Самарканд 9

Глава10    Диверсия.

На третий день осады все сразу отметили, что стрельбы стало меньше. Стреляли по цитадели,  в основном из домов справа от Джузакских ворот. Верещагин решил пополнить запас патронов - зашел в Куксарай, где размещались артиллеристы и хранились патроны. Он вошел через приемные покои Тамерлана, переполненые оборванными беженцами.  Еврейские дети играли на резном троне владыки Азии. Сильно пахло видно -  тут же готовили еду. Как то его это сильно покорбило.   Все таки царский дворец, хоть и в осаде.  Добравшиись до патронных ящиков, он пополнил свой  запас и выбрался наружу во двор Куксарая.. Тут и столкнулся с Назаровым.

-А Василь Васильевич,   не угодно  ли поучаствовать в диверсии? Считаю, однако, пора нанести  ответныЙ визит хозяевам. Вон гляньте -тут у ворот  набралось человек пятьдесят охотников на диверсию. Я пойду поджигать мечеть - достали стрельбой, а  с остальными стрелками извольте подпалить ближайшую улицу -  лачуг сорок.
-Ну, Николай Николаевич, вы прямо таки Герострат наш туркестанский,- усмехнулся Верещагин.- а это действует?
Он пошел за подполковником на крышу Куксарая.

-  Это действует,  еще как действует, - рассеяно ответил Назаров, рассматривая базар в бинокль. Он был почему то опять бех сапог в парусиновых туфлях.- Огонь он тут самый страшный враг, кроме проказы. Подождем, как ринутся в гости. А    вот и  Гришка с керосином.  Что так мало?

- Их бродь господин интендант говорит, что осталось всего две бочки. И так не хватает на освещение,- оправдывался деньщик.
-Вот сквалыга провиантская.  Ну ладно. Одна бутыль мне на мечеть,  три,  стало быть, ваши - хотя бы пяток домов подпалите - остальное само займется в такую жару.
-А вдруг не ринутся?- засомневался Верещагин.- Как то тут у них все наперекосяк со штурмами.
-Ринутся как пить дать,- Заверил Назаров.- вон там муллы бегают по базару.Они просто так не суетятся.  Обождем чуток. Мечети скоро опустеют.

И действительно минут через сорок - нападавшие выкатили арбу с бочками и стали медленно двигать её к восточным воротам цитадели.
- Вот хитрецы,-  с удовольствием заметил Назаров, - отвлекают, поди  понизу еще толпа крадется к воротам. Ну да ладно, пора в дело .
    Стрелки подтащили к воротам пару ящиков водки и Назаров,  улыбаясь, всем охотникам предложил по чарке.  Солдаты   лениво  переглянулись. Верещагин машинально обратил внимание - у большинства стрелков из голенища торчали ручки местных кривых ножей - пчаков. Тоже трофеи . Их тут  было много набросано возле Бухарских ворот.

-Не вашбродь. Перед делом пить  никак не будем - а вот апосля -это пожалста, с превеликим удовольствием,-   отказался за всех один унтер.-  А так кураж имеется у всех. Не сомневайтесь.
-Ну ладно, после-так после. Гришка давай водку к Бухарским воротам. Там и сбор после диверсии.
-Штемпеля предупредили о вылазке?- наугад спросил Верещангин .
-А  спит наш комендант, мы  прогуляемся по городу быстренько,  от ворот до ворот и дымок пустим. Иванов , раздать всем спички. Тут в каждом дворе хвороста навалом, да цыновки тоже легко горят, - в глазах Назаров играло отвязанное веселье.-Сжечь до тла. Надоела эта пальба.

-Значит так  как подступят   в очередной раз , распахнем ворота , шарахнем навстречу картечью и  на их плечах бегом прямо в город,- поставил он задачу охотникам.
Верещагин глянул в небо - над городом кружились  уже четыре орла.
  Когда арбу подкатили шагов  на двадцать к мосту, ворота распахнули, пушка ахнула картечью вниз по арбе и охотники с винтовками наперевес побежали  за заметавшейся толпой в город.  Неожиданность оказалось полной . Сарты  бросила арбу и метнулись наверх к Регистану вдоль торговых рядов. Брошенная арба медленно покатилась,  потом развернулась и встала поперек дороги.
Верещагин вырвался вперед,  перед базаром часть  охотников повернули направо вдоль ручья.  Остальные побежали за Назаровым к мечети.

