Анатомия предательства Глава 16

1.16 Отношение к предательству, как к явлению, со стороны государства.
   Данная глава посвящена отношению к предательству со стороны государства в любую историческую эпоху. В  предыдущих главах мы уже упоминали о некоторых деталях такого отношения. В данной главе мы уточним некоторые аспекты этой проблемы. Во-первых, вспомним определение сущности предательства и его составные элементы, а именно и чем отличается предательство от измены, хотя это схожие понятия: Как ранее указывалось, слово «измена» имеет три основных значения: 1. измена убеждениям; 2.супружеская измена;  3.государственная измена. Слово «предательство» имеет четыре значения. 1. государственная измена; 2.супружеская измена, 3.«апостасия»-вероотступничество; 4. оставление друга в беде.
     Отношение к предательству в форме государственной измены, практических во всех странах и в любую историческую эпоху наказывалось смертной казнью, и вполне по понятным причинам. Причем, такое отношение было при любом типе власти, демократической, авторитарной или тоталитарной, в монархиях, восточных деспотиях, республиках, империях, и прочих государственных образованиях. Этот вид предательства считался наиболее опасным, так как приносил максимальный вред не только конкретный вред правителю  в целом, но и государству. В истории каждой страны полно примеров организации заговоров с целью свержения власти, если заговор удавался, как, к примеру с Екатериной Великой, которая стала императрицей, благодаря дворцовому перевороту.  Нужно отметить, что государство не интересует такие виды предательств, как супружеская измена, за исключением тех случаев, когда супружеская измена касалась царственных особ.
     Вспомним супружескую измену Екатерины царю Петру 1, когда любовник императрицы Виллим Монс был казнен с особой жестокостью.  Что же касается Екатерины, то к ней практически не было применено никаких карательных мер. Возможно, факт прелюбодеяния все же не удалось доказать. Пётр ограничился тем, что привёз жену на место казни и продемонстрировал ей, насаженную на кол голову, её бывшего фаворита. К тому времени она была привязана к специальному колесу и выставлена на площади на всеобщее обозрение. Поглядев на это зрелище, Екатерина произнесла: «Как грустно, что у придворных может быть столько испорченности». Похоже, этой фразой она пыталась отречься от обвинений в интрижке с Монсом, представив дело так, словно проворовавшийся чиновник не имел к ней лично никакого отношения. Следует упомянуть любовную связь принцессы Дианы и её любовника – сына египетского миллиардера Доди Аль-Фаеда. В  страшной автокатастрофе навсегда оборвалась жизни продюсера Доди Аль-Файеда и принцессы Дианы. Относительно её гибели было выдвинуто множество различных версий. Многие до сих пор считают, что к этому причастны Виндзоры, которым леди Ди была так невыгодна из-за своих романов с мусульманами. Таким образом, они хотели навсегда избавить себя от назойливой угрозы своей королевской репутации. Версия не лишена основания, к примеру, если бы у Дианы родился сын от араба, то он мог стать претендентом на королевский трон в Англии, что королевская семья не могла позволить. В этом случае обыкновенная супружеская измена, приобретала государственные масштабы и могла повлиять в будущем на конфигурацию королевской власти, и послужила бы толчком к развалу английской империи. Британцы, в первую очередь их спецслужбы всегда умели просчитывать ситуацию на множество ходов вперед, поэтому подстроенная автокатастрофа, это скорее всего их рук, а не трагическая случайность.
    Что касается измены своих убеждений, то в период великих репрессий, она приобрела в Советском Союзе государственные масштабы. Это было время, когда могли казнить, не за дела, а за убеждения.  Выискивание внутренних врагов органами НКВД стало приоритетной задачей. Вспомнили всех, кто когда-то состоял в партии эсэров, кто дружил с Троцким, даже старейших ленинцев не забыли, их тоже не щадили. В то время в народе ходил некий афоризм: « ...был бы человек, а статья для него всегда найдётся...». Кстати, в более позднее время, после «хрущевской оттепели», когда появились диссиденты их тоже привлекали за убеждения к уголовной ответственности, правда уже не приговаривали к смертной казни. Конечно, если человек публично высказывает свои убеждения, то в современной России, за это тоже можно поплатиться. Только наказание будет значительно мягче. чем в прежние времена.
    А теперь о вероотступничестве, как уже было указано в других главах в 13 мусульманских странах, где господствующей религией является ислам это предательство наказывается смертной казнью, повторим вновь список этих стран. Афганистан, Иран, "умеренная" Малайзия, Мальдивские Острова, Мавритания, Нигерия, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.  В Пакистане кроме этого допускается смертная казнь за атеизм и богохульство.
