Кью. Что такое любопытство и любознательность?
В чём главные отличия?"
(спросил Иван Никитин).
Многие люди подвержены стереотипному оценочному суждению по принципу чёрное и белое. (Его возникновение вполне объяснимо. Об этом чуть позже). Мол, любопытство - это нечто плохое, а любознательность - нечто хорошее.
Однако никакой любознательности не было бы без любопытства. Познание как процесс состоит из поиска знания, любопытства, пытливости и любознательности.
Поиск (ориентировочно-исследовательская деятельность) при знакомстве с новым предметом инициирует ощупывание предмета щупальцами (руками) или глазами, вынюхивание и обнюхивание, определение местонахождения источника звуковых колебаний ушами (с поворотами головы).
Любопытство возбуждает и сопровождает наблюдение за предметом, вызвавшим ориентировочную реакцию.
Пытливость вызывает активное соприкосновение с наблюдаемым предметом, которое можно назвать испытанием этого предмета и испытанием своих сил изменить что-то в нём (например, изменить траекторию его движения), а в науке это называется экспериментом. Соответственно, результаты таких экспериментов опять же наблюдаются и записываются в памяти.
Связь между между причиной (вмешательством, экспериментом) и следствием (наблюдаемым результатом), если она повторяется, закрепляется в опыте, что называется научением. Научение - процесс получения нужного (потребного) результата. Склонность к самостоятельному научению или к обучению с помощью более старших и более опытных товарищей и есть любознательность.
Получается, что любопытство может быть без любознательности, а любознательности без любопытства быть не может. Простое любопытство, не переходящее в пытливость и любознательность, ограничено только наблюдением за чем-то новым, вызвавшим интерес. Так можно глазеть на происходящее, например, на какую-нибудь аварию, бедствие (да ещё и фотографировать на смартфон), не пытаясь вмешаться в ситуацию и помочь попавшим в беду людям. И здесь такое любопытство вполне справедливо приобретает в глазах участливых людей отрицательное значение (негативную эмоциональную окраску).
К тому же, просто наблюдение приводит к различным ошибкам вывода о наблюдаемом (когнитивные ошибки). Одна из них: если событие Б произошло после события А, то событие А и есть причина события Б. Это поверхностный взгляд на связь событий с одной точки наблюдения (точки зрения). И он может (чаще всего) не отражать реальную связь причин и следствий - сущность происходящего. Свидетели (наблюдатели) какого-либо события (например, преступления) дают подчас противоречивые показания, связанные с наблюдением события с различных точек зрения.
[Один сказал одно, другой другое, … Третий услышал по-своему, четвёртый - ещё как-то по-своему, … Третий и четвёртый рассказали другим так, как они поняли услышанное, … Причём чрезмерно любопытные особи рода человеческого, пересказывая увиденное собой или кем-то другим, стремятся таким образом повысить свою важность в глазах слушателей: "Ой, что я увидела! Ой, что я услышала!" Вот вам и механизм возникновения циркулирующих слухов и сплетен (слухи, в самом деле, сплетаются и переплетаются), которые могут иметь мало общего с действительностью. "Испорченный телефон".]
Задача следователя (исследователя) - проверить каждое свидетельство их сопоставлением с фактами и друг с другом, а также использовать для проверки следственный эксперимент, который может быть и воображаемо-мысленным.
Свидетельство о публикации №223062500607