Глава 404. Вилла-Лобос. Сюита в бразильском стиле

Эйтор Вилла-Лобос
Сюита в бразильском национальном стиле для гитары
Павел Попов (гитара)

Andrew_Popoff: Играет мой сын. Не без огрех, конечно.

rdvl: Сам факт концертного исполнения такого масштабного гитарного сочинения очень радует. Голову юного зрителя местами хотелось захлороформить, но это издержки записи из зала. Теперь по сути исполнения. Звукоизвлечение хорошее; звучит именно классическая гитара, а не гусли бурдонные. Темпы правильные, характер музыки передан верно. Огрехи возникают там, где исполнитель пытается форсировать естественное течение музыки резким «accelerando», либо в немного недоученных местах (Гавот-Шоро, эпизод №3 ля мажор, октавное движение вверх си-до-ре-фа). Ну и сложные темповые пассажи слегка хромают, но тут только настойчивый вдумчивый тренинг без форсирования и все встанет на должный уровень. Также следует уделить особое внимание нюансировке, агогике. В логичных замедлениях у исполнителя явно больше красоты и смысла, чем в слишком поспешном движении. Динамический диапазон тоже может быть расширен. Контрасты всегда освежают восприятие.

Andrew_Popoff: Я согласен со всеми замечаниями, но если учесть, что это первое исполнение Павлом сюиты на публике, то все прошло неплохо. Он музыкант способный, но пока еще, конечно, неопытный. Всего третий курс колледжа.

rdvl: Разумеется, неплохо, даже очень хорошо. Инструмент, кстати, концертный, как мне показалось. А если с новым комплектом «Savarez», к примеру, то и совсем замечательно. Гитаристы любят новые струны, особенно басы.

Andrew_Popoff: Студенческий «Manuel Contreras», но очень удачный экземпляр. Струны Паша какие-то в Америке заказывает. Перед концертом он их не менял, так как эти поставил недели две назад. А обычно меняет.

sir Grey: Мне очень нравится. Мое любительское замечание — кажется, что динамические оттенки должны быть рельефнее. То, что меня поражает всегда у Сеговии. Я имею в виду первые две фразы здесь.

Andrew_Popoff: Да, Вы правы. Но до Сеговии надо еще дорасти.

sir Grey: Вообще — гитара, мне кажется, не получила должной оценки в наше время. Просто — орган XX века! Как-то не очень для нее пишут.

Andrew_Popoff: Музыки для гитары очень много, в ансамбле ее использовали Булез, Денисов, вообще не редкий инструмент в музыке прошлого столетия. Даже есть концерт Бориса Асафьева, который почти не играют, увы. А вполне стоит. К сожалению, значительные композиторы XIX века к гитаре редко обращались. Огромный репертуар того времени — это все почти сочинения самих гитаристов. Причина понятна: в то время композитор был ориентирован на оркестр, на большие массы. Чайковский даже о рояле говорил, что фортепиано — это искусственный заменитель оркестра. Куда уж там гитаре! Но в XX веке ценности изменились, а в XXI-ом, я уверен, гитара станет одним из ведущих инструментов и в академической музыке, не только в джазе и рок-музыке.

sir Grey: А Попов младший, интересно, общается тут с нами?

Andrew_Popoff: Нет, Паша тут не общается, хотя аккаунт у него есть, но он только музыку скачивает. На общение времени нет. Много занимается, учится.

sir Grey: Душа моя, Павел,
держись этих правил:
люби то-то, то-то,
не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

Это Пушкин. А я — не прощаюсь. Сэр Грэй.


Рецензии