Магнитка
Не писать я уже просто не мог! И вот, наконец, я сел и написал! Доложу вам – мне стало легче! Видения, и мысли о моей бывшей работе практически покинули меня.
Но в запасе у меня есть множество других воспоминаний, которые тоже просятся на бумагу….
Магнитка
20 января 1978 года. Шесть часов утра. Звонит противным дребезгом заводной будильник! Я, на мгновение задержавшись, откинув одеяло выпрыгнул на пол и побежал в ванную умываться. Медлить было нельзя! Всё рассчитано по минутам! Умывшись, побрился станком с тупым лезвием и пошёл одеваться. Одежда была подготовлена мною с вечера (в армии научили), быстро оделся и пошёл в коридор одевать верхнюю одежду.
Ботики на меху, тёплое, тяжелое пальто с каракулевым воротником, шарф и шапка из кроличьего меха должны на какое-то время сохранить домашнее тепло на крепком морозе.
Термометр за окном на кухне показывал около минус 20.
Плавно, стараясь не наделать шума замком, закрыл дверь, и побежал по лестнице с четвертого этажа.
Когда я вышел из подъезда морозный воздух заставил вытащить край шарфа и прикрыть нос и рот, оставив небольшую щель для глаз.
До трамвайной останови было всего триста метров, и я уже через три минуты был в толпе, которая стремилась попасть во внутрь подошедшего трамвая. Оказавшись в самой середине, не прилагая никаких усилий только перебирая ногами я был занесён толпою в открытые двери, которые тут же начали закрываться, на пропустив в себя человек десять. Вагон тут же тронулся, оставив страждущих дожидаться следующего трамвая. Благо они (трамваи) шли в это время один за другим.
Толстая кондукторша непрерывно кричала, чтобы пассажиры проходили в салон и оплачивали проезд! Проходить было некуда поэтому никто на пошевелился. Зима, все в тёплой одежде, теснота!
Ехать мне было всего четыре остановки. Правда перед четвертой огромный прогон - проезд по дамбе и мосту через реку Урал. Расстояние, по-моему, около четырёх километров. Но все равно примерно вся поездка занимала минут 20, что довольно быстро. Многие люди добирались на работу по часу!
Вот, наконец, после моста и дамбы, трамвай повернул направо и, проехав метров сто остановился на остановке. Из динамиков раздался искаженный голос водителя трамвая – «пятая проходная». Все и без объявления знали куда приехали!
Дальше трамвай поедет к шестой, потом к седьмой проходной. Затем рельсы повернут налево и, объезжая, комбинат, метров через пятьсот будет остановка «Профсоюзная». Там рельсы разделятся и направо будет направление в «Соцгород», а налево трамваи потянутся вдоль комбината. Через три остановки будет центральная проходная. Она же имеет номер один. Проходная находится на большой, красивой площади с памятником по центру. Памятник представляет из себя фигуру Ленина. Его поставили вместо Сталина в 1961 году. Как выглядел памятник Сталину я не помню. Но, говорят, что Сталин был значительно лучше!
А Ленин – стандартная фигура, ничего особенного. Но стоит он высоко и с его места виден ряд доменных печей, и трубы трёх мартеновских цехов. К удовлетворению Ленина все трубы непрерывно дымили, причём дым каждой трубы имел свой неповторимый цвет. Памятник взмахом правой руки приветствовал эту картину!
За спиной памятника начинался Пушкинский проспект, уходящий в гору и вливающийся на горе в Соцгород (это сокращённое название района «Социалистический город».
Зрелище было впечатляющее! Архитектурный ансамбль был очень красив. Хотя почему был? Он и сейчас впечатляет граждан случайно или намеренно оказавшихся в этом месте. А я даже видел открытки с видами Магнитогорска и среди них имеется виды этой площади. К сожалению, зрелище периодически портилось застилающими весь вид клубами пыли и дыма.
Но я отвлёкся.
Вывалившись из трамвая, я, как и десятки других людей быстро пошел на лестницу, ведущую на переход, находящийся на высоте не меньше десяти метров над дорогой, трамвайными путями и забором, ограждающим территорию комбината. Переход по сути являлся широким пешеходным мостом, позволяющим проходить сотням людей одновременно в обоих направлениях.