       В этом списке нет Брунея, это тоже страна с мусульманским большинством, принявшим закон, согласно которого вероотступничество является преступление, караемым смертной казнью.  В Уголовном кодексе Шариата 2013 года, который вступил в полную силу в 2019 году, в разделе 112 говорится, что мусульманин, объявляющий себя немусульманином (вероотступником), совершает преступление, наказуемое смертной казнью, если это доказано двумя свидетелями или признанием, или тюремным заключением на срок до тридцати лет и поркой кнутом до 40 ударов, если это доказано другими доказательствами. После требуемого периода ожидания между уведомлением о законе и его вступлением в силу в соответствии с конституцией Брунея, новый закон об отступничестве вступил в силу в октябре 2015 года.
    Египет считается мусульманским, но светским государством, поэтому в статье 64 Конституции Египта закреплена «Свобода вероисповедования», которая по ее словам является абсолютной. В статье также говорится: "свобода отправления религиозных ритуалов и создания мест поклонения для последователей богооткровенных религий является правом, закрепленным законом". В Египте также нет законодательного запрета на вероотступничество. В нем действительно существует закон о богохульстве (статья 98 Уголовного кодекса Египта), с поправками, внесенными Законом 147/2006, который использовался для судебного преследования и заключения в тюрьму мусульман (таких как Бахаа Ад-Дин Эль-Аккад в 2007 году), принявших христианство; и самопровозглашенный мусульманин (знаток Корана Наср Абу Зайд в июне 1995 года) был признан вероотступником, а его брак признан недействительным Кассационным судом Египта. Современная египетская юриспруденция запрещает отступничество от ислама, но также хранит молчание о смертной казни. Статья 2 Конституции Египта закрепляет шариат. Как Кассационный суд, так и Высший административный суд Египта постановили, что "для немусульман вполне приемлемо принимать ислам, но по общему мнению мусульманам не разрешается принимать другую религию или вообще не исповедовать никакой религии [в Египте]". На практике Египет преследует отступничество от ислама в соответствии со своими законами о богохульстве, используя доктрину Хисбы; жалобы на хисбу (ответственность, основанная на исламском шариате) подаются представителями общественности против других членов общества по поводу таких вещей, как журнальные статьи, книги или танцевальные представления, которые, по мнению заявителя, "нанесли ущерб общим интересам общества, общественной морали или порядочности". "Против писателей и активистов были зарегистрированы сотни дел хисба, часто использующих богохульство или вероотступничество в качестве предлога". После того, как была обнародована жалоба на вероотступничество Хисбы (такфир), негосударственные исламские группы иногда брали закон в свои руки и казнили вероотступников. Этому способствовал ученый-консерватор Абб аль-Кадир Авда, который проповедовал, что убийство вероотступника стало "обязанностью отдельных мусульман", и что такой мусульманин может ссылаться на безнаказанность по египетским законам, поскольку Уголовный кодекс Египта гласит, что деяния, совершенные добросовестно на основе права, закрепленного в шариате, не будут наказаны.В 1992 году исламистские боевики застрелили египетского светского деятеля и противника законов шариата Фарага Фоду. За несколько недель до своей смерти улемы в Аль-Азхаре официально объявили его вероотступником и врагом ислама. Во время суда над убийцами ученый из Аль-Азхара Мохаммед аль-Газали свидетельствовал, что "когда государство не в состоянии наказать вероотступников, это должен сделать кто-то другой". Старшая дочь Фоды защищала своего отца, требуя от его обвинителей найти "в его сочинениях хоть один текст против ислама". В 2007 году Мохаммед Хегази, египтянин мусульманского происхождения, принявший христианство на основании "чтения и сравнительных исследований религий", подал иск в египетский суд с требованием изменить свою религию с "ислама" на "христианство" в своем национальном удостоверении личности. Его дело вызвало значительный общественный резонанс, причем не только мусульманские священнослужители, но и его собственный отец и отец жены требовали его смерти. Два адвоката, которых он нанял или согласился нанять, оба отказались от его дела, а два христианских правозащитника, которые, как считалось, были замешаны в его деле, были арестованы. По состоянию на 2007 год он и его жена скрывались. В 2008 году судья, рассматривавший его дело, постановил, что, согласно шариату, ислам является окончательной и наиболее совершенной религией, и поэтому мусульмане уже практикуют полную свободу вероисповедания и не могут переходить в более старую веру. Хегази продолжал пытаться официально сменить религию, пока в 2013 году его не арестовали за "распространение ложных слухов и подстрекательство". Он был освобожден в 2016 году, после чего опубликовал видео на YouTube, в котором утверждал, что вернулся в ислам, и попросил оставить его в покое. В мае 2007 года Бахаа Ад-Дин Эль-Аккад, бывший египетский мусульманин и член Таблиг и Даава (организации по распространению ислама), был заключен в тюрьму на два года по обвинению в "богохульстве против ислама" после обращения в христианство. Он был освобожден в 2011 году. В Египте таких случаев достаточно много, поэтому, кто решил перейти в другую веру, не должны питать иллюзий, что этот переход будет для них безнаказанным.
