Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно

Потребовалось срочно подписать какие-то документы, а директор школы была больна. Пришлось ехать домой. Дверь открылась, меня жестом пригласила войти мало похожая на нашу красавицу директрису женщина в халате. Горло обмотано чем-то большим, а голос просто на нуле. Пока перелистывались и снабжались подписями документы, я осмотрелась. Дверь в гостиную была распахнута. За пианино сидела, видимо, только что проснувшаяся девочка лет десяти. Солнечный луч, влетев в комнату и не встретив преграды в виде штор, с разбегу врезался в распущенные, длинные волосы пианистки и превратился в тысячи золотистых лучиков. Девочка, полуобернувшись, кивнула и продолжала самозабвенно что-то наигрывать. Тонкие, нежные, необычно длинные пальчики скакали по клавишам, как лапки паучков-водомеров по глади пруда. Порхали так легко, как будто даже не погружаясь, а просто скользя по поверхности клавиш. Я похвалила не только из вежливости, а потому, что правда понравилось. Но прибавила, что песенку эту я раньше не слышала. «Это я сама сочинила» - ответила юная музыкантша. Так впервые я встретилась с буду-щей знаменитостью – тогда ещё Светланой Сорокиной, которая большинству любителей бардовской песни и программы «Авторадио – Балашов» известна как

РАНДИС СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА.
Она родилась в Балашове 3 мая 1965 года. Мама – директор школы № 6 Сорокина Тамара Петровна - решила, что дети не должны учиться в школе, которой она руководит, дабы не было пересудов о поблажках директорским отпрыскам. И они с братом Серёжей были отправлены в школу №7. Впрочем, опасения мамы были напрасны: учились ребята хорошо, ей не приходилось краснеть за них.
После школы собралась в институт культуры в Самару, но мама отговорила. Решила, как решают многие за своих детей: пойдёшь в пединститут. Институт был под боком, прямо на той же улице, где жила семья, тогда ещё в полном составе. С 1981 по 1985 - студенческие годы. Казалось бы – вот она, свобода! Но, во-первых, сразу после окончания института вышла замуж. Сменила девичью фамилию Сорокина на Рандис. Во-вторых, опять мама решила, что нужно пройти все ступени педагогической практики, т.е. начинать с того, с че-го начинала она сама. Отправила дочь на выучку в школу-интернат, к своему любимому ди-ректору Грудинину Николаю Яковлевичу. Два года поработала старшей вожатой, потом – учителем русского языка и литературы. Из интерната Светлана Владимировна переводом ушла в общеобразовательную школу № 16. Десять лет работы там сопровождались длительными отпусками по уважительной причине. Сначала она родила старшего сына Дениса. Че-рез семь лет – среднего – Евгения, а потом ещё через 10 лет – младшего – Эдварда. Было ей тогда 37.
Потом был только что открывшийся лицей-интернат, где она была педагогом-организатором и освобождённым воспитателем. Десять лет честно отработала в лицее. Вроде бы всё шло ровно, но не покидала мысль, что педагогическое поприще – это всё-таки осуществление маминой мечты о продолжении учительской династии – тогда это было модно. Саму Светлану всегда больше привлекала журналистика.
Кстати, и в привитии интереса к жизни общества, к проблемам отношений людей тоже немалую роль сыграла мама. Ведь она – выпускница истфака – привыкла мыслить философскими категориями. И дочь незаметно для себя впитала это миропонимание и мироощущение.
Когда узнала в 2008 году, что в Балашове создаётся первая коммерческая радиостанция «Авторадио – Балашов», сразу решила: это – моё! И в 2009 году уже вела свою программу «Новости», выдержав большой конкурс радиоведущих. Итоги конкурса утверждались в Москве, так как программа эта московская.
Но оставаться просто ведущей показалось неинтересно. Нужно было овладевать профессией глубоко и широко. Светлана отправляется в Москву и проходит стажировку и обучение в одной из самых популярных радиостанций «Авторадио». Посидела на знаменитом красном диване в головном офисе, который по местному журналистскому преданию, приносит удачу, и… её утвердили!
Теперь она сама собирает материал, сама ведёт передачу, то есть, в одном лице – и ведущая, и составитель, и журналист. Она освещает события и городские, и районные, и региональные. Встречается с интересными людьми, делает репортажи – вечный поиск и ника-кого покоя! Вот эта работа приносит ей полное удовлетворение. Полное? Это не совсем правда. Ведь как бы ни была интересна работа, как бы не отвлекали домашние хлопоты, на первом, да, всё-таки на первом месте, была музыка. Эта тема, собственно, и является главной в рассказе о Светлане Рандис.
Когда обозначилась всерьёз эта неутолимая жажда творить? Она и сама не помнит. Хорошо пела, наверное, с тех пор, как научилась произносить слова. Сочинять музыку стала ещё в начальной школе. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Параллельно научилась самостоятельно играть на гитаре, и с тех пор с ней не расстаётся.
