Кью. Первичен эгоцентризм или проблемы с эмпатией?

"Что первично: курица или яйцо, эгоцентризм или проблемы с эмпатией?"
(Анонимный вопрос).

"Вопрос, конечно, интересный…"

Про курицу и яйцо не будем - тема избитая (бабкой, дедкой, внучкой, мышкой, ….)
Встречный вопрос: а какие проблемы у человека могут быть с эмпатией? И когда у человека нет проблем с эмпатией? Проблемы с эмпатией - это когда её мало (слишком мало, вообще её нет) или когда её много (слишком много, просто через край)?

Начать, наверное, надо с определения понятия. Если пошерстить по словарям, то за этим словом стоит очень много разных значений: вчувствование, вживание, вникание, сочувствие, участие, сопереживание, понимание переживаний другого человека. Однако многие психологи различают вышеперечисленное между собой, например, эмпатию и сочувствие, сочувствие и сопереживание, сочувствие и участие. Кстати,  слово "участие" тоже имеет много значений: соучастие, содействие, помощь, забота, опёка, присмотр, пригляд, надзор, поддержка, питание, воспитание, обучение, …

Можно сократить все эти значения слова "эмпатия" до одного-двух-трёх.  Для простоты и удобства. Что я и делаю. Исхожу из перевода с греческого на русский. Эм - значит "внутрь", "в". Патос - значит чувство (сильное чувство - пафос). То, что чувства у человека могут быть в раздрае, т.е. конфликтовать между собой, бузить, воевать, наводить хаос в душевной жизни, вам известно. Из-за этой бузы и происходят различные душевные заболевания, различная патология. (Вот тут, действительно, у человека проблемы!).

Следовательно, эмпатия - это вникание в чувства другого человека, проникание в мир его чувств, вчувствование, вживание в его переживания.

Эмпатия в эмоционально-волевой сфере играет ту же роль, что и внимание - в познавательной (ориентировочно-исследовательской), за которым стоит интерес к предмету - в материально-деятельностной сфере.  А внимание, как вы уже знаете, бывает непроизвольным (случайным, легко привлекающимся и отвлекающимся), произвольным (натужно-принудительным) и постпроизвольным (лёгким и устойчивым).

Так, скорей всего, развивается и эмпатия. Кто-то случайно обращает своё высочайшее внимание на чувства и эмоциональные переживания другого человека и таким же случайным образом от них отвлекается, не проникая вглубь за поверхность эмоционального выражения чувств.

Кто-то (по наущению взрослых или самостоятельно поставив себе цель) тренирует и развивает в себе эмпатию, проникая всё глубже и глубже во внутренний мир другого, да и в свой внутренний мир тоже. Верней, проникновение в свой внутренний мир обусловлено проникновением во внутренний мир других людей. Это взаимный процесс. Чем больше мы разбираемся в чувствах других, тем больше - в своих чувствах. И наоборот. Непонимание себя свидетельствует о непонимании других, возможно, даже о принципиальном нежелании понимать других.

Ну, а кто-то в высоком деле эмпатии уже достиг благословенных вершин, и стал проницательным человеком, так сказать, видящим других "насквозь". Взглянул на человека и сразу понял про него если не всё, то многое. Какие-нибудь святые.  Иисус Христос, монахи-подвижники, Сергий Радонежский, и т.д. Я таких не встречал, но доверяю чужим описаниям. Могут быть и такие люди. Почему нет?

Говоря о развитии эмпатии, нельзя не сказать о её уровнях. Самый низкий, нет, лучше сказать, начальный уровень - это волновой резонанс.  Наше тело - приёмник всяких колебаний. Для лучшего приёма его нужно настроить на определённую частоту колебаний. Или оно изначально настроено на приём определённых частот.  В этом смысле ребёнок в утробе матери - уже эмпат. Всякое волнение матери передаётся ребёнку. Поэтому беременных и надо беречь, чтобы не навредить ребёнку.  Можно ли назвать нерождённого ребёнка эгоцентриком? Вряд ли? Он, что, может быть альтероцентриком и  альтруистом, но сделать выбор не быть им, а быть эгоцентриком и эгоистом? Нет. Дети в утробе ещё не делают никаких выборов.

