Верить ли Апостолу Павлу?

Многие исламские миссионеры, приводя иногда в качестве своих аргументов цитаты из Нового Завета, ссылаются обычно только на слова самого Иисуса Христа, но при этом, тем не менее, отказываются признавать труды Апостола Павла. А ведь его Послания составляют почти половину книг из того же Писания. Такую позицию сами мусульмане объясняют тем, что Апостол Павел якобы исказил христианское учение, которое первоначально имело несколько иной вид. Но вот справедливы ли такого рода высказывания? Попробуем разобраться в этом несколько подробнее.
В оправдание такого подхода приводится в качестве главного аргумента то, что Павел не знал Иисуса Христа во время его проповеднической деятельности, не видел Его после Воскресения из мёртвых и не был свидетелем Его Вознесения. Да, действительно это так. Апостола Павла не было как среди двенадцати (Мф.10,2-3), так и среди семидесяти апостолов (Лк.10,1). Более того, он тогда никак не мог быть сторонником Христа, раз спустя некоторое время стал яро гнать Его последователей. В лучшем случае он мог находиться в толпе, которая кричала Понтию Пилату: «Распни Его!» (Лк.23,21). Но и это вряд ли. Павел ни в своих речах, ни в своих Посланиях, ни разу не упоминает о таком эпизоде своей жизни. Скорее всего, с ним этого не было, да, по сути, и не могло быть, поскольку будущий Апостол, в то время ещё по имени Савл, что в переводе означает «одолженный», находился ещё в довольно молодом возрасте и учился в фарисейской школе Гамалиила (Деян.22,3). Когда происходило убиение диакона Стефана, при котором Савл непосредственно присутствовал, то он тогда был ещё юношей (Деян.7,58). Ясно, что в выше описываемых историях будущий Апостол участвовать, в принципе, не мог. Но это происходило прежде. Однако при этом были и последующие события, которые, в то же время, не учитывать тоже нельзя.
Разумеется, в центре этих повествований особое место имеют обстоятельства непосредственного призвания тогда ещё Савла самим Иисусом Христом (Деян.9,17-18), Который специально, можно сказать, воззвал его с небес непосредственно для такой цели. Об этом событии впоследствии сам Павел дважды упоминал в своих речах (Деян.22,6; Деян.26,13) и один раз указал на это в своём Послании (1Кор.15,8).  Такое явление Христа настолько сильно повлияло на Савла, что он не только резко переменил свою позицию в отношении христиан, но и испытал от этого довольно сильный стресс, когда лишился на время зрения и три дня не ел и не пил (Деян.9,9). И только приход к нему Анании и его благословление по прямому указанию Христа вернуло нового призванного  Апостола в нормальное состояние (Деян.9,17-18). Он тогда же крестился и принял, как и другие апостолы, дар Святого Духа (1Фес.4,8).
Возникает в таком случае вполне закономерный вопрос: а были ли после такого необычного призвания настоящие апостольские полномочия у Павла? Это важно тем, что именно апостолам предстояло тогда нести в массы новое учение, которое они получили непосредственно от Иисуса Христа. Не будем забывать, что сам Спаситель непосредственно определил это предназначение самим апостолам:

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня (Мф.10,40).
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и теперь Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:19–20).

Такая деятельность восходила своими корнями ещё в ветхозаветную эпоху, где Слово Божие распространялось только через самих пророков или посланников, деятельность которых определял непосредственно сам Господь Бог (Ам.3,7). Это впоследствии подтвердит уже Апостол Пётр:

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1,21).

Ближайшие ученики Христа, таким образом, по своему наставническому назначению полностью приравнивались к пророкам Ветхого Завета, поскольку именно на них ложилась эта непростая миссия в повсеместном распространении евангельского учения. Павел соответственно вовсе не считал чуждым также причислять себя к таким же ученикам (1Кор.9,2), не полагая при этом свою миссию ниже, чем у предшествующих ему апостолов (2Кор.11,5), и признавал со своей стороны истину всей совокупной апостольской деятельности:

То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф.3,4-5).
Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе (2Кор.2,17).

Что же касается собственной миссии Павла, то он её оценивает совершенно аналогичными характеристиками:

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал.1,11-12).
Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка;к слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих (1Фес.2,13).
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (1Кор.2,12-13).

Из всего вышесказанного мы можем сделать вполне логичный вывод, что учение  Павла не только не выходило за рамки всеобщей апостольской деятельности, но и вполне соответствовало тем изначальным установкам, которые были даны, как мы видели, ещё в Евангелии самим Спасителем.
Нелишне будет заметить, что о правоверной деятельности Павла сказано, по мнению ряда мусульманских богословов, также в Коране. Нет, имя самого Апостола там нигде не названо, но вот в наличии о нём повествования в главной книге мусульман, сомневаться одновременно тоже не приходится:

Мы к ним отправили двоих,
Но их они отвергли.
На помощь им Мы третьего послали,
И людям молвили они:
"Поистине, мы к вам Аллахом посланы сюда" (36:14).

Внимательный читатель, хорошо знающий Новый Завет, наверняка здесь увидит сходство с эпизодом, описанным в Деяниях святых Апостолов, где сказано о начале христианской миссии Павла и Варнавы, после чего к ним присоединяется будущий евангелист Марк (Деян.13,2-5).
Что же касается утверждения о том, что Апостол Павел сильно изменил Христианство, то доказательств этому на самом деле никаких нет. Напомню, что Павел не написал ни одного Евангелия, хотя сам был знаком с евангелистами, а с одним из них – Лукой находился в постоянной дружбе, цитируя однажды его же Евангелие (1Кор.11,23-25). Это не говоря о том, что Павел хорошо знал и других апостолов Христа. Так что источников для получения необходимой информации о проповеднической деятельности Спасителя у Апостола было вполне достаточно. Второй момент заключается в том, что Послания Павла ничем не противоречат аналогичным трудам других апостолов, а местами и подтверждаются ими (2Пет.3,15).
Из вышесказанного, таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что христианское учение как таковое стало оформляться в своём традиционном виде ещё до Апостола Павла, где он сюда внёс лишь дополнительные, хотя и немаловажные доводы из собственной проповеднической деятельности, обогатив тем самым это учение своими ценными познаниями. Ведь так складывалось всё Христианство, где каждый учитель всей Церкви вносил сюда что-то своё, как сказано: «кто пророчествует, тот обучает церковь» (1Кор.14,4),  из чего мы и получили в итоге широко распространённую мировую религию, в построении которой Павел, что следует, несомненно, признать, действительно сыграл отнюдь не последнюю роль.

2023 г.


Рецензии