Не путевая заметка

 Как провожают пароходы,совсем не так как поезда ...пелось в популярной песенке.Пароходы,оно конечно,но и поезда провожают по особому,душевно,с обниманиями,маханиями,знаками через окно - звони мол,а то и со слезами.Это вам не бездушный самолёт: зарегистрировался,чмокнул в щёчку,руки пожал и всё,исчез за дверями.Нет,безусловно,поезд - самый российский,самый романтичный,любимый народом вид транспорта.Да,оно и понятно,с нашими то тысячеверстными расстояниями.И не в одной стране нет таких традиций в путешествии на поезде.Усядутся,заправятся,переоденутся и начинают доставать свои припасы: курочку,яички,колбаску,огурчик,а кто и коньячок под икорку.Ещё лет сто пятьдесят назад,на первых железных дорогах,иностранцы заметили эту русскую особенность.Насытившись,начинают носить чай,неприменно в железных подстаканниках и фирменный дорожный сахар.Проводники,как эквилибристы,по шесть стаканов умудряются подхватить
А потом - кто на боковую,кто с книжкой,кто "морковки" в уши воткнёт,а можно уткнуться в окно и часами глядеть на бескрайние российские просторы.И пойдут бесконечные дорожные разговоры,когда порой совершенно незнакомому попутчику,готовы излить душу и выложить всю подноготную.

Конечно,нынче всё не совсем так,и курочку заменяют бич-пакеты,а разговоры - бездушные гаджеты,и всё же романтики дальних дорог в поезде хватает.

Я не великий путешественник,любой "дальнобойщик" вам расскажет историй в сто раз больше.Но и мне есть что вспомнить,и что рассказать разлюбезному моему читателю.Вот,ездили,скажем вы,на товарном поезде,в настоящем вагончике- теплушке? А мне очень запомнилась та поездка,та красивейшая горная дорога.Людей старшего поколения таким путешествием не удивить: я вспоминаю рассказы моей матушки,как они,во время войны,ехали на Украину.На открытой тормозной площадке,с баулами и узлами,разместились на перине.Ночью,какой то воришка,логично полагая,что в перине должны быть золото- бриллианты,разрезал её.Поезд мчится,клочья паровозного дыма,в перемешку с белоснежным перинным пухом,летят во все стороны.Веселуха!

Приехали в Ворошиловград,нынешний Луганск,только фашиста отогнали,ещё канонада слышна была.Так что,война войной,а перемещение людей,в поисках лучшей доли,было весьма масштабное.

Я же ездил в товарной теплушке,во время службы.Служил я в Закавказье ,во внутренних войсках,во время первой Карабахской войны.По роду своей деятельности,внутренние войска принимали в ней самой активное участие.Задействованы были воинские части со всей страны и ,видя что вся эта петрушка,всерьёз и надолго,командование решило создать новый полк в Ереване.Бронетехникой поделилась десантная бригада из Тбилиси,вот туда мы и направились получить броневики.

Приехав в Тбилиси,мы с зампотехом,решили прогуляться по городу,выпить по кружечке пива.Были,естественно,в форме.Зашли в пивную,взяли своё пиво,стоим пьём.И вот,чувствуем что то не так.А что не так- мы то пьём,а все вокруг не пиво пьют,а на нас смотрят,за кинжалы держутся.; Стало нам как-то не по себе,ну его к чёрту это пиво,не допили ушли.Потом нам местный начштаба говорит: - вы там,поменьше в городе то шляйтесь,тем более в форме.А оказывается,накануне,произошли известные события,когда десантники жёстко разогнали безчинствующую толпу.Вот грузины на всех вояк и ополчились.Ещё бы нам об этом кто-то сказал!

Итак,получив технику,мы загрузили её на платформы,а посередине поставили нашу теплушку,с нарами и печкой.Моя задача была организовать охрану и ,помню,я долго ломал голову: надо ли выставлять часовых во. время движения? Как меня инструктировали - чёрт знает! Познания свои я черпал из фильмов про войну.;Великолепная была поездка: южная тёмная ночь,огромное звёздное небо,мы сидим у распахнутых ворот вагона,хлебаем чай с дымком! Вот поезд замедлил ход и остановился.Вокруг южная степь наполненная ароматами полыни и чабреца,в перемешку с тепловозным дымом и бесконечные трели цикад.

Проснулись утром - пред нами стеной стоят горы.Поезд петляя,потихоньку пополз вверх.Вдруг ворвались в тоннель.Длинный,с полчаса ползем в тоннеле.Вырвались из тоннеля и,что это? - совсем другая картина: вокруг высокогорье,великолепные альпийские луга,белоснежные пики гор.Я никогда не думал,что поезда могут ездить на такой высоте.Нас тянут три локомотива: два впереди,один толкает сзади. По другому не вытянуть - крутизна.

- Помог и и! Пронзительно сигналит передний.

- Сейчас,помогу у у! Басом отвечает задний!

Вот дорога пошла на спуск,впереди заблестел голубой красавец Севан.

Обогнув озеро,вскоре,подъехали к Еревану.Подъехали с северной стороны,основная железная дорога идёт в другом направлении.Этой же я больше никогда не ездил,да,вероятно,она и не действующая.Что интересно - на карте она не обозначена.

