Буонапарте и Византия

Kirill Serebrenitski
16 январь 2017 г. 

1.
·
 ... Случайный зыбкий штрих, но длая меня - открытие, если угодно:
Летиция Бонапарт, Мадам Мэр, в юности очень тесно соприкасалась с византийскими обрядом, в старости - выбрала в духовники священника византийского обряда.

Имя, которое я нашёл в итальянской родословной: каноник о. Феделе Марчиано де Коронеи (Fedele Marchiano de’ Coronei 1789 + 1845), священник церкви Сан-Фердинандо в Неаполе, ректор семинарии в Бизиньяно.

И: конфидент (духовник) Летиции Бонапарт, матери Императора Наполеона (видимо, в 1820х-30х, судя по возрасту каноника).

2.


Марчиано де Коронеи - "l’antichissima e prestigiosa famiglia greco-alabanese", сицилийский род греко-албанского происхождения.
Они прибыли в Италию в 1533 году.
С  XVI века постоянно проживал в городке Сан Деметрио Короне (San Demetrio Corone), в Калабрии.
Это селение - центр калабрийских арбереши, то есть албанцев. С 1794 года там, в базилианском монастыре Сан-Адриано, находился коллегиум Корсини, где проходили обучение священники византийского обряда.
Вокруг Сан Деметрио Короне - албанские селения; совсем рядом - Бизиньяно (где управлял семинарией о. Феделе Марчиано де Коронеи.
Калабрийские и сицилийские арбереши (албанцы) принадлежали к униатской Итало-Албанской Церкви, и всегда строго соблюдали византийский риутуал.


3.

На Корсике греческие (майнотские) колонии утвердились с 1676 года. Поначалу они располагались в местности Паомия, на западе острова. Корсиканские греки также принадлежали к Итало-Албанской Церкви.
Но, поскольку они жили в фактической изоляции, - да ещё во владениях Генуэзской Республики (весьма веротерпимой), - их униатство было поверхностным. И до конца XVIII века корсиканские греки сохраняли старинную византийскую литургику.

В 1729 года греческие колонии были разгромлены горными корсиканцами во время гражданской войны. Почти все греки переселились в Аяччо ( в 1760х - около 100 семейств, от 600 до 1000 душ). 
В XVIII веке население Аяччо колебалось между 4-5 000 человек: в 1794 году, например, в этом городе - 4 701 житель.
И - от полутысячи до тысячи греков: каждый десятый, а то и почти каждый пятый в Аяччо - грек.

Внешне греки решительно отличались от корсиканцев, их удвиительные яростно-яркие одеяния сразу бросались в глаза.
То есть, - получается: первые годы жизни Наполеона прошли посреди визайнтийских отсветов.
И родители Наполеона, - Карло Мариа Буонапарте и Летиция Рамолино, - выросли среди греков, рядом с византийскими храмами.

4.
 
В 1768ом Корсику заняли войска  короля Франции. Первым военным губернатором стал лейтенант-генерал Луи Шарль Ренэ граф де Марбёф  (Louis Charles Ren;, comte de Marbeuf).
Выяснилось, что граф де Марбёф - эллинофил; он стал деятельно опекать корсиканскую Малую Элладу. 
В 1773 году по его приказу была выделена земля для новой колонии Каржез, в 30 километрах к северу от Аяччо. К маю 1775 году там обосновалось около 100 греческих семей, и выстроено около 120 домов.
В 1774ом король Луи XV своим указом превратил Каржёз в маркизат. Губернатор получил титул маркиза де Каржез,  marquis de Carg;se. Он стал,  таким образом, правителем корсиканских майнотов. На северо-востоке колонии по его приказу был возведён укреплённый замок.

Известно, что на протяжении нескольких лет мать будущего Императора, Летиция Буонапарте, каждое лето бывала в гостях в замке Каржез. Скорее всего, с ней приезжал туда маленький (лет пяти, шести, семи) Наполеон.Позже возникла легенда, которая сравнительно прочно держится до сих пор: граф де Марбёф – это подлинный отец Наполеона. По некоторым сообщениям, даже сам Бонапарт в юности готов был в это поверить.

Именно по протекции графа де Марбёфа сыновья Карло Буонапарте были отправлены в королевскую военную школу Бриенн на средства короля. 

5.