    Еще одна мусульманская страна, со светским режимом это Турция. Политическая напряженность  в Турции часто объясняется противоречиями между сторонниками светского государства и религиозными фундаменталистами, а также между турками и курдами. В упрощенном варианте, конечно, можно остановиться и на такой модели объяснения турецких противоречий, но в действительности религиозно - политические расклады в Турции куда сложнее. Турецкое общество еще со времен Османской империи никогда не было единым. Оно включило в себя множество этнических и конфессиональных групп. Политические предпочтения в турецком обществе также очень часто связаны с религиозной и этнической идентичностью. К примеру, многим известно, что в Турции — очень многочисленное и многообразное левое движение, включающее в себя целый ряд партий, партиек и групп самой разнообразной политической ориентации — от умеренных социалистов европейского толка до радикальных маоистов и анархистов. Но упускается, что большинство турецких левых опирается на поддержку двух основных групп населения страны — это курды, которые требуют отдельного рассказа, и алевиты — представители крайнего религиозного течения в исламе, которое из-за очень специфического учения и практики некоторые исследователи даже выделяют в отдельную религию. При этом, алевит может быть и курдом, и турком по национальности. В современной Турции, по разным данным, от 10 до 25% населения являются алевитами. Уникальность алевизма заключается в том, что он впитал в себя не только шиитское вероучение, но и многие компоненты восточного христианства, зороастризма, манихейства, то есть — религий, распространенных на Ближнем Востоке и в Малой Азии до утверждения ислама. Но и после исламизации многие малоазиатские общины восприняли ислам лишь поверхностно. Алевизм стал своеобразной формой адаптации местных доисламских традиций к условиям жизни в Османской империи. Три краеугольных принципа алевизма — это уважение ко всем людям, лояльность к другим этническим и религиозным группам, почитание труда и трудящихся. Алевиты считают себя подлинными носителями турецкого культурного кода, выражением уникальной культурной среды, интегрировавшей культуры многочисленных народов Малой Азии — армян, ассирийцев, греков, курдов, заза, тюркских кочевых племен. В Турции живут разные представители ислама,  к примеру алафитов около 1 млн. человек, алевитов около 18 млн. человек, самые массовые это конечно сунниты. В уголовном кодексе Турции нет статьи за вероотступничество. Тем более, что многие из турок относятся к религии формально и не только не молятся, но и не посещают мечети, особенно молодежь.
   Что касается России, то в уголовном кодексе РФ тоже нет статьи за вероотступничество.  Но, если окунуться в прошлое нашей страны, то следует отметить, что 15 августа 1845 года в Российской империи было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года». Это «Уложение» — первый уголовный кодекс в истории России. Он был подготовлен сотрудниками Второго отделения и вступил в действие в 1846 году. Это Уложение стало отправным документом для последующих редактированный вплоть до 1917 года, когда царская власть в Империи рухнула. Уложение представляло собой кодифицированный нормативный акт, содержавший как нормы, регулировавшие общие вопросы уголовного права, так и устанавливающие ответственность за совершение конкретных преступных посягательств. Раздел второй этого Уложения был посвящен «преступлениям против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». За что и как можно было быть наказанным в сфере религиозных изъявлений каждый читатель может составить собственное мнение, прочитав приводимые статьи из «Уложения».  Например, статья 198 предполагала тюремное заключение на срок до 2 лет за уклонение от крещения и воспитания детей в православной вере. Но сразу же возникает вопрос доказательности подобного обвинения. Также вызывают вопросы доказательная база статьи 228, предполагавшей арест до 3 месяцев за «неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя». И подобных статей – множество. Жестокие наказания следовали за «отвлечение от веры» (статья 190): ненасильственное отвлечение от веры — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное отвлечение от веры — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение. Целый комплекс статей был посвящен запрету критики христианства – за это полагалась также ссылка в Сибирь и телесные наказания. Согласно статье 192 «Уложения», в многонациональной России, если один из родителей не христианской веры «воспитывал детей не в православной вере», следовало расторжение брака и ссылка в Сибирь. Согласно статье 235 за высказывание просьбы во время богослужения следовал арест до 3 дней. Согласно статье 233 за нахождение лица в непредназначенном для него месте в Церкви полагался денежный штраф или арест до 7 дней. Одним словом, наказания были как очень суровые, так и явно подверженные субъективной оценке с точки зрения их правоприменения. При этом институт Синодальной православной церкви был фактически государственным институтом царского самодержавия и дворянской власти, в которой важное административно-идеологическое место было отведено именно институту церкви. Естественно, что институт церкви, как часть государственной системы, неизбежно выступал в роли карательного механизма государственной политики. Комплексный анализ всех этих сложных взаимоотношений по отношению к податному населению со стороны бюрократической системы царской империи Николая I и последующих государей является весьма не однозначным по выводам и достаточно сложным, поэтому полностью не рассматривается. Итак, в 1845 году преступления против веры формулировались в 58 статьях:
Ст. 182. Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Ст. 184. Порицание Христианства и церкви, публично - ссылка до 8 лет, телесные наказания, клеймение; непублично — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Ст. 185. Сокрытие свидетельства богохульства, порицания, критики Христианства — тюремное заключение до года или арест до 3 месяцев.
