Волхов и стоящие в воде серебролистные  ивы, которые так и просились запечатлеть их, отражение  деревьев так сливается, переплетается, что уже и не разберешь, что реально. Шла я до монастыря долго и ноги мои стали возмущенно требовать отдыха. Нашла остановку автобуса и усталая, но совершенно довольная своим походом возвратилась в отель. Надо было разложить все по полочкам в моей голове, но еще долго перед глазами стояли то храмы, то удивительные фрески, то деревья , плывущие в воде.
    Утро следующего дня началось вопреки прогнозу без дождя, с быстро бегущими облаками, которые наводили тень на радостное летнее солнце. Доехала до автовокзала и оттуда на автобусе номер семь отправилась в путь. Меня ждал Юрьев монастырь. Оказалось совсем близко и минут через пятнадцать я была уже у стен монастыря. Еще рано, нет и девяти, две, три машины у входа и совсем мало посетителей. Тишь и благодать! Монастырь мужской, действующий и кое-где стоят запретительные таблички. В центре площади Георгиевский собор, самый древний на территории нашей страны. Ради этого стоило приехать в Новгород! Удивительный по своей простоте и строгости линий, как-будто выросший из земли древний старец. Дождалась открытия храма и зашла вовнутрь. Сплошь покрытые росписями высокие сводчатые стены с небольшими узкими оконцами, характерными для новгородской архитектуры. Скудное освещение, темные в полумраке лики создают таинственную атмосферу, не хочется говорить даже шепотом. Благоговение – главное чувство, которое испытываешь в этом храме. Переход к свету получается резким, будто выходишь из пещеры, и все еще оглушенная, с трепетом в душе выхожу за стены монастыря. А вид его со стороны озера Ильмень совершенно волшебный. Неохватные стволы старых ив красиво дополняет зеленое кружево серебристо-зеленой листвы, сквозь которое проглядывают то часть монастырской стены с колокольней, то купола Георгиевского собора. А небо, сливаясь с озером, вместе создают голубое облако, из которого, будто корабль, выплывает дерево и часть монастыря- призрака. Долго я любовалась волшебными видами, но пора и возвращаться к реальности. Пожалуй, это самое яркое впечатление за эти дни, ну, еще разве Софийский собор Кремля.
   Мой третий, последний день прошел очень насыщено, даже немного сумбурно. Не удалось попасть на утренний рейс в Старую Руссу и я взяла билет на 14 часов, а пока решила прокатиться на катере по реке Волхов до озера Ильмень, это всегда и познавательно, и красиво. Вдруг вспомнила легенду о Садко, и памятник ему посвященный в парке у стен Кремля. Вид с воды, действительно великолепный,  да и рассказ аудиогида дополнил мое представление о городе и его истории интересными фактами. А после водной прогулки заглянула к памятнику первой берестяной грамоте, найденной в Новгороде в 1952 году. Потом их будут находить и в других местах, но в Новгороде больше всех, более тысячи. Место, где была найдена первая грамота, оказалось на улице Великая перед обычным жилым домом. Совсем небольшая скульптура ребенка, пишущего на бересте, сразу и не заметишь, рядом памятная табличка. Я бы оставила табличку, а, вот, памятник, мне кажется, надо было поставить где-нибудь у Кремля и более значимых размеров, сообразно значимости этого события, например, как памятник Сергею Рахманинову. Огорченная этим фактом, я направляюсь на автовокзал пешком. Я уже изучила несколько маршрутов, самостоятельно могла соориентироваться в направлении, но заодно хотелось повнимательнее рассмотреть дома, вывески, полюбоваться бульварами и мелькающими куполами церквей. Город сохранил свое очарование, возвратив улицам старые исторические названия. Розважа впервые упоминается в берестяной грамоте 13 века и свое название взяла от древнерусского имени Розвад. Или Людогоща от славянского людогост – группа людей, гости, купцы. Мой отель находился на улице с красивым названем Федоровсий ручей, которая проходит от моста Александра Невского  и названа в честь древнего ручья (Плотницкого). А в нескольких десятках метров церковь Федора Стратилата 1361 года постройки. Эта церковь стала эталоном для новгородских зодчих. Федор Стратилат считается покровителем христианского воинства. Из жития святых известно, что Федор убивает мечом змея, который ежедневно поедал кого-то из горожан. Он был казнен за свою христианскую веру, претерпев жестокие пытки. После этого подвига Федора назначают военачальником, т.е. стратилатом. Рядом с Кремлем на Сенной площади находится внушительное здание с колоннами. Это Музей изобразительных искусств. Коллекция картин и скульптур достаточно богата, много известных имен как русского, так и зарубежного искусства. На мраморной парадной лестнице площадка с бюстом Александра II.  Как же здорово с рождения, только начиная знакомиться с миром, видеть белокаменные храмы, крепостные стены, мосты через реку, большие и раскидистые деревья в парках и вдоль улиц, слышать колокольный звон и пение птиц, не смотря на городской шум! Какими гордыми, свободными и счастливыми должны быть эти люди!
    Дорога в Старую Руссу оказалась утомительной , из-за ремонта дороги заняла почти вдвое больше времени, чем положено. Но по пути одна картинка меня несколько развлекла. По реке плыл плот с сооружением в виде домика, а на нем мужики,  радостно машущие нам, со счастливыми лицами, может рыбаки, может просто искатели приключений. Я тоже улыбнулась им из окна. Однако мои опасения  оказались не напрасными и для посещения музея Достоевского мне оставалось максимум полчаса. Какая досада! Практически бегом осмотрела основные комнаты, сделала несколько снимков дома для истории и на такси добралась обратно на автовокзал. Город увидела мельком, в основном, 3-, 4-х этажные дома-хрущевки, все как-то скудно и не ухожено. Представила, как здесь уныло и безрадостно зимой.
   Практически мое путешествие заканчивалось, осталось забрать вещи из отеля и на вокзал. Осталось несколько часов, всего одна ночь и я в Москве. Потом моя поездка мне будет казаться сном, то ли видела я Софийский собор Кремля, Юрьев монастырь, огромные липы и ивы на берегу реки, стоящие в воде, будто плывущие в ней, как и сам город, плывущий мимо из далекого далека, или мне все это приснилось.


Рецензии