Живёт человек в деревне

                Живёт человек в деревне
С чем у простого обывателя ассоциируется деревня? Это прежде всего удалённость от цивилизации городов, с недостатком для её жителя множества условий жизни в быту и на производстве, того, что имеется в городских условиях. Это средний, а то и низкий уровень культуры и образованности, что иногда называется более резко- дикостью и невежеством. Ну и конечно же, недостаточное материальное обеспечение человека, можно добавить с повышенными запросами. (Ни когда нельзя было сравнивать зарплату в городе и в деревне.) Наверное,  в недалёкие времена, для решения этих и некоторых других подобных проблем округлим- для поиска счастья, и происходила миграция из деревень в города.
Этот процесс начинался определённо и целенаправленно- для расширения производства, строительства объектов промышленности так, как не хватало городской рабочей силы. Воспитанный городом человек уже не мог, да и не хотел справляться с теми задачами, что для деревенского было просто обыденностью. Деревня своим могучим резервом заполнила этот пробел. Но остановить эту кампанию, к сожалению уже не смогло ничто. Как и не вернулась большая часть «деревенских» горожан в родные места.  И теперь мы пожинаем плоды всего этого- резкое уменьшение численности сельского населения. Можно говорить, что эта тенденция предписана развитием цивилизации, а можно привести десяток других причин и примеров в оправдание этого катаклизма- сути не изменить. Потерю деревни для общества такой страны, как наша, невозможно будет компенсировать ничем.
Пока деревня существует- будет в общество внедрятся особый пласт культуры, который создан не одним поколением деревенского жителя. Когда- то в одном из советских фильмов была в нескольких словах  обозначена ценность и надёжность этого звена: «Потому, что мы- деревенские!»  А это означает только одно- деревенский житель обязан был компенсировать у себя в деревне те недостатки городской цивилизации своим собственным трудом. Как говорят здесь- своим горбом. Но это не прибавляло недостатков в его человеческих качествах, а видимо только увеличивало число положительных признаков-  и надёжность, и трудолюбие, и ответственность.
Из тех читателей, кто постарше, наверняка помнят основное условие создания и выживания семьи в послевоенные годы- накормить, обуть- одеть. О воспитании не шла речь, потому что деревенский человек с самых раннего детства воспитывался трудом. Мораль была проста- труд с детских лет формировал характер и психологию человека. И принцип выживания был каждому понятен- чтоб преодолеть недостатки в своей жизни надо «поменьше спать».  Это теперь, чтоб «накормить, обуть- одеть» нужно сесть в машину и «смотаться» в районный супермаркет и за полчаса «затариться». В те, теперь далёкие пятидесятые, и даже шестидесятые, большинство селян в райцентре могли не появляться месяцами. А зачем? Всё было своё. Хлеб- из печи, молоко- от коровы, картошка и прочее растущее из земельки- с огорода. И одежда- от старших к младшим. Только всё это надо добыть собственным трудом и быть не «тражиром», а предельно экономным. Мы теперь не понимаем слов- «конопи», «замашки», «прясть, ткать, вязать, валять». А вязали ещё не кружева, а сначала снопы, потом носки- варежки, и даже чули. А для этого ещё и вили верёвки. Некогда от такой занятости «шлындать» в район! А всё это делалось, конечно руками не одних взрослых.
Даже такой вопрос, как здоровье разбирался в деревенских условиях по- своему, просто и так же надежно. Во- первых не стояло проблемы излишнего веса, а именно она стоит у истоков многих современных болезней. Тогда не было болезни «грыжа позвоночника», скорее была «грыжа паховая или живота». Теперь же и на позвоночнике у каждого второго, а то и первого, а живот сам- вся грыжа. И читатель не даст соврать- наши родители пережившие войну и те трудности, связанные с ней, чаще уходили от нас в восьмидесятилетнем, а то и большем возрасте.  Нашими  же ровесниками, а то и нашими детьми- уже заполнены половина кладбищ.
 Не будем брать проблемы городского жителя, например: алкоголизация, безработица  и другие. Они мало теперь отличаются от проблем деревенских. Может потому и нередки теперь случаи возврата в деревню не погостить, а зачем-то- более значимым. Но тогда уезжали- тысячи, а возвращаются- единицы. Не будем говорить и о заселении деревни  выходцами из бывших южных республик. У них свой этнос, своя культура и религия, свои принципы воспитания и отношения к жизни. Но хотя бы дом не пустует.
Известно- ломать – не строить, и по скорости решения и по боли в душе- разные вопросы. Но мы, опять же по поговорке- думаем обычно «задним» умом, когда вернуться к восстановлению разрушенного уже поздно. А ещё опытные шофёры говорят, что ремонтировать машину надо как только услышишь «шорох». А когда «застучит» и «загремит»- это называется- приехали.
Деревню можно сравнить с родником с чистой водой. Но если много черпать из родника, дойдёт до того, что зачерпнёшь и грязь. А для того, чтоб пить чистую воду- дай роднику отдохнуть, помоги ему, вспомни- сколько тебе он отдал, дай ему набраться сил. И тогда родник, то есть деревня тебя ещё не раз выручит и не подведёт.
Колесник А. В.


Рецензии