Серёга Люстра

     Май 1981 года. Старшая группа школьной футбольной команды защищает свое чемпионство на соревнованиях городских школ. Таковых учебных заведений в нашем рабочем посёлке моего детства целых четыре. Хотя, посёлок и небольшой, но на двух промышленных предприятиях работает много народу, а стало быть и детей много. Школы тоже большие, современные и старой послевоенной постройки. Пацаны во всех дворах любят футбол и с удовольствием защищают мграют в трех подгруппах, по годам рождения. В посёлке, даже, две футбольные секции, каждая со своим стадионом и полем, на котором летом гоняют мяч кожаный, а зимой по льду плетёный. У нашего военного завода, даже, два поля на стадионе и одна хоккейная коробка...

     Весна благоухают солнечным теплом, ароматами сирени и черемухи, повсюду зеленеет травка и набирают силу берёзовые и липовые листочки. Учебный процесс седьмого класса идёт к завершению, чего не скажешь о начале процесса футбольного, где сначала ты играешь между школами за право выхода на районные соревнования. Затем "на районе" играешь за право участия в областном турнире "Кожаный мяч". Три года назад команда, в которой и сегодня играет ваш покорный слуга под номером четыре левого защитника, уже выходила "на область", завоевала там серебряные медали и Грамоты. Нам не хватило в финале уверенного пробития послеигровой серии пенальти и в подмосковные Химки защищать честь Горьковской области отправилась команда областного центра с громким названием "Аякс" (как будто они имеют какое-то отношение к знаменитому Иохану Кроиффу). Но не суть. О том соревновании в сборнике о детстве есть рассказ "Главный приз моего детства". И уже время прошло...

     А здесь за право защищать честь города идёт финал тринадцати-четырнадцатилетних парней. Мы, пацаны школы номер четырнадцать, повзрослели, почти все играем за футбольную ДЮСШ и рубимся на полном серьёзе со школой номер двенадцать. Ведём в два гола, но они наседают и пришли подавать угловой в нашей штрафной. Я, невысокого роста защитник, пытаюсь толкаться с высоченным парнем, который, явно, умеет забивать головой. Он центральный защитник своей команды. И тут слышу крик подающего, который встрепенул моего оппонента:
     - "Люстра", лови!
     Мой визави побежал и невольно, в борьбе, двинул правой рукой мне по челюсти, а я успел заметить на ней ниже локтя поперек большой шрам. Конечно, получив слегка в челюсть, я ничего не вспомнил, только в голове осталась кличка "люстра". Зато когда он в этом моменте головой забил нам гол и все бросились его поздравлять, на меня посыпался гнев:
      - Че ты плохо держал его! Из-за тебя пропустили, - зашипел Владик, наш центральный защитник, державший ещё одного высокого из команды соперника.
     Но тут подбежал Димка Епифанов, капитан и успокоил:
     - Не переживай, Стас, он слишком высокий для тебя. Это же "люстра", Серёга Елистратов, главный их забивала.
     И тут меня екнуло в темечко, Серёга! Елистратов! А в памяти всплыл случай из детского сада...

     Начало лета 1974 года. Сегодня погода не жаркая, солнышко сквозь жиденькие облака то и дело поглядывает на землю, шелестя в изумрудной листве лёгким тёплым летним ветерком. Дождя давно не было, кругом сухо и хорошо. Выпускной группе детского сада "Семицветик" осталось ходить сюда несколько дней. Садик закрывается на ремонт и каникулы, а мы уходим готовиться к школе. Выпускной послезавтра. Я непоседа и егоза, дамский угодник и небольшой задира в своей группе. Но это так, для понту. Серёжка Елистратов, высокий спокойный мальчик, всегда опрятно одетый, замкнутый и мало с кем дружит. Но мне почему-то хочется его напоследок подразнить. Видимо, синдром Наполеона, "кусать всех тех, кто выше ростом"...