Дар к стихосложению в ней, конечно, был заложен с рождения, что называется, Бог дал. Но импульсом послужила случайность.
Однажды, когда Света училась в седьмом классе, любимая учительница русского языка и литературы Струкачёва Вера Фёдоровна обратилась к ней с просьбой… написать стихотворение на конкурс! Дело в том, что девочка, чьи стихи должны были звучать, заболела. Мобильной связи ещё не было, да и что это могло изменить? Выход был один – написать новые и идти с ними на конкурс. Света не посмела отказать, но, когда пришла домой и осознала, что ей предстоит, разрыдалась. Мама, застав дочь в слезах и узнав в чём дело, решила помочь. В доме была прекрасная библиотека, которую Тамара Петровна собирала со студенческих лет, отказывая себе во многом. Она достала с полок несколько томов Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Сказала: «Учись у классиков!» и ушла на кухню. Плодами долгих творческих мучений стали целых пять стихотворений. Правда, это был почти чистой воды плагиат, но зато Света теперь «почувствовала» стихи. Ощутила по-настоящему их ритмику, ещё не отдавая себе в этом отчёта. Так родилась поэтесса, автор многих бардовских песен.
И хоть стихи сопровождают Светлану всю жизнь, и она пишет тексты своих песен сама, музыка для неё важнее. Первое самостоятельное произведение – песня – появилась примерно в 8 классе. Уже под гитару. С тех пор авторская песня заняла первое место в жизни после семьи и работы. Или параллельно с ними. Многие её песни и гимны исполняются разными коллективами. Слова из её песни «02 – наш позывной» стал эпиграфом к краеведческому изданию, посвящённому истории балашовской милиции. (Балашовская милиция, годы минувшие, ч.2, Балашов-2010 г.)
В 2000 году был создан клуб бардовской песни «Привал». Светлана Рандис вместе с единомышленниками, такими же одержимыми, как она, Александром Горюшкиным и Галиной Клишиной, стояли у истоков его создания. До них, конечно, барды существовали в немалом количестве, но клуба не было. И название «Привал» придумала Светлана. В этом же 2000 году провели за городом, на турбазе «Заря», первый фестиваль «Родники». Вела его Светлана Рандис, и до сих пор остаётся бессменной ведущей фестивалей. К сожалению, по инициативе руководства отдела культуры, фестивали стали проводиться не каждый год, а потом и вовсе «заорганизовались».
Но клуб продолжает жить своей жизнью. Барды собираются, проводят концерты, выезжают на региональные, российские и даже международные конкурсы.
За 15 лет Светлана объехала немало фестивалей, в том числе, побывала трижды и на знаменитом Грушинском. Интервью с участницей корреспондента «Балашовской правды» З.П. Ишковой было опубликовано, что называется, по горячим следам. Это был, как отмечает газета, не первый фестиваль балашовской исполнительницы. На II фестивале бардовской песни, проходившем в музее-усадьбе Рахманинова, С. Рандис получила гран-при – гитару. Фестиваль авторской песни имени певца и музыканта Валерия Грушина проводился в 2001 году 32-й раз.
Он произвёл на Светлану такое впечатление, что теперь самой заветной её мечтой стало не просто дальнейшее участие, но и завоевание титула Лауреата. Позади много фестивалей разного уровня. Неоднократно она становилась лауреатом. В саратовском музее фес-тиваля хранится гитара с автографами победителей. Так вот, когда на ней в пятый раз поя-вился автограф исполнительницы из Балашова, жюри констатировало: это – рекорд! 5 раз никто не становился лауреатом. Пора становиться… в ряды жюри. И в 2014 году Светлана Рандис приехала на фестиваль уже в другом амплуа.
Но, кто же запретит ей творить? Она по-прежнему пишет стихи и музыку и продолжает выступать в других конкурсах. И побеждает.
Самыми ценными считает награды с двух последних конкурсов: «Орловское поле-сье» 2012 года и «Чернобыльские мотивы» 2013. Из названий фестивалей ясно, где они про-ходили. «Чернобыльские мотивы» - международный фестиваль, проходивший в Украине (Днепропетровск), уже настроенной весьма недружественно к соседям-россиянам на уровне политического бомонда, был тепло встречен народом. И, что самое интересное, именно в чужой стране Светлана получила признание и… медаль «За доблесть и отвагу». Действительно, приехать добровольно в так называемую зону отчуждения, да ещё во время настоящей войны – на это не каждый решится. Но это, всё-таки, было вторично. Первична её баллада о Чернобыльской трагедии, которая тронула сердца людей. Светлана привезла на фес-тиваль три своих песни, прозвучавшие в разных номинациях. Две из них вошли в гала-концерт фестиваля и завоевали Приз зрительских симпатий и Приз жюри. Это очень приличный результат: из 60 песен в гала-концерт вошли 15, из них две – её.