Но вот ребёнок рождается. Да, весь мир (в лице мамы и папы, братьев и сестёр, дедушек и бабушек) вращается вокруг него. Говорит ли это о его эгоцентризме? Сомневаюсь. Ребёнок замечательно улавливает эмоциональные волны, исходящие из каждого, кто его окружает. Он может не понимать, почему эта тётя навевает дискомфортное состояние, а этот дядя, наоборот, располагает к веселью и радостному смеху. У него ещё нет опыта. Он только-только начал его получать-добывать. Но эмпат уже ещё тот! Правда, эмпатия у него непроизвольная и случайная.  Кем мимолётно заинтересуется, тому и эмпатирует: недолго, поверхностно. По механизму эмоционального заражения.

Детский эгоцентризм - это, скорей всего познавательный эгоцентризм: ребёнок видит так, как видит, а другие вИдения (суждения, мнения, взгляды и воззрения) ему пока не доступны, в силу неразвитости вербального (речевого) общения.

Эмоциональный эгоцентризм или альтероцентризм, я думаю, начинает развиваться на фоне изначальной (резонансно-волновой) эмпатичности, при каких-либо столкновениях со взрослыми или другими детьми.  Кто-то ребёнка задел, обидел, он обиделся и решил больше заботиться о своих интересах, чем о чужих. Поначалу это решение (выбор) неустойчиво, и он, если у него попросят прощения, может перерешить в пользу извинившегося. Но если обиды повторяются и повторяются, и никто не спешит с извинениями, то решение заботиться только о себе может стать устойчивым - перейти в разряд черты характера или свойства личности.

Соответственно, эмоциональный эгоцентрик укрепляется в своём познавательном эгоцентризме, и считает, что прав только он, а другие - не правы, заблуждаются, и вообще дураки.  В деятельностном плане он страстно отстаивает и преследует только свои интересы, противодействуя удовлетворению интересов и потребностей других людей. Что можно уже назвать полнокровным эгоизмом.

Проблем с эмпатией нет, когда человек почти в равной степени вчувствуется как в свои чувства и переживания, так и в чужие (которые не воспринимают уже как чужие, а воспринимаются как свои).  Отклонения от этого равенства не существенны. Всё равно человек является социоцентриком (социоцентристом), болеет за семью, за учебный и рабочий коллектив, за страну, и за себя в них.

Проблемы с эмпатией возникают тогда, когда человек принимает твёрдое решение вникать только в свои чувства и переживания, но не вникать в чужие.  Его эмпатия может быть довольно развита, но одностороння. Он может иметь тонкий вкус и быть весьма добр по отношению к своей семье, но быть безжалостным и жестоким по отношению к другим людям.  Например, фашистские бонзы, которые были очень сентиментальны в семейном кругу и по отношению к себе, но совершенно спокойно уничтожали в концлагерях пленных и своих политических оппонентов.

У альтруистов тоже есть проблемы с эмпатией. Она у них тоже односторонняя, хоть и высокоразвитая. Наверно, сдвиг в альтруизм у них произошёл тогда, когда благодаря своей изначальной эмпатичности они приняли решение жертвовать своими интересами ради интересов других, сначала близких, и потом уже и дальних. И это самопожертвование у них превратилось в комплекс добровольной жертвы, а потом уже просто жертвы, источник депрессивных состояний.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпатия первичней эгоцентризма, но проблемы с эмпатией вторичны. Т.е. эгоцентризм первичней проблем с эмпатией. Если вы когда-то, в юном или старшем возрасте, стали эгоистом и остались им, то проблем у вас и у людей, которые имеют с вами дело (отношения),  выше крыши.


Рецензии