     - Группа, собираемся на прогулку в лес. Быстренько одеваемся и выходим парами строиться в коридоре первого этажа, - голос Надежды Константиновны, моей любимой воспитательницаы, звучит мягко, но строго.
     Дети подчиняются ей, довольные обуваются и выходят в коридор. Там уже другая воспитательница выпускает нас парами на улицу, что бы мы не толпились и не мешали друг другу в небольшом помещении. Сквозь деревянную дверь с большим стеклом видна улица с нашими площадками, постройками и фигурками из металла. Мы с Маринкой, взявшись за руки, уже на улице, а Серёжку Елистратова тормознули из-за того, что его пара Светка Шубякова ещё не застегнула сандалии. А мне так хочется его подразнить, что он ещё не вышел на улицу! Уж так хочется! Так чешется все! И я, разворачиваясь к стеклу лицом, начинаю строить гримассы руками и мимикой лица, по-всякому вывод из себя спокойного Серёжку. Он стоит "каменным гостем" господина Пушкина, просто смотрит на меня безэмоционально. А меня-то бесит его спокойное состояние и ничего не остается кроме того, что расплываюсь лицом по стеклу и моя мимика становится совсем непотребной, а я изгаляюсь в новых жестах. Вдруг Серёжка как размахнется правой рукой! Как сожмет ладонь в кулак да как треснет по стеклу! Я только и успел отпрянуть назад да и Маринка в этот момент оттаскивает меня за ворот рубашки, потому, что первую часть группы повели к калитке детского садика...

     Сзади нас послышался звон разбитого вдребезги стекла, истошный Сережкин крик от боли и визг всех девчонок, которые ещё не успели выйти, а стоят за ним в коридоре. Осколки полетели наружу и рассыпались по асфальту. Мы все обернулась и в одну секунду большой кусок стекла сьезжает сверху вниз и ударяет пацану по руке ниже локтя...

     Когда прибежала наш врач, Нина Петровна, Сережкина рука кровоточила до самой ладони сквозь прижатый нянечкой вафельный полотенец, он тихо плакал, стараясь держаться мужественно, а воспитательница прижимала его к себе и держала руку в одном положении...

     Последние несколько дней, что остались до выпуска из детского сада и в том числе на выпускном, Серёжка проходил с гипсом от локтя до ладони, получив перелом руки большим куском стекла. Какие были разборки данного случая, честно говоря, не помню, но, вроде, ничего серьёзного, обошлось, мы же дети. Никто кроме Сережки, по счастливой случайности не пострадал...

     "Значит, это тот самый Серёжка и у него остался шрам на всю жизнь", только и подумалось мне, когда я на футбольном поле вспомнил тот случай в детском саду. Хорошо, что рука работает, помня, как двинул ею мне в челюсть, наверное, в отместку, и не усложняет ему жизнь  он, даже, играет в футбол...

     Вы знаете, я совершенно не помню окончание того городского турнира по футболу, зато помню, что со средней группой нашей ДЮСШ мы проездили все лето по Горьковской области и играли с другими районными командами. Трясясь на стареньком "ПАЗике" по районным дорогам и деревенскому бездорожью, получали при этом неподдельное детское удовольствие от путешествий и ещё, как говорили старшие, "командировочных". В выездных матчах на питание выдавали по 1 рублю 50 копеек за игровой день, а после домашнего мы получали талончики на 2 рубля 50 копеек и обьедались "от пуза" в единственном поселковом ресторане "Перекат", прихватывая с собой домой ещё по нескольку пирожных. Классное было время...

     А "Люстру", то есть, Серёжку Елистратова, я никогда после этого не видел больше и не знаю чем, как и где он живёт сегодня. Но тот случай о своей детской глупой выходке, которая могла стоить парню искалеченной руки, помню...

31 мая 2023 года


Рецензии
Да, мальчик Стасик, вели Вы себя, прямо скажем, некрасиво, что было, то было. Р.Р.

Роман Рассветов   01.11.2023 20:10     Заявить о нарушении
Был такое в детстве... На всех коллективных фото детсада сижу в кругу девчонок этаким бабаем... С улыбочкой...

Станислав Климов   02.11.2023 04:28   Заявить о нарушении
С детства понимали: без женщин мы, ну, куда? А с ними - хоть куда! Р.

Роман Рассветов   03.11.2023 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.