На пути идущих на работу и с работы была устроена проходная. Это непримечательное сооружение служило препятствием для людей, вознамерившихся незаконно проникнуть на территорию комбината.
Конечно, если бы злоумышленник решил пройти на территорию во время массового потока трудящихся, то это удалось бы ему с легкостью. Так как при таком плотном потоке вахтёры не в силах рассмотреть подлинность пропуска. Достаточно было бы показать грубую имитацию.
Но у них, (вахтеров) скорее всего не было цели выявить людей без пропуска. Вернее, она была не основная! Главное для них утром - выловить пьяных из толпы. А пьяные были! Особенно после получки.
В охране служили суровые, опытные, тётки! Они выстраивались по двое с каждой стороны потока людей, перед проходной и выхватывали из толпы подозрительных!
Нужно отдать им должное – практически не ошибались. По слухам, уговорить их отпустить задержанного было невозможно. Человек, попавшийся на проходной, автоматом получал прогул, лишение премии и прочие неприятности. Ну а вахтеры – прибавку к премии и прочие удовольствия!
После «проходной» мост продолжался и перед идущими открывалась грандиозная перспектива рукотворного мира, похожая на рисунки художника - фантаста! Не знаю, удастся ли мне описать то что я видел ежедневно по пути на работу?
Впереди, примерно через 50 метров, мост разделялся. Налево поворачивали те, кто работал в доменном цехе, направо те, кто шел в мартеновские цеха, основной механический, паросиловой и др.
Я частенько останавливался на развилке и с изумлением смотрел на открывающийся вид. Представьте – слева во фронт выстроились десять доменных печей циклопических размеров. Последняя печь виднелась сквозь дымку. Могучий гул сотрясал воздух! Перед фронтом простиралось поле, застеленное рельсами. По рельсам ползают тепловозы с тележками, на которых установлены ковши, наполненные жидким чугуном направляющиеся в мартеновские цеха. Обратно ползут пустые. Движение до горизонта! И было понятно зачем были устроены пешеходные мосты на такой высоте!
Нельзя мешать непрерывному потоку чугуна! Десять миллионов тонн в год!
Справа стояли бесконечные стены мартеновских цехов. Длина каждого цеха была не меньше полутора км. Они стояли не параллельно, а под углом примерно 30 градусов к фронту доменных печей. Это было устроено с тем, чтобы был облегчен въезд и выезд в каждый цех. Ведь все они питались чугуном!
Сегодня было темно, солнце еще не взошло и, несмотря на то, что всё было залито электрическим светом смотреть было не интересно. Я привычно повернул направо и быстрым шагом, обгоняя попутчиков пошел по направлению к третьему мартеновскому цеху по заметно сузившемуся мосту.
Ну вот и мой спуск с моста, и через сто метров я попадал в рукотворное ущелье. Мартеновский цех состоял из двух корпусов – основной, где были все 12 печей и шихтовый корпус. Стояли они практически вплотную. Разделял их железнодорожный путь, а соединялись они несколькими мостами, по которым тепловозами подавались загруженные в мульды материалы для загрузки печей.
Основной цех был слева и был ограничен дымовыми трубами высотой 100 метров. Точнее, девять труб были по 100 метров, а последние три 120 метров. От фундаментов труб до рельсов ж/д пути расстояние было не больше двух метров, столько же было от рельсов до стены шихтового корпуса. Таким образом получалось, что проезд между цехами был не больше 6 метров. А учитывая, что высота стен цехов была около 50 метров, то казалось, что ты попал в глубокое ущелье!
Справа, вдоль шихтового корпуса была залита бетонная дорожка до железной двери нашей раздевалки. Окон не было, только бетонная стена, уходящая вдаль и вверх до бесконечности!
Окрашенная синей краской дверь открывалась с трудом, так как удерживалась противовесом из куска рельсы висящем на тросике через три ролика. Не успев увернуться, получив удар в спину дверью я оказался в коридорчике. Слева был вход в кабинет начальника участка, справа вход в раздевалку. Через щель в двери было видно, что в кабинете горел свет и я вошел. Кабинет был большой. Слева у стены стоял стол начальника. Стол был огромный, двух тумбовый столешница покрыта коричневым дерматином. За спиной у начальника стоял шкаф с застекленными дверками. На полках шкафа хранились котловые журналы. Рядом со шкафом стоял небольшой, одно тумбовый письменный стол. На столе расположились алюминиевый чайник с кипятильником, графин и несколько гранёных стаканов. В правом углу стоял ещё один небольшой письменный стол. Это было моё рабочее место. Я работал на этом участке старшим машинистом. На противоположной стороне, вдоль стены где был вход, стояли стулья с откидными сиденьями, каким-то образом попавшие сюда из кинотеатра. Шесть штук в одном ряду. Кроме этих сидений было ещё несколько стульев. В общем сидячих мест хватало, что бы можно было проводить собрания работающих на участке.
