Глава 155. Яначек. Сказка

Леош Яначек
«Сказка» для виолончели и фортепиано
Гари Хоффман (виолончель)
Михаил Рудь (фортепиано)

Romy_Van_Geyten: Вот это класс! Юрий, спасибо большое за наводку. Чудесная пьеса!

precipitato: Еще бы! Я очень радуюсь, когда удается кого-нибудт увлечь Яначеком — один из самых нежно любимых мной авторов, у него просто нет плохой музыки, все — блеск.

Romy_Van_Geyten: Послушал еще раз! Пребываю в восхищении. Как это я прошел мимо такого таланта? Просто возмутительно!
Все, начинаю слушать.
А с чего бы Вы посоветовали? Я знаю только «Лисичку-плутовку».

precipitato: Симфониетта, оба квартета, скрипичная соната, вся фортепьянная музыка.

Romy_Van_Geyten: Симфониетту уже дослушиваю. Класс.

precipitato: Там в партитуре вроде двенадцать труб, или даже больше.
Кстати, Рейху слушал — в голове все вертелось — Яначек XIX века.
Чехи умеют что-то особенное (но не в наше время, увы).

Romy_Van_Geyten: Ну, чехом Рейху можно считать условно, по рