Танковый биатлон в 1942 году

Этот мой материал может быть интересным разве что для мужчин, которые сами служили в армии или интересуются военной техникой. Молодежь играет в игрушечные танчики в электронных играх и их тоже может заинтересовать эта заметка.

До начала специальной военной операции на Украине танкисты нескольких дружественных нам стран соревновались на танковом полигоне в «танковом биатлоне», т.е ездили по пересеченной местности, преодолевая водные преграды и холмы, стреляли по мишеням, и все это надо было сделать на максимальной скорости. Лишь китайские танкисты выступали на своих танках, все остальные – на российских, специально подготовленных для соревнования. Так что многое зависело не от материальной части, а от умения танкистов – механика-водителя вести танк, наводчика орудия – метко поражать цели, а командиру правильно выбирать стиль прохождения дистанции. На полигоне собиралось много зрителей, а на трибуне для почетных гостей были министры обороны стан-участников и некоторых других государств, т.е. военные атташе посольств.  Обычно в этих напряженных соревнованиях побеждали российские танкисты. Начался этот танковый биатлон около десяти лет назад.

Но, оказывается, в далеком 1942 году было нечто подобное. Шла Великая Отечественная война, исход которой был еще неясен – немцы рвались к Сталинграду, а в это время танкисты устроили соревнование между собой на танках разных стран. Как это происходило и кто в итоге победил, и будет рассказано в этой заметке.

В 1942-м году на НИИБТ полигоне под Казанью прошли довольно масштабные и интересные соревнования танков. Этому турниру можно смело присвоить статус международного, так как помимо советских и трофейных немецких, в нем приняли участие и полученные по ленд-лизу английские и американские машины.

После эвакуации НИИБТ полигона осенью 1941-го года из Кубинки в Казань, первым серьезным сравнительным исследованием бронетехники стали совместные ходовые испытания танков Т-34, немецкой «трешки» и английских «Матильды» с «Валентайном». Задание на их проведение выдал Генштаб в декабре, но подготовить удалось только к концу января 42-го.

Были они достаточно короткими, всего 10 дней, так как оценивалась только проходимость по снегу. Т-34 удалось взять реванш у Pz.Kpfw.III за обидное и ставшее скандальным поражение годичной давности. Зимой Т-34 чувствовал себя гораздо увереннее, чем летом. Он уверенно въезжал на подъем, с толстым слоем снега, когда «трешка» пасовала и на более пологом и чистом.

С хода проходил снежные переметы, с которыми немец возился по четверть часа. В целом, Pz.Kpfw.III провалил эти тесты, лучше оказались даже англичане, несмотря на то, что у «Матильды» снег мог набиться под экраны ходовой. Немецкому танку досталось еще одно испытание, на нем опробовали разные конструкции противотанковых ежей, но оно было уже внеконкурсным.

В летние соревнования добавили танки США
После первого, зимнего этапа у АБТУ разгорелся аппетит, и на лето наметили еще один. Более длительный, так как этот этап начался в мае и продолжался практически все лето. «Матильду» в него не включили, с ней и так все было ясно. Но количество участников даже выросло.

Добавилось два американца М3 (легкий и средний). Чтобы не путаться в обозначениях, для простоты будем дальше называть их английскими прозвищами в честь американских генералов «Ли» (М3 средний) и «Стюарт» (М3 легкий). К немцу присоединился поменявший гражданство чех Pz.Kpfw.38t («Прага»), а в сборной СССР произошла замена. Т-34 отправился тренироваться по индивидуальной программе вместе с КВ-1, а на поле вышли Т-60 и Т-70.

Танки должны были пройти 1000 километров в различных дорожных условиях: по шоссе, проселку, вспаханному полю, травянистому лугу и мокрому песку. Усложнили специальными участками для проверки максимальной скорости, геометрической проходимости, возможности форсирования водных преград вброд и движению по болоту. Дополнительные баллы приносило топливо: как требуемое качество, так и потребляемое количество.

Необходимый километраж набрали только ленд-лизовские машины, причем даже его превысили. Рекордсменом стал «Стюарт», смог пробежать больше в два раза. Немцы сошли с дистанции гораздо раньше из-за поломок. Теперь коротко о результатах:

Кто был самым быстрым?
«Стюарт» оказался и самым шустрым. По шоссе разогнался до 60-ти км/ч. «Трешка» превысила паспортные данные, показав 45 км/ч, но личный рекорд двухгодичной давности побить не смогла. Тогда ей удалось обогнать даже БТ. Хуже всех выступил «Валентайн», всего 26 км/ч. Но вот средняя скорость движения у него оказалась на уровне, выручал тягучий и приемистый дизель с оптимально подобранными для него диапазонами передач КПП.

У кого самый «щадяший» расход топлива?
По расходу топлива приводить данные не имеет смысла, так как в разных источниках они отличаются почти в два раза, но общие выводы схожи. Самым прожорливым оказался «Стюарт», причем и самым привередливым, потреблять хотел только авиационный бензин с высоким октановым числом, поэтому для него наш бензин приходилось бодяжить присадками.

Для немцев исключений не делали, их устраивал 70-й бензин. И ели значительно меньше «Стюарта». Самым экономным стал дизельный «Валентайн», но и баки у него были самые маленькие, поэтому запас хода у всех машин оказался примерно одинаковым.

Кто лучше всего преодолевал движение в гору?
В горку увереннее всего лезла «трешка», смогла подняться по уклону с крутизной 35 градусов. Хуже всех оказались американцы. Причина в резино-металлических траках Гарри Нокса без грунтозацепов, не обеспечивающих должного сцепления с грунтом. Поскольку мощности двигателя вполне хватало, «Стюарту» дали поблажку и надели на гусеницу шпоры. Не помогло, танк стал просто зарываться в землю. Зато он реабилитировался при испытаниях на поперечный крен, который проходили в движении. Держал 35 градусов и скорее перевернулся бы, чем сбросил гусеницы. Ненамного отстал от него и Pz.Kpfw.III, 32 градуса. Остальные разувались уже при 25-26-ти градусах.

На заставке: Танк «Валентайн»

Кто самый проходимый?
Самыми захватывающими были испытания на проходимость. Начали с водных процедур. Брод, глубиной до полутора метров пересекали с хода. Утопили генерала «Ли», «Валентайна» и обоих немцев. Получили массу удовольствия, вытаскивая их трактором «Ворошиловец», а потом в процессе переборки двигателей, сушки электрооборудования и смазки ходовой части.

Все были удивлены, но речку прошел генерал «Стюарт», правда из-за того же низкого сцепления с грунтом на берег еле выполз со второй попытки. Наши танки пожалели, у них по паспорту брод и до метра не дотягивал.

Последним этапом было болото. Как написали в отчете, проходимое для человека, сложное для лошади и непреодолимое для колесной техники. Помогла и погода, целые сутки перед заездом лил дождь. Стометровую дистанцию надо было преодолеть туда и обратно. Лучшим оказался выступающий за немцев чех Pz.Kpfw.38t, ходил по болоту во всех направлениях, как по асфальту. Прошел болото и «Стюарт».

Т-60 и Т-70, в принципе, ходили тоже неплохо, но в их ходовую набивалась трава, из-за чего Т-70 во время одной из попыток застрял. «Валентайн» по свежему месту прошел без проблем, а при движении по своему следу засел, правда, вылез сам с помощью бревна. Хуже всех показали себя Pz.Kpfw.III, проползший всего 50 метров и генерал «Ли», не одолевший и 30-ти. Их пришлось вытаскивать тягачами.

В итоге было получено много очень ценной и полезной информации, которая пригодилась в дальнейшем, как в войсках, так и конструкторам при новых разработках. Остается пожалеть, что сохранились только фотографии и отчеты, кинохроника была бы не менее захватывающим зрелищем, чем танковый биатлон.

Конечно, проведенные в 1942 году испытания бронетехники разных стран без главного, для чего служат танки – стрельбы, не могли рассудить, танки каких стран в данном соревновании лучшие, но надо помнить, когда это проходило. И все же они дали ценную информацию для наших военных и конструкторов бронетехники.


Рецензии