В кабинете был Витя Марков.
Витя Марков! Мой ближайший напарник по работе и даже друг. Работал котлоочистом. А сейчас он делал уборку и мыл пол. Витя был оформлен на полставки уборщиком. Приходил на работу на час раньше, убирался и мыл полы в душевой и кабинете.
Виктор был родом из Беларуси. По его рассказу, он после службы в армии завербовался к нам в Магнитогорск и конкретно сюда в паросиловой цех. Цель была подзаработать денег на строительство дома в Белоруссии. Однако здесь условия жизни оказались гораздо привлекательнее. Он женился у себя дома в деревне, привез сюда в Магнитогорск жену. Она устроилась на работу в детский садик. Здесь у них родился сын. Сейчас сыну исполнилось 10 лет, он кроме школы ходил заниматься в «музыкалку». Недавно они получили квартиру на ул.Правды, я помогал им в переезде. Сейчас Витя стоял в очереди на покупку «жигулей». Короче он, похоже, остался здесь навсегда! И я был этому очень рад, потому, что он мне нравился из-за своей открытости, дружелюбности. Роста он был небольшого, но энергии неуёмной. На месте не сидел, всё время что-нибудь делал. По возрасту он был на пять лет старше меня, однако выглядел старше.
- Витя, привет! - Поздоровался я, махнув рукой - как дела?
- Нормально – Ответил Марков.
- Мне сегодня нужно проверить манометры на котлах, скоро придёт с проверкой инспектор котлонадзора. Мурыкин вчера мне об этом сказал. Представляешь, уже год прошёл после последней проверки! (Мурыкин Владимир Васильевич - это наш начальник участка, я о нём позже расскажу)
Виктор согласно покивал головой. А я повернулся и пошёл переодеваться в душевую / раздевалку.
Душевая, раздевалка представляла собой комнату длиной 20 и шириной 6 метров. Высота потолка потрясала – не меньше 5 метров! Вдоль стен стояли металлические двухстворчатые шкафчики. В дальнем углу было огорожено помещение где было обустроена непосредственно душевая. Примечательно то, что горячей воды как таковой не было. Была только холодная вода и пар, которые смешивались непосредственно перед лейкой. Смесителем служил обрезок трубы диаметром 100 миллиметров с двух сторон заглушенный дисками и врезанными в эти диски трубы с водой слева и паром справа. Такой смеситель нужно было настраивать довольно долго, потому, что поначалу вместо пара шёл холодный конденсат. Но когда всё настроено - то мыться было одно удовольствие, вода хлестала с большим давлением и любой, настроенной лично тобой температурой! Единственный минус – стоял шум, треск. Это при смешивании происходила кавитация - пар «схлопывался» и вакуумные пузырьки наполняясь водой производили значительный шум!
А ещё в душевой была устроена парилка, по-моему, лично разработанному, проекту, (чем я гордился!). И мы, работники участка, частенько парились, и с вениками! Нашему начальнику, Мурыкину В.В. (фамилия такая) эта парилка очень нравилось. Настолько, что он приглашал париться своих знакомых начальников! После парилки они своей компанией закрывались в кабинете и отдыхали… .
Ну вот. Я переоделся, надев на себя красную от железной пыли одежду. Брюки, куртку, фуфайку. Я не упоминаю нижнее бельё, но его тоже приходилось менять, так как тончайшая пыль проникала через всё до самого тела. Да и в тело тоже проникала. Об этом свидетельствовали красные следы на домашних простынях, несмотря на то, что мы очень тщательно мылись после работы. Короче, нас все называли – «краснокожие».