На Орловском фестивале она стала лауреатом в номинации «Автор» и получила Диплом из рук классика авторской песни Вадима Егорова.
В мечтах, вполне реализуемых, собрать все песни в один сборник и выпустить свой диск. Песен в её репертуаре уже достаточно не на один альбом или диск. Не хватает, как всегда, времени и денег.
Светлана Рандис, помимо того, что она – лирик по натуре, ещё и специалист по гимнам. Кому только она не писала гимны! От организации электросетей и партии «Единство» (нынешние единороссы), до … . Последний гимн (музыка С. Рандис, слова В.Ильиной) – участник общероссийского музыкально-поэтического конкурса на создание Гимна Общероссийского Союза образования – был отмечен Дипломом. Конкурс проходил в мае 2014.
Но, гимны – это так называемая «заказуха». Есть темы и поинтересней. Например, съездить ещё раз на Грушинский фестиваль. И не просто поучаствовать, а стать лауреатом. Это очень непростая задача, если учесть, что желающих – тысячи! Получить признание тако-го уровня – значит, дойти до Большого микрофона и Большой сцены.
О чём поёт душа Светланы? А в том, что поёт именно душа, никто, услышав её однажды, и не сомневается. О жизни. В которой всего много. И любви, конечно, и боли, и кра-соты. Но если просмотреть её репертуар, то окажется, что особое место занимают патриотические песни. Многие уже «пошли в народ», то есть исполняются народными коллективами и для широкой аудитории. Например, песни «Как у батюшки Хопра», «Отчий дом» исполняет народный коллектив «Любава» (РДК). Исполняет её песни и группа «Поиск», и эстрадные исполнители.
Светлана Владимировна – мать троих детей и учитель с приличным стажем – не могла не писать детских песен. Её песню «Джаз и рок-н-ролл» известная в городе исполни-тельница, юная Оля Конобеевская, возила на Международный фестиваль детской песни «Золотой петушок» и стала лауреатом III степени. Эта песня была в ротации на «Детском радио» в Москве. Между прочим, для самой Оли эта песня оказалась пророческой. Она пела:
Будет всё, как я мечтала, от начала до финала:
И Москва, и мюзик-холл, и, конечно, джаз и рок-н-ролл.
Так и случилось: Ольга Конобеевская спустя несколько лет вела детскую шоу-программу вместе с именитыми певцами и ведущими на сцене знаменитого Крокус сити-холла в Москве.
Узнав, что серия очерков предназначена в основном молодёжи, выбирающей до-рогу в жизнь, Светлана Владимировна сказала: «Идти к цели надо прямой дорогой. Как бы не любили родителей, к зову сердца прислушиваться надо. Я мечтала стать журналисткой, вот и нужно было идти сразу по этой дороге. Результат мог быть лучше».
Не стала возражать. Но, кто же скажет, где она, эта прямая дорога? А если главная дорога - это всё-таки сцена? Значит, она и сейчас ещё на обочине? Её имя всё чаще мелькает на страницах газет и журналов. Публикации в основном касаются её песенного творчества, которое должно шире использоваться в работе с молодёжью, пробуждать в юных сердцах любовь к людям, Отечеству, своему родному краю.
С момента нашей первой встречи с десятилетней пианисткой прошло почти сорок лет. На сцене Дворца культуры стояла героиня очерка. С моего места в середине зала казалось, что почти ничего не изменилось. Просто повзрослела девочка: такая же хрупкая, тоненькая, высокая, на очень высоких каблучках. С такими же, как в детстве, длинными, распущенными волосами. Только позолоченными не утренним солнцем, а сценическими софитами. И те же тонкие, нежные пальцы. Только теперь эти пальчики не скакали по клавишам, а трепетно перебирали струны, и рука бережно обнимала «изгиб гитары жёлтой».
               
Заканчивался концерт бардовской песни. Весь коллектив клуба «Привал» во главе с ведущей вышел на сцену. Зазвучал неофициальный гимн бардов:
Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.
Струна осколком эха пронзит тугую высь…
Среди всех хороших, задушевных голосов отчётливо выделялся голос Светланы Рандис. Нет, она никого не пыталась перекричать, как это иногда случается. Исполнитель так усердствует, что, кажется, сейчас раскусит ни в чём не повинный микрофон. Голос её, сочный, звучный, прозрачный и лёгкий, как акварель, очень задушевный, бархатистый, исходил в зал без напряжения. И через мгновения уже весь зал пел:
Качнётся купол неба, большой и звёздно - снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
17 февраля 2015 г. В.Ильина
При подготовке очерка использованы материалы из домашнего архива С.В. Рандис, а также публикации городских и областных газет, эпиграф к книге «Балашовская милиция: годы минувшие».


Рецензии