 Переулок был почти пуст, только два  сарта , видно ремесленники в кожаных фартуках с батиками  бежали перед ними.   Они стучали в калитки и что то кричали. Похоже призывали запереть покрепче  двери  и не пускать во двор. Какие то голоса откликались во дворах, первые пять дверей были закрыты. Верещагин проскочил мимо - пусть солдаты ломают.   Следующий двор был пустой - ни хвороста ни мусора. Нечего было палить спичками.А керосин был у кого то из солдат.  Какие то в углу дряхлые старики с бородами   молча смотрели на него. Верещагин постоял чуть, а затем побежал дальше . Пока он размышлял перед стариками, сарты исчезли. Выскочила из следуюшего двора молодая женщина в цветастом халате без паранджи и хиджаба - в руках были два грудных ребенка. Потом ковыляя выбралась старуха. Затем выскочил какой то стрелок, пальнул в сторону Верещагина и, перескочив через забор, скрылся.  Верещагин заглянул в опустевший двор и  тут же столкнулся со одним из сартов. Слишком  необдумано распахнул калитку и тут же удар шипастыми шарами батика пришелся по винтовке.

  От удара Верещагин  опустил винтовку   и тут же получил удар слева в плечо. . Верещагин  отпрянул к стене сакли и  попробовал ответить  штыком. Сарт увернулся , штык скользнул по халату и вонзился  в стену сакли.Сарт бросил бесполезный батик. ухватил винтовку и ударил Верещагина ногой в бок.   И тут же в  кармане  штанов Верещагина после удара загорелись спички.  Вот незадача! 

  Верещагин  одной рукой тщетно пытался погасить пламя, второй удержать дуло винтовки. Сарт  засмеялся и ловким ударом ноги под колено свалил его наземь. Потом,  не выпуская винтовку. встал коленами на грудь Верещагина и стал давить винтовкой ему на шею. Лицо у него  внезапно перекосило от злобв. он что то кричал, брыызгая слюной.Верещагин только хрипел и отталкивал врага. И тут о  чудо! Сарт  йокнул и штык другой винтовки вышел прямо перед лицом Верещагин. сарт свалился набок, отпустив винтовку.

 Перед Верещагиным, ухмыляясь, стоял рослый унтер.
-Живой  барин? Едва успел на подмогу.
 -Ну голубчик,  обязан  тебе по гроб ,  как фамилия братец? - за мной десять рублев,- толььо  сумбурно и вырвалось у Верещагина. Унтер махнул рукой и побежал дальше. Верещагин  тяжело встал на ноги.

 За его спиной уже жарко занимались сакли.  Верещагин посмотрел на поверженного  сарта,  на то, как а агонии еще колотятся оземь его ноги и поплёлся за охотниками  к Бухарским воротам.А толпа солдат  проскочив уличку,  резво  заворачивала к ручью. У последних домов они просто смели в ручей с полсотни сартов, готовившихся к штурму.
Верещагин  догнал своих только  у ручья Новатон - стрелки торопились вернуться в цитадель, сзади догоняла запыхавшаяся группа стрелков Назарова.
Уже на подходе к цитадели  с юга стали попадаться неубранные трупы. Назаров заметил, как впереди бегущий солдат остановился и с чувством вонзил штыком в глаз убитого врага  со хрустом.

-Хватит лютовать, изверг, он же дохлый.-  с негодованием закричал Назаров и залепил ему оплеуху.
Спустя считанные минуты, оббежав всю восточную часть  цитадели  по улицам Самарканда, они добрались до Бухарских ворот. Бруствер сдвинули , охотники оживленно переговариваясь и толкаясь забрались в цитадель. Назаров чуть полюбовавшись на зарево за  стеной, сдал команду прапорщику  и  приказал раздать по чарке всем желающим. А потом с Верещагиным  отправились  в Куксарай.
Ну что,- произнес Назаров , устало сбросив китель и туфли  в своей комнате.- прогулялись с пользой. Это главное.Гляжу я, Василь Васильевич, досталось и тебе. Как оно в рукопашной?