Взяв свои инструменты – блокнот и авторучку, я выскочил на улицу и побежал в насосную. Насосная находилась между 22 и 23 котлом. Там была устроена «дежурка» - небольшая комната со столом и стульями (стулья такие же как в кабинете начальника – из кинотеатра). В дежурке происходила передача смены. Старшие машинисты смен рассказывали о состоянии дел в прошедшую смену, о поломках, если они были и т.п. Расписывались в дежурном журнале. Я, как старший машинист участка, забирал листки, на которых машинисты котлов каждый час в свою смену записывали показания приборов. Выслушивал все замечания и просьбы.
Сегодня ничего аварийного не было. И я, не теряя времени, побежал дальше на обход всего участка, начиная с 25-го котла.
Несколько слов о котлах.
У нас на участке работали 12 котлов КУ-80. Полное наименование – котёл утилизатор, производительностью 80 тонн пара в час. Утилизатор – это потому, что он использует тепло образующееся при плавлении, стали в мартеновской печи. Таким образом понятно, что на пути отработанных газов, направляющихся в дымовую трубу установлен котёл и тепло, которое просто бы выбрасывалось в атмосферу превращалось в горячий пар. (Собственно лет десять назад так и происходило, котлов не было!) Пар собирался в большие трубопроводы и направлялся на потребности производства и даже на отопление городских объектов. Пар, который мы производили имел очень приличные параметры – давление 12 атмосфер с температурой 350 градусов!
Чуть подробнее о самой мартеновской печи…
Мартеновская печь – грандиозное инженерное сооружение. Когда подробно сталкиваешься с тем как она устроена поражаешься - как человеческая мысль могла продумать, а человеческие руки превратить задуманное в реальность! Представьте огромный цех и на высоте 12 метров устроен этаж, на котором организовано непрерывное движение железнодорожных составов, механизмов загрузки, подъёмных кранов и прочей техники. И всё это служит для того, чтобы загружать в ванны печей (а их 12 шт.) разнообразные материалы. Загрузочные окна расположены как раз на этом уровне. Каждое окно закрывается подъёмным щитом с круглым отверстием, для наблюдения процесса. Подъёмные щиты охлаждаются водой, которая подаётся по гибким металлическим шлангам. Щитов 4 штуки. Они открываются вверх, легко и плавно. В проёмах открывается вид пустой ванны, в которую помещается 400 тонн расплавленной стали. Она образуется из множества материалов.
Для загрузки к печи подаётся состав из тележек на каждой из которых установлено по четыре «мульды». Это такие толстостенные металлические ёмкости. В них насыпают металлолом, известь, какие-то специальные материалы, названия которых я не знаю. И эти мульды загрузочная машина с боку, по очереди, поднимает как пушинки, засовывает в печь, переворачивает над ванной высыпая содержимое. Затем к окнам медленно подкатывается состав с ковшами наполненными жидким чугуном. Мостовой кран двумя огромными крюками поднимает ковш за боковые петли, а маленьким, зацепив ковш снизу начинает наклонять его и из ковша в печь, по подставленному лотку, устремляется огненная река, из которой непрерывно летят сверкающие искры!
Грандиозное зрелище!!!
Признаюсь, поначалу я неоднократно бегал посмотреть на эту красоту!
Когда печь загружена, окна закрыты то с боков загораются горелки, направленные вниз и центр. Раздаётся рёв горящего факела и из всех щелей показываются языки пламени! Начался процесс плавления. Длительность процесса зависит от того какую марку стали нужно выплавить и специализацию печи. Есть печи, выплавляющие порцию за пятнадцать минут! Они это делают с помощью подачи в ванну кислорода. Однако я не металлург и подробности сообщить не могу.
Внизу, под печью, по рельсам подаётся состав с изложницами. Изложница представляет собой металлический стакан, расширяющийся книзу. Стенки стакана толщиной 200 мм. В изложницу заливается жидкая сталь и остывая превращается в слиток металла высотой примерно четыре метра и сечением у основания метр на метр. Изложницу краном поднимают, а застывший слиток остаётся стоять на тележке. Состав из этих слитков, пока они не остыли, транспортируют в прокатные цеха и там изготавливают из них швеллера, уголки, или листы различной толщины.
Вернёмся к нашей печке.
