Буонапарте и Византия
16 январь 2017 г.
1.
·
... Случайный зыбкий штрих, но длая меня - открытие, если угодно:
Летиция Бонапарт, Мадам Мэр, в юности очень тесно соприкасалась с византийскими обрядом, в старости - выбрала в духовники священника византийского обряда.
Имя, которое я нашёл в итальянской родословной: каноник о. Феделе Марчиано де Коронеи (Fedele Marchiano de’ Coronei 1789 + 1845), священник церкви Сан-Фердинандо в Неаполе, ректор семинарии в Бизиньяно.
И: конфидент (духовник) Летиции Бонапарт, матери Императора Наполеона (видимо, в 1820х-30х, судя по возрасту каноника).
2.
Марчиано де Коронеи - "l’antichissima e prestigiosa famiglia greco-alabanese", сицилийский род греко-албанского происхождения.
Они прибыли в Италию в 1533 году.
С XVI века постоянно проживал в городке Сан Деметрио Короне (San Demetrio Corone), в Калабрии.
Это селение - центр калабрийских арбереши, то есть албанцев. С 1794 года там, в базилианском монастыре Сан-Адриано, находился коллегиум Корсини, где проходили обучение священники византийского обряда.
Вокруг Сан Деметрио Короне - албанские селения; совсем рядом - Бизиньяно (где управлял семинарией о. Феделе Марчиано де Коронеи.
Калабрийские и сицилийские арбереши (албанцы) принадлежали к униатской Итало-Албанской Церкви, и всегда строго соблюдали византийский риутуал.
3.
На Корсике греческие (майнотские) колонии утвердились с 1676 года. Поначалу они располагались в местности Паомия, на западе острова. Корсиканские греки также принадлежали к Итало-Албанской Церкви.
Но, поскольку они жили в фактической изоляции, - да ещё во владениях Генуэзской Республики (весьма веротерпимой), - их униатство было поверхностным. И до конца XVIII века корсиканские греки сохраняли старинную византийскую литургику.
В 1729 года греческие колонии были разгромлены горными корсиканцами во время гражданской войны. Почти все греки переселились в Аяччо ( в 1760х - около 100 семейств, от 600 до 1000 душ).
В XVIII веке население Аяччо колебалось между 4-5 000 человек: в 1794 году, например, в этом городе - 4 701 житель.
И - от полутысячи до тысячи греков: каждый десятый, а то и почти каждый пятый в Аяччо - грек.
Внешне греки решительно отличались от корсиканцев, их удвиительные яростно-яркие одеяния сразу бросались в глаза.
То есть, - получается: первые годы жизни Наполеона прошли посреди визайнтийских отсветов.
И родители Наполеона, - Карло Мариа Буонапарте и Летиция Рамолино, - выросли среди греков, рядом с византийскими храмами.
4.
В 1768ом Корсику заняли войска короля Франции. Первым военным губернатором стал лейтенант-генерал Луи Шарль Ренэ граф де Марбёф (Louis Charles Ren;, comte de Marbeuf).
Выяснилось, что граф де Марбёф - эллинофил; он стал деятельно опекать корсиканскую Малую Элладу.
В 1773 году по его приказу была выделена земля для новой колонии Каржез, в 30 километрах к северу от Аяччо. К маю 1775 году там обосновалось около 100 греческих семей, и выстроено около 120 домов.
В 1774ом король Луи XV своим указом превратил Каржёз в маркизат. Губернатор получил титул маркиза де Каржез, marquis de Carg;se. Он стал, таким образом, правителем корсиканских майнотов. На северо-востоке колонии по его приказу был возведён укреплённый замок.
Известно, что на протяжении нескольких лет мать будущего Императора, Летиция Буонапарте, каждое лето бывала в гостях в замке Каржез. Скорее всего, с ней приезжал туда маленький (лет пяти, шести, семи) Наполеон.Позже возникла легенда, которая сравнительно прочно держится до сих пор: граф де Марбёф – это подлинный отец Наполеона. По некоторым сообщениям, даже сам Бонапарт в юности готов был в это поверить.
Именно по протекции графа де Марбёфа сыновья Карло Буонапарте были отправлены в королевскую военную школу Бриенн на средства короля.