Зато ехал я по другой дороге,в купе фирменного скорого поезда Ереван - Москва,на этот раз в отпуск.Я - молодой лейтенант,в красивой военной форме,в начищенных до блеска сапогах и модной фуражке- аэродроме.Со мной в купе разместились: дама лет сорока пяти,типа тогдашнего американского госсекретаря Мадлен Олбрайт и два невыразительных армянских мужичка.Дама была русская,но всю жизнь прожила в Армении и даже говорила по-русски с акцентом.Но мне говорить с ними было не о чем и я,не долго думая,запрыгнул на свою верхнюю полку и попытался заснуть.Проснулся я то ли от стука колес,то ли от монотонного поскрипывания под стук колёс.Глянув в низ,я был ошарашен: один армянин лежал на Мадлен,нисколь не смущаясь,делал своё дело. После,его сменил другой.Мадлен удовлетворенно постанывала.
- Однако,заснёшь тут! Завертелся я,но на меня никто не обратил внимание.Я повернулся лицом к стенке и закрыл глаза.

- Молодой человек! Вы мне не поможете?- обращалась ко мне мадам Олбрайт.Я открыл глаза и понял,что уже позднее утро и в купе мы одни с дамочкой.Наши соседи вероятно где то сошли.

Я живо спрыгнул с полки,выполнил какую-то пустячную просьбу попутчицы,привёл себя в порядок и мы сели пить чай.Мадам вела себя воодушевлённо и напористо: о чём то говорила,подкладывала мне бутерброды и вкусности,как бы невзначай клала свою ладонь мне на колено.Я же был в растерянности.С одной стороны,мне хотелось пойти по пути моих армянских попутчиков; с другой - она же была,для меня,почти старуха и потом,образ Мадлен Олбрайт,меня нисколько не прельщал.

Пока я ломался,поезд замедлил ход и остановился.В дверь постучали и в купе зашли новые попутчики.Для мадам Олбрайт я перестал существовать! Она демонстративно отвернулась от меня,отодвинулась и весь остаток пути не проронила ни слова.

- ну и чёрт с тобой,тётя! Нужна ты мне,как зайцу стоп- сигнал! Подумал я и отправился в вагон-ресторан,отметить счастливое избавление от колдовских чар.

Не раз мне ещё приходилось путешествовать на поезде по бескрайней Советской стране: и через Казахстан и Среднюю Азию,и на пароме через Каспий,и по Транссибу,и по БАМу,да много где.Всего не опишешь,да и описывать не к чему.Сейчас другие времена: масса людей перемещаются по миру,ещё больше путешествуют виртуально.Трудно кого-то чем-то удивить.А вот интересные случаи ,из путешествий,рассказать можно.

В 2014 году,когда Крым присоединился к России,я загорелся желанием поскорее побывать там,посмотреть как живётся в русском Крыму.Ранее,в Крыму украинском,я бывал неоднократно и было там здорово и весело.В Симферополь я прилетел самолётом,а об обратном билете не позаботился,думаю - я один,как нибудь доберусь.Однако в кассе меня разочаровали: до Челябинска билетов нет и не ожидается.

- А куда есть?

- В Самару.

- Хрен с ним,давай в Самару!

В Самаре разговор повторился,с той лишь разницей,что можно было доехать до Уфы,а не до дома,до Челябинска.Вернее,билеты были,но на фирменный экспресс "Южный Урал", в люкс- вагон,что было мне,хорошо отдохнувшему,явно не по карману.

Ладно,доеду до Уфы,а там останется перевалить через Уральский хребет и я дома.Каково же было моё разочарование,когда и в Уфе меня ошарашили в кассе:

- до Челябинска только мягкий,в Южный Урал.

- сколько стоит?

- две тысячи пятьсот рэ.Невозмутимо ответил кассир.

Это было выше всяких ожиданий и моих финансовых возможностей,ибо в кармане у меня сиротливо приютилась последняя купюра в пятьсот рэ.Открывалась безрадостная перспектива ждать сутки подходящего поезда,голодным и холодным.Либо утром попытался уехать автобусом,тоже отнюдь,не сытым.

В это время громкоговоритель радостно оповестил счастливых путешественников,что : фирменный скорый ...одним словом,мой поезд,прибывает на первый путь.Я,от нечего делать,побрёл поглядеть на него.Красавец экспресс,с вишнево- красными вагонами,медленно вползал на главный путь.Тогда ещё поезда радовали глаз разноцветными ливреями.Поезд остановился,вышли из вагонов проводники в красивых мундирах,протёрли поручни и стали топтаться у дверей,ожидая редких пассажиров.

Вдруг шальная мысль пришла мне в голову: а что если...Я подошёл к проводнику:

- до Челябинска возьмёте?

- пожалуйста! две с половиной тысячи.

- пятьсот,ответил я.

Проводник совершенно потерял ко мне интерес,отвернулся и переминался с ноги на ногу,как конь.Вот объявили отправление,загорелся жёлтый семафор,проводник заскочил на ступеньки и вдруг резко сказал:

- давай садись! Хрен с тобой,пятьсот!

Уговаривать меня не было необходимости.Проводник провёл меня в блестящее лаком и пластиком,двухместное купе с мягкими диванами.В купе сидел важный дядечка и пил ароматный чай.Но мне было не до чая,в Уфе я уже набрался пива мне нетерпимо хотелось сделать своё дело и плюхнуться спать.

Такие вот незатейливые дорожные истории,знакомые многим путешественникам.Не буду больше утомлять читателя,но мне кажется есть что ещё рассказать на эту тему.


Рецензии
Интересно.
Поддержу для читателей.

Виктор Николаевич Левашов   25.06.2023 15:58     Заявить о нарушении
Спасибо!

Пётр Славин   25.06.2023 16:49   Заявить о нарушении