В процессе плавления образуется огромное количество горячих газов. С двух сторон от печи вниз идут два газохода и углубляются под землю. Глубина залегания около шести метров по нижней отметке. За тем они сливаются в один, сечением три на три метра. Дальше газоход следует до дымовой трубы. Перед трубой отсекается шибером. Перед шибером устроено ответвление на котел. Для того, чтобы обеспечить необходимое разрежение после котла установлен дымосос Д-20. Это значит, что рабочее колесо дымососа два метра в диаметре. И оно вращается со скоростью 1500 оборотов в минуту. Этого хватает, чтобы все газы протащить через котёл и выбросить в дымовую трубу.
Уф! Наконец закончил краткое описание процесса производства.
А зачем я это делаю? В надежде, что кто-то любопытный прочтёт этот труд и удивится тому как раньше всё было устроено. Я сам теперь не знаю, как изменилось всё в мартеновских цехах, ведь я уже почти пятьдесят лет там не был! Однако, судя по тому, что дыма над комбинатом стало меньше изменения есть! Но об этом напишут другие!
Вернусь к нашим котлам. Я начал проверку манометров с 25 котла. Нужно было переписать номера манометров, убедиться в их исправности. Работа нудная, но очень важная! От правильности работы манометров зависит безопасность! А опасность была и очень серьёзная! Что такое пар под давлением, мне рассказывать было не надо. Я почти еженедельно имел дело со свищами в котлах. Когда образуется этот свищ, то снаружи котла слышен гул и вибрация. А для устранения свища нужно определить его местонахождение. Для этого нужно попасть внутрь и посмотреть, где что происходит.
Это была моя работа!!!
Конечно, обязанностей у меня было достаточно. Перечислять их – неблагодарное дело. У каждого кто работал будет своё представление о том, что собой представляют обязанности на рабочем месте. Они почти все важные и нужные. Но есть индивидуальности, которые окрашивают конкретное место и дают представление о важности выполнения данной работы в совокупности других. Такой работой была организация ремонта котла в случае аварии. А образование свища в котле это и есть авария.
Свищи возникали в котлах очень часто. Не проходило недели, что бы на каком-нибудь котле не прорвало трубу. Причина – очень агрессивное действие газов на металл трубопроводов. В состав газов входило много серы, а это в конечном итоге серная кислота. И это то, что лежит на поверхности. Что там было ещё, знали работники лабораторий, которые регулярно производили отбор проб. Но нам они о результатах не распространялись.
Хотел подробно описать процесс образования свищей, где они чаще всего образуются. Количество труб в котле, марку стали из которых они сделаны. Что такое пароперегреватель, экономайзер и т.д. Руки так и чешутся вывалить на бумагу весь объём знаний! Еле остановил себя!
Зачем?
Кому это надо?
Для чего я это всё помню?
Ответа на эти вопросы нет! Поэтому надо прекратить марать бумагу.
А что нужно рассказать - это метод устранения свищей. Он заключался в том, что котёл необходимо остановить…, остудить…. После этого наполнить холодной водой…. Нужно забраться внутрь, найти протечку…, слить воду и устранить свищ. Чаще всего путём ампутации трубы.
На это уходило почти двое суток!!!! В это время котёл не только не давал пар, но и приносил убыток. Вокруг суетилось множество народу.
За шесть лет работы я разработал несколько иной метод.
Мы останавливали котёл путём закрытия шибера, но от коммуникаций (паропровода и воды) не отключали. Таким образом внутри труб оставалось давление, но прохождение газов прекращалось, при этом дымосос не останавливался. Напротив слышимого свища, а это чаще всего был пароперегреватель открывали люк. Он был овальный размером 600 х400 мм. И я, предварительно одетый в ватные штаны, фуфайку, шлем, (на глазах защитные очки, рот заматывал шарфом в несколько слоёв. В руках переносная лампа в защитном кожухе.), нырял в котёл! При этом в люк, благодаря создаваемому дымососом вакууму, рвался холодный воздух, и я в этой струе воздуха, лёжа на горячих трубах, осматривался и находил свищ! Мне достаточно было иногда несколько секунд.
Снаружи за мной следили мои друзья котлоочисты. И когда я давал знак, что готов, меня с помощью привязанной к ногам верёвки вытягивали из люка.
Всё! Дело было сделано на 90%! Дальше перекрывали паропровод, воду, остужали котёл. Открывали лючок на коллекторе пароперегревателя, находили прохудившуюся трубу (которую я подсчитал) глушили её и всё. Котёл был готов к дальнейшей работе!