Ст. 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Ст. 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение до года; неумышленно — до 3 месяцев.
Ст. 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.
Ст. 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Ст. 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.
Ст. 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Ст. 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.
Ст. 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.
Ст. 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Ст. 199. Воспрепятствование добровольному присоединению к Православной церкви — заключение до 6 месяцев. Насильственное воспрепятствование — заключение в смирительном доме до 3 лет.
Ст. 200. Не воспрепятствование детям и опекаемым самовольного отлучения от веры — арест до 3 месяцев, предание покаянию.
Ст. 206. Раскольничество — ссылка.
Ст. 207. Сектантство — ссылка.
Ст. 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Ст. 214. Издание, распространение, продажа старопечатных книг, приобретение, использование раскольнических книг — денежный штраф, заключение в тюрьму до 6 месяцев.
Ст. 215. Создание и эксплуатация объектов для религиозной деятельности раскольнического типа — тюремное заключение до 2 лет.
Ст. 218. Сохранение иноверческих обычаев новообращенными в Православие — вразумительная беседа.
Ст. 219. Уклонение от религиозных обрядов, для священнослужителей — временное отлучение от службы, для поселян — временное отлучение от дома и работ.
Ст. 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.
Ст. 221. Хождение без разрешения с культовыми предметами — денежный штраф.
Ст. 222. Погребение верующего без соответствующего ритуала — арест до 3 месяцев.
Ст. 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
Ст. 224. Насильственные действия против священнослужителей — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.
Ст. 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.
Ст. 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.
Ст. 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.
Ст. 230. Порча символов веры — заключение в смирительном доме до года, при неумышленности — арест до 3 месяцев.
Ст. 231. Нарушение при Богослужении — денежный штраф или арест до 3 месяцев.
Ст. 232. Насильственные действия при Богослужении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 233-234. Нахождение лица в непредназначенном для него месте в Церкви — денежный штраф, арест до 7 дней.
Ст. 235. Просьба во время Богослужения — арест до 3 дней.
Ст. 236. Непозволительное вторжение в церковь - денежный штраф, арест до 7 дней.
Ст. 237. Бесчинство при Богослужении - денежный штраф, арест до 3 месяцев.
Ст. 238. Недопустимость торговли и развлечений рядом с церковными действиями — денежный штраф.
Ст. 239. Помехи крестному ходу — арест до 3 месяцев.
Ст. 240. Неприличное поведение при молебне — арест до 3 недель.
      Таким образом, Уголовный Кодекс Российской империи содержал большое количество  статей, которые предусматривали различное наказание на тех, кто рискнул нарушить основы российского православия. Мы не будем пересказывать тот материал, который был опубликован в других глава и касался государственной измены и наказания за нее в различных исторических эпохах и остановимся на том. что уголовные законы иностранных государств могут быть сведены в пять групп
- законодательство ряда исламских стран (Судан, Иран, Саудовская Аравия), правовая система которых основана на нормах шариата или использует их, а уголовное право призвано охранять саму религию и освященный ею образ жизни;
- законодательство стран (Германия, Австрия, Испания, Израиль, Турция, Япония), в котором предусматривается самостоятельная глава о посягательствах на отношения, связанные с религией;
- законодательство стран (Китай, Сербия, Туркменистан), где свобода совести и вероисповедания защищается специальными нормами о посягательствах на личность;
- законодательство стран (Дания, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Македония), в котором свобода совести и вероисповедания охраняется специальными предписаниями о защите общественного порядка;
- законодательство стран (Франция, некоторые штаты США), в которых нет специальных нормативных предписаний о защите свободы совести и вероисповедания.
     А теперь несколько слов о предательстве друга. Данный вид предательства находится в области межличностных взаимоотношений и государству до этого нет дела, кто кого предает из друзей. За исключением отдельных ситуаций когда применяется  поступок уже переходит в разряд преступления, по статье оставление человека в беде, или неоказание помощи больному, которые не учитывают характер межличностных отношений. В качестве итого можно отметить, что все поступки человека в форме предательства. так, или иначе затрагивают интересы государства в той или иной степени. Не случайно, предательство во многих странах является очень серьёзным преступлением, и поэтому наказывается сами строгим образом, а с точки зрения некоторых религий является тягчайшим грехом... .   


Рецензии