5.
С 1774 года греческую общину в Каржезе возглавлял второй протогерас - Константин Стефанопули де Комнен.
Супруги Буонапарте были очень хорошо с ним знакомы.
Ближайшие друзья семьи - Шарль Николя Сен-Мартен (он приобрёл титул сьёр де Пермон), - поставщик королевских войск; и его жена - Панориа (Мари-Анн) Стефанополи де Комнен, дочь Протогераса. Семья эта с 1784 года жила в городе Монпелье.
Именно там, в их доме 24 февраля 1785 года умер 39летний Карло Мариа ди Буонапарте.
Их дочь - Лаура Сен-Мартэн де Пермон, по мужу - Жюно герцогиня дАбрантес, жена Маршала Франции.
В своих мемуарах она уверяла, что Буонапарте происходят из той же семьи, из предок - принц Каломерос Комнен.
***
БОНАПАРТ И ПАРФЕНИЙ, ПАТРИАРХ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ.
28 nov 2012 at 6:00 AM
2 июня 1798 года генерал Наполеон Бонапарт во главе Восточного корпуса занял город Александрию.
Там, со времён почти что евангельских, пребывал один из четырёх Вселенских Патриархов, - Папа-Патриарх Александрийский и всей Африки, Верховный Судия Православия. С 1788го эту кафедру занимал Парфений II Панкостас, Папа-Патриарх Александрийский, престарелый грек с Патмоса.
Для Европы это был, по сути, один из двух высших иерархов Православия: кроме него был известен только Патриарх Константинопольский. Впрочем, в тор время Александрийская Церковь полностью зависела от Константинопольской, и сам Папа Парфений всю жизнь служил в Греции, и был протосингеллом.
Два прочих Патриарха древних православных Церквей, Антиохийский и Иерусалимский, обитали в глубинах Османии, и почти не были известны западному миру.
В Александрии находился также предстоятель Коптской Церкви – с 1797го: Марк IX Папа Александрийский и Патриарх Престола святого Марка во всей Африке и на Ближнем Востоке Бонапарт поневоле оказался в роли покровитель Православия в Африке (а также заодно и коптского монофизитства; вряд ли командующий Восточным корпусом, в то время - атеист, разумел разницу между двумя восточными вероисповеданиями)
Бонапарт решительно отменил все давние законы, ограничивающие права христиан.
Православное население Александрии и Каира начало усиленно сотрудничать с новыми властями, - пришельцами из христианской Европы.
Правда, сам Бонапарт в то время кажется, искренне увлекался исламом. Он и позже не раз высказывал к исламу почтение.
Он диктовал, много лет спустя, на Святой Елене: «…главнокомандующий, ...старался внушить …доверие обсуждением Корана, приглашая их разъяснить ему наиболее важные места и высказывая большое восхищение пророком. Французская администрация не только не посягнула на владения мечетей и религиозных организаций, но и охраняла их с пристрастием, которое могло быть результатом только искренней склонности главнокомандующего к мусульманской религии.
... христиане - копты, греки, армяне, жившие в этой стране…воспользовались приходом армии для того, чтобы сбросить иго обычаев, не страшась мусульман. Как только главнокомандующий узнал об этом, он их обуздал. Все вошло в свою колею. Древние обычаи были полностью восстановлены, что наполнило радостью сердца мусульман и внушило им полное доверие.
Со времени революции французская армия не исполняла обрядов какой-либо религии. Она вовсе не бывала в церквах в Италии и не стала чаще бывать в них в Египте. Это обстоятельство было замечено проницательным оком улемов, столь ревностно и тревожно относившихся ко всему, что имело отношение к их культу. Оно оказало на них самое благоприятное влияние. Если французы не были мусульманами, то, по крайней мере, было доказано, что они и не идолопоклонники; султан Кебир, (то есть Бонапарт КС) несомненно, находился под покровительством пророка».
23 августа 1799 Бонапарт покинул Египет. Войска удерживали Александрию до августа 1801го. После ухода французских сил в Александрии начались погромы христианских храмов и кварталов. Папа-Патриарх Парфений бежал в 1804ом на остров Патмос, на свою родину, - из-за продолжавшихся угроз.
Свидетельство о публикации №223062501684