Время уходило на всё не больше одной смены т.е. 8 часов. Таким образом экономилось примерно 40 часов, за это время котёл мог выработать не меньше 400 тонн пара!
За эту работу я получал от Мурыкина В.В. один лень отгула! Что было для меня очень ценно, так как я учился в институте и, думаю, не надо объяснять в чём ценность времени для студента!
Но вот прошло много лет! И теперь, вспоминая то как я работал, оцениваю то, что я вытворял совсем с другой точки зрения! Сейчас я ни за какие «коврижки» не стал бы делать то, что делал. На самом деле все опасности не предусмотришь, а любая случайность в тех условиях могла стоить жизни! Но что было - то было! Я был слишком молод, да и мой начальник был не на много старше меня. Не скажу точно, но примерно лет на десять. В сущности, то же молодой человек! Иначе разве он разрешил бы мне такие фокусы! Дальнейшие события подтверждают мои мы мысли.
Я быстренько пробежал по всем котлам, проверил приборы, переписал манометры и вернулся в кабинет начальника и частично мой.
Мурыкин уже был на месте. Витя Марков тоже был в кабинете. Похоже собрание ночной смены уже прошло и все пошли в контору цеха. А там касса. Сегодня же аванс! Нам тоже не терпелось сбегать за деньгами. Но по опыту мы знали, что там сейчас народу много и очередь! Тем более без разрешения Мурыкина не пойдёшь! А он сказал нам, что пойдёт с нами в столовую доменного цеха! Ведь мы с Витей накануне ему рассказали, что ходили туда по короткой дороге по земле между рельсами. Если идти по мостам, то это очень далеко! Пол дня уйдёт, а здесь, метров 400, и ты в «дамках».
А посетить столовую доменного цех – дорогого стоит!
Собственно, мы и так были не обижены. Питались в столовой мартеновского цеха, а это столовая первой категории! Но в доменном цехе была столовая высшей категории. Про категории это наши рассуждения, на самом деле может там были классы или какое-нибудь другое разделение. Но различия были очень существенные!
Например, я питался в столовых ТЭЦ и ЦЭС. Примерное меню состояло: закуски 2 шт. - салат из капусты и винегрет. Первое 2шт. – щи и гороховый суп. Второе 2 шт. – отварное мясо и котлета по-полтавски. Третье - чай, компот, молоко, кефир. Плюс булочки, коржики и т.п. вполне сытный и вкусный набор!
А в мартеновской столовой всё нужно было умножать на три или четыре. Первые блюда – не заешь что выбрать! Всякие солянки, рассольники, борщи, щи, молочные супы. Второе – мясо трех сортов, гарниров пять шт., на сладкое - кисели, компоты, соки (особенно помню томатный!!!) Ну и всякие пирожки, оладьи, блины. (в столовой был собственный кондитер!) Все сразу не перепробуешь, приходилось каждый день брать что-то новенькое. В конце концов я, лично, выбирал определённый набор и был доволен. Например, как правило, брал борщ, на второе гуляш по-венгерски или кусок свинины с картофельным пюре ну и томатный сок. Наедался аж брюхо трещало!
Ну а в доменном цехе была особая столовая, там кроме работников цеха питалось заводоуправление и приводили туда гостей из Москвы из министерства. Столовая открывалась в 11 часов и туда устремлялись рабочие. А к 13 часам шли работники управления к этому времени подходили «дружинники» и просто так в столовую уже не попадёшь. Особо грязных не пускали. А мы были как раз из этой категории. Поэтому если была возможность, то мы ходили туда к 11 часам.
Меню разнообразием там особо не отличалось от мартена. Но качество было заметно выше! Например, такого картофельного пюре я больше нигде не пробовал! Среди закусок присутствовали рыбная икра и красная рыба. А какие были шашлыки!!! В мясных блюдах кроме обычного говяжьего и свиного мяса были кролики, курица, жареная рыба. Вкус зубатки до сих пор не забываю. Как они её готовили? Сколько я не пробовал дома ни разу даже приблизительно не получалось. А по ценам было ненамного выше. Конечно, икра и красная рыба была не по карману для нашего ежедневного употребления. Ну, а для доменщиков и управленцев вполне…
Я всё размышляю о причинах, которые двигают нашими желаниями. Не только в пределах, о которых я пишу – но гораздо шире! Ну ведь под носом у тебя вполне сытая и вкусная еда! Нет! По слухам, есть ещё вкуснее! И мы ищем возможность попробовать, поиметь! Ответа у меня нет. Этому подвержены практически все. В том числе и я. Сейчас с возрастом пыл поубавился. Однако, думаю, что это происходит по мере ухода жизненных сил, а не как приятно было бы думать, с приходом мудрости!