С 1774 года греческую общину в Каржезе возглавлял второй протогерас - Константин Стефанопули де Комнен.
Супруги Буонапарте были очень хорошо с ним знакомы.
Ближайшие друзья семьи -  Шарль Николя Сен-Мартен (он приобрёл титул сьёр де Пермон), - поставщик королевских войск; и его жена - Панориа (Мари-Анн) Стефанополи де Комнен, дочь Протогераса. Семья эта с 1784 года жила в городе Монпелье.

Именно там, в их доме 24 февраля 1785 года  умер 39летний  Карло Мариа ди Буонапарте.

Их дочь - Лаура Сен-Мартэн де Пермон, по мужу - Жюно герцогиня дАбрантес, жена Маршала Франции.
В своих мемуарах она уверяла, что Буонапарте происходят из той же семьи, из предок - принц Каломерос Комнен.

***

БОНАПАРТ И ПАРФЕНИЙ, ПАТРИАРХ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ.
28 nov 2012 at 6:00 AM

2 июня 1798 года генерал Наполеон Бонапарт во главе Восточного корпуса занял город Александрию.
Там, со времён почти что евангельских,  пребывал один из четырёх Вселенских Патриархов, - Папа-Патриарх Александрийский и всей Африки, Верховный Судия Православия.  С 1788го эту кафедру занимал Парфений II Панкостас, Папа-Патриарх Александрийский, престарелый грек с Патмоса.

Для Европы это был, по сути, один из двух высших иерархов Православия: кроме него был известен только Патриарх Константинопольский. Впрочем, в тор время Александрийская Церковь полностью зависела от Константинопольской, и сам Папа Парфений всю жизнь служил в Греции, и был протосингеллом.
Два прочих Патриарха древних православных Церквей, Антиохийский и Иерусалимский, обитали в глубинах Османии, и почти не были известны западному миру.

В Александрии находился также предстоятель Коптской Церкви – с 1797го:  Марк IX Папа Александрийский и Патриарх Престола святого Марка во всей Африке и на Ближнем Востоке Бонапарт поневоле оказался в роли покровитель Православия в Африке (а также заодно и коптского монофизитства; вряд ли командующий Восточным корпусом, в то время - атеист,  разумел разницу между двумя восточными вероисповеданиями)
Бонапарт решительно отменил все давние законы, ограничивающие права христиан.

Православное население Александрии и Каира начало усиленно сотрудничать с новыми властями, - пришельцами из христианской Европы.

Правда, сам Бонапарт в то время кажется, искренне увлекался исламом. Он и позже не раз высказывал к исламу почтение.
Он диктовал, много лет спустя, на Святой Елене: «…главнокомандующий,  ...старался внушить …доверие  обсуждением Корана, приглашая их разъяснить ему наиболее важные места и высказывая большое восхищение пророком. Французская  администрация  не  только  не посягнула на владения мечетей и религиозных  организаций,  но и охраняла их с пристрастием, которое могло быть результатом  только  искренней  склонности  главнокомандующего к мусульманской религии.
...   христиане - копты, греки, армяне, жившие в этой стране…воспользовались приходом армии для того, чтобы сбросить иго обычаев, не  страшась  мусульман.  Как  только  главнокомандующий  узнал об этом, он их обуздал.  Все вошло в свою колею. Древние обычаи были полностью восстановлены, что наполнило радостью сердца мусульман и внушило им полное доверие.
    Со  времени  революции  французская  армия не исполняла обрядов какой-либо религии. Она вовсе не бывала в церквах в Италии и не стала чаще бывать в них в Египте.  Это  обстоятельство  было  замечено проницательным оком улемов, столь ревностно  и  тревожно относившихся ко всему, что имело отношение к их культу. Оно  оказало  на  них  самое  благоприятное  влияние.  Если  французы  не были мусульманами,   то,   по   крайней   мере,   было   доказано,  что  они  и  не идолопоклонники;  султан  Кебир,  (то есть Бонапарт КС) несомненно,  находился  под покровительством пророка».

23 августа 1799 Бонапарт покинул Египет.  Войска удерживали Александрию до августа 1801го.  После ухода французских сил в Александрии начались погромы христианских храмов и кварталов. Папа-Патриарх Парфений бежал в 1804ом на остров Патмос, на свою родину, - из-за продолжавшихся угроз.


Рецензии