-Несладко, точно ,- признал Верещагин,- если бы стрелок не подсобил, то там бы и остался.
-А что револьверчиком не пользовался?- усмехнулся Назаров.- В рукопашной самый раз.
 Верещагин растерянно промолчал - про револьвер он забыл напрочь.
 - Ну ладно,  глянь в окно - еще дымит махаль?-  спросил Назаров устраиваясь за столом.

-Дымит отменно  и сюда тянет,- кивнул Верещагин, потирая шею, крепко поцарапанную винтовкой.
- Ну вот и славно. Давай, Василь Васильевич, с богом по маленькой, за  диверсию. А то местные ребята расслабились, уважать перестали. Думаешь мне все это в жилу... Нет просто военная необходимость. Иногда так расклад выходит, что воевать приходится со всеми.

 У меня  на  памяти таких историй  несколько имеется на Кавказе. Служил я тогда в Апшеронском полку штабскапитаном. И задача была у нас самая простая - изловить Шамиля. Там не такая пустыня -там горы,  вокруг стреляли из под каждого куста. Давно там воевали - ненавидели нас все,  даже камни. Гонялись мы за Шамилем несколько лет. И все мимо. Он то в одном ауле ночует, то в другом.  С ним куча мюридов - святые люди, народ местный за них горой. Надоело тогда нашим генералам крутиться по кругу без толку. Барятинский отдал приказ снести все аулы до тла. Без жалости. Много аулов разрушили-  десятки. и наконец загнали Шамиля в Гуниб. Вот оплот, так оплот от бога.

 -  Ты представь,  Василий Васильевич - гора с плоской вершиной и отвесными  стенами в полсотни сажен. Ручей там течет и  воды хватает, можно сидеть в осаде  годами безвылазно. Как то туда затащилы  мюриды несколько пушек.  Много нас тогда собрали, пять полков против нескольких сотен мюридов. И вот ночью решились в темноте штурмовать  несколькими колоннами по крутым подъемам.  Прямо таки   по козьей тропе. Наш полк пошел с юга.  Шли тихо тихо - впереди дозор человек пять крадется .КАк  дошли до последнего поворота глянули  - там в сумерках видно - ложбина  саженей сорок промеж скал. И тишина - стоим ждем, идти боязно - от дозора ни слуха, ни духа.

 Фельдфебель рядом  тихонько так  окликнул:  "Эй, ребятушки, вы где?," а  оттуда так же негромко по русски - " Тута мы. Сюдой  давайте ,братцы. Нема никого!" и мы выдвинулись всей колонной,  только дебушировали и развернулись, как из кустов в конце ложбинки ахнули  два орудий картечью. Столько сразу  народа легло!

 Ну тут уж зло взяло за горло, рванулись вперед под картечь и взяли пушки - деваться некуда. Такая кровавая была потеха и дрались исключительно клинками - всех положили и самих нас сильно убавилось. Но взяли Гуниб а потом и Шамиля. Потом вызяснилось, что у Шамиля полно было русских дезертиров - христопродавцев. Дозор  наш ножами порезали без шума,  а нас картечью в упор.  После всего их осталось  в живых человек восемь. Барятинский - наш  генерал  сильно на них осерчал  и решил рубить головы в назидание.  Только палачей при войске не было - пришлось выкликивать охотников. НЕ поверишь отбоя не было. 

  Раздался за стеной цитадели грохот - в стороне Бухарских ворот.
Верещагин глянул  - в клубах дыма  и пыли рухнула подожженая  мечеть. Назаров удовлетворенно усмехнулся.

-Ну вот не зря пробежались. Помянут нас крепким словом.
Только они навалились на борщ, как жахнула пушка и раздался знакомый рев с выстрелами.
-Никак у Бухарских ворот опять заварилось? Ответка, поди  пришла...- схватил саблю подполковник.
Верещагин высунулся из окна - на полпути от ворот к Куксараю реяло вражеское знамя. Глянул в окно и Назаров.
-Они уже здесь, мать их самаркандскую!  - гневно гаркнул подполковник и выскочил из комнаты босиком.


Рецензии