Вот и в этом случае мы с Мурыкиным были соблазнены Витей рассказами о необыкновенных вкусностях. Меня то не надо было уговаривать. Мы с Марковым уже неоднократно бегали в столовую к доменщикам между рельсами. Хорошей дороги там не было, были некоторые тропинки, протоптанные железнодорожниками в технологических целях для переключения стрелок. И вот мы выбирали момент, когда не было состава, который выходил из мартена и состава, который подавался в мартен и пробегали между рельсами по направлению к столовой. И это нам всегда удавалось! Минут пятнадцать прыжков по рельсам, и мы у заветного здания.
Ну, а сейчас время ещё было мало для столовой, не было и десяти часов, и мы сели пить чай в кабинете. В это время мы каждый день пили чай!
Чай это отдельная история! Чай нам выдавали бесплатно! Мурыкин получал на участок в месяц один килограмм чая. Это очень много. Половину он отдавал в смены, старшим машинистам, а половину мы выпивали в кабинете в тесном кругу, втроём! Но и, разумеется, угощали если кого занесёт на огонёк. Сахар, конфетки, печенки, приносили из дома.
А чай был высочайшего качества! Я больше никогда такого не встречал! Он был прямиком из Индии. Наши там строили металлургический комбинат в Бхопале, ну и в ответ получали презент в виде чая. Поставки были прямые поэтому в Москве не успевали разбавить мусором. Мурыкин рассказывал, как он получал чай. Говорил, что при нём распаковывали тюк и развешивали чай по цехам.
Чай был чёрный. Рассказывать о вкусе пустое дело. Но, поверьте на слово, аромат и вкус свежезаваренного чая в том грязном и вонючем кабинете был просто волшебным!
Мурыкин никому не доверял заваривать чай! А заваривал по - простому… Дожидался, когда закипит наш алюминиевый чайник. Выключал его, открывал, насыпал на внутреннюю часть крышки горку заварки и переворачивал крышку в чайник, закрывал его и ждал пять минут. Всё! Чай готов!
Мы выпивали по два стакана. Двухлитрового чайника хватало нам и если кто заходил, то и гостю. Остатки заварки Витя выбрасывал, чайник споласкивал, набирал воду и ставил ждать его до следующего раза.
С тех пор я фанат чая. Редко удаётся встретить хороший чай. Но я не унываю, ищу….
Ну вот, чай мы выпили и пошли переодеваться для похода в столовую. Рабочая одежда у нас с Витей была запасная, относительно чистая. Грязную, которую надевали для работы в котлах мы даже в раздевалке не хранили. Вешали в котельной в углу, чтобы никого не пугать.
Спецодежду нам давали простенькую. Куртка и брюки х\б и фуфайка без ворота. На голову ватный шлем с застёжкой под подбородок. Что бы не замёрзнуть зимой мы сами приносили из дома кто что. Я лично, вместо нижнего белья носил спортивный костюм из лёгкой хэбешки. На ногах грубые рабочие ботинки. Для того, чтобы их носить нужно было использовать портянки! Носки не годились – ботинки можно было потерять.
Мурыкин получал такую же одежду, как и рабочие (т.е. мы), но он отдавал её Вите Маркову, а сам ходил в полувоенном. Он был отставником. Где служил мы не знали, он ни разу не проговорился, даже Маркову! Какое у него было звание, в каких войсках служил, почему такой молодой уволился? Это была тайна!!! Однако я по поводу тайны не заморачивался мне было безразлично. Интересно было только одно – со службой у него было покончено довольно давно, я работал на участке уже шесть лет, а он пришёл ещё раньше. Где он брал офицерское бельё? Причем хорошего качества! Я - то в этом разбирался, потому, что служил в армии рядовым. Два года портянки мотал. В свободной продаже таких вещей, какие носил Мурыкин, не было! А вещи были новые.
