глава 4, казаки в домонгольский период

Казаки в домонгольский период.
По утверждению историка Н. М. Карамзина,, казачьи войска существовали раньше даже Батыя.
Считаю необходимым рассказать о первых самых знаменитых представителях казачества. В народной памяти их жизнь обросла легендами и уже не ясно, где историческая память, а где реальные исторические факты. Но это не мешает народу с любовью вспоминать их и нам передать для назидания потомков.
В героическом былинном эпосе, среди образов оставшихся в нашей исторической памяти богатырей, Илья Муромец является одним из самых привлекательных и замечательных в своих мыслях и поступках. Для нас он смотрится как «старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович».
Былинный герой, крестьянский сын Илья стал совершать ратные подвиги в возрасте 30 лет. До этого он лежал дома на печи, будучи парализованным, с мальчишечьих лет. Но увечного Илью излечили захожие странники-калики, идущие на богомолья, дав испить ему целебного медового напитка, который в Древней Руси являлся лекарственным средством.
После этого Илья Муромец, вставший на ноги и почувствовавший в себе богатырскую силу, отпросился у стариков-родителей, как подобает послушному сыну-кормильцу, в далёкий стольный град Киев, к князю Владимиру. Те отпустили его («перечить не стали») с добрыми отеческими наставлениями. Больше в родительский дом он уже не вернётся, окончив жизнь на Киевщине. 
По пути туда былинный герой сразился со злым богатырём Святогором, победил его в поединке и завладел богатырским мечом-кладенцом. Затем он освободил город Чернигов, один из крупнейших в Древней Руси, от «злой» осады орды степняков-печенегов. Но остаться у черниговцев воеводой всё же отказался, сказав, что хочет стать дружинником у великого киевского князя. 
По дороге в Киев ему еще не раз пришлось сражаться.
Киевский князь за содеянные подвиги, силу и храбрость назначил Илью Муромца старшим воеводой над дружиной древнерусских витязей, которые стерегли южные рубежи родной земли от разбойных и опустошительных набегов степных народов, прежде всего печенегов.
Под его начало поступили знаменитые былинные богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай Иванович, Самсон Сильный, Чурило Пленкович, Ванька Заолешанин и Пересмяка. Эти витязи и стали богатырской заставой на границе Дикой Степи (или, как её ещё называют в старинных сказаниях и летописях — Дикого Поля), защищая южнорусские земли от нападения печенегов и других «ворогов».
Среди наиболее известных былинных подвигов, совершённых «матёрым казаком» Ильёй Муромцем, стало освобождение Киева от ханского войска Калина, осадившего город и старавшегося взять его измором. Богатыри смогли победить степняков, а их правитель стал платить дань князю Владимиру, больше не пытаясь вторгаться в русские пределы, которые бдительно оберегала былинная богатырская застава.
Затем Илья Муромец вместе со странником-богомольцем силачом Иванищем победили «Идолище поганое», которое со своими «татарами» захватило земли у священного христианского города Иерусалима и требовало дани с греческого (византийского) царя Константина.
былинный герой сказал:
Я иду служить за веру христианскую,
И за землю российскую,
Да и за стольный Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей…
Во всех былинах о русских богатырях Илья Муромец предстаёт как самая яркая фигура, как великий патриот родной земли, бескорыстный защитник всех обездоленных и обиженных, как честный человек. То есть «первый казак» на Древней Руси описывается как притягательная, нравственная народная личность.
Всё же более популярного былинного героя на Руси, чем Илья Муромец, исследователям не сыскать. Поэтому в преданиях старины глубокой простые люди отзываются о нём действительно с великой любовью:
Как одно-то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!..
Образ былинного Ильи Муромца, самоотверженно защищавшего русскую землю, в чём сходятся исследователи Древней Руси являлся воплощением представлений простого люда о подлинной ратной доблести, был идеалом народного героя.
О первом «матёром казаке» хочется сказать ещё одно доброе слово. Если собрать воедино все былины и героические песни об Илье Муромце, сложенные, как считают не без оснований специалисты, именно в XI–XII веках, то получится прекрасная по историческому и литературному звучанию «Русская Илиада». По-другому её назвать невозможно, иначе можно исказить историческое звучание былинного эпоса.
Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями и русским православием считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из села Карачарова близ Мурома. Некоторые историки XIX века также высказывали предположение, что его родиной могли быть Карачев и Моровск. По легенде Чоботок был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов чёботом — то есть сапогом.
Чоботок принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия и был причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году). Илия Печерский скончался около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января
В настоящее время мощи Илии Муромца покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Илии — средний палец левой руки — находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома. 
Сергей Хведченя. Страсти по Илье // Вокруг света, № 1 (2640), Январь 1994
Самодержавие духа СПб, Издательство «Царское Дело», 1996.
Не трудно заметить, что первые упоминания о казаках мы видим в истории — это Византия — впоследствии на границах Руси появятся такие структуры по границам Руси. С одним из самых знаменитых казаков мы познакомились. В обоих случаях этот термин подразумевает пограничную стражу.


Рецензии
мне кажется, что имперский миф о казаке Илье муромце несколько притянут за уши. Муромец и его сотоварищи были воинами киевского князя и никакой самоорганизацией не занимались. Традиция выводить историю казаков от богатырей связана с идеологией империи, которая опирается на военно-служилое сословие: дворянство + казаки (патриции и плебс).

Борис Днепров-Ячменев   27.06.2023 22:48     Заявить о нарушении