Кроме нижнего белья из военного у него были брюки – галифе синего цвета, хромовые сапоги изумительного качества, и зелёный бушлат с цигейковым воротником.
На голову он надевал ондатровую шапку! Это, конечно, был шик!
Мы - то не могли позволить купить ондатру! Носили кроличьи, цигейковые, собачьи шапки. Конечно, были ещё шикарнее меха, например, норка, но это могли позволить носить начальники цехов или сталевары, доменщики, ну и торговцы. Одним словом, богатые люди!
Ондатра это что-то переходное! Ты ещё не выбрался из нищеты, но до богатой жизни ещё не добрался! И всё равно, ондатровые шапки носились на гордых головах!
А Мурыкин голову держал гордо! И хоть пил чай с нами, с простыми людьми, мылся в одной душевой, парился в одной парилке, но панибратства не допускал, держал дистанцию. В столовую ходил к часу дня - тогда, когда основной народ уже пообедал и на кормёжку тянулись конторские.
Но, как говориться – и на старуху бывает проруха. Соблазнился наш начальник и решил посетить шикарную столовую доменного цеха вместе с нами, пройдя короткий путь по рельсовому полю.
Вот мы собрались, и пошли. Что бы не вызывать вопросов у наших работников участка пошли не по цеху, чтобы никого не встретить, а по длинному туннелю между шихтовым корпусом и основным цехом. Было холодно. Мы с Витей застегнули ватные шлемы под подбородком, надели рукавицы и засунули руки в карманы фуфайки. Мурыкин тоже утеплился – поднял воротник куртки и надел свои кожаные меховые перчатки.
Здание цеха закончилось, и мы вышли на открытое поле. Рельсы были уложены почти сплошным ковром. Пути закруглялись направо и налево. Были видны установленные переключающие стрелки. Как железнодорожники разбирались в этом хаосе!!!
Нам нужно было двигаться в сторону домны №1, сквозь дым её можно было рассмотреть с трудом. Однако, у нас уже был опыт передвигаться в этом лабиринте, и мы уверенно пошли немного правее. Примерно в трёхстах метрах стоял состав с установленными слитками стали с уже снятыми изложницами. Мы пошли в его сторону. Когда уже подошли вплотную, слевой стороны начал выдвигаться состав с ковшами наполненными жидким чугуном. Мы ускорились, чтобы проскочить, но не успели! Мы попали в узкий коридор между составами. Оказалось, что стальные слитки были горячие, от температуры почти малиновые. Ковши с чугуном тоже были раскалены! И существовала угроза что чугун может выплеснуться при неровности на стрелке. Осознав реальную опасность сгореть заживо, мы бросились бежать, закрыв лицо рукавицами! Хорошо, что бежать недалеко – конец состава был уже через двадцать метров! Выскочив на волю мы ещё метров тридцать не могли остановиться.
Поняв, что оказались в безопасности, остановились и осмотрелись. Собственно, отделались мы практически испугом. Фуфайки немного дымились, шлемы слегка потемнели и всё!
От всего происшедшего нас стал разбирать смех. Вначале немного, а потом всё громче начали смеяться и наконец просто хохотать, держась за животы!
Посмеявшись от души я, и одновременно Витя вдруг заметили что-то неладное с шапкой Мурыкина. А именно – от роскошного меха шапки остались лишь обугленные волоски!
Начальник заметил, что у нас сползли улыбки с лиц при глядя на него. Страшная догадка стёрла и его улыбку. Он медленно, как бы нехотя поднял руку и снял с головы то, что осталось от головного убора. С минуту он не мог оторвать взгляда от шапки, сознание отказывалось верить в произошедшее! Наконец, он перевёл полный ненависти взгляд на меня и Маркова. Резко повернулся и зашагал обратно по шпалам вслед за уходящем составом с жидким чугуном.
Мы, понурив головы, поплелись за ним.
Больше в столовую доменного цеха мы не ходили.
Не знаю, сохранила ли она тот самый шик и блеск.
Май 2023 г. Пунтусов С.Г.
Свидетельство о публикации №223062500555
Редкость, когда пишут про работу.
Приглашаю именно его опубликовать у нас
С уважением
Диана
Мост Будущее 10.06.2025 19:53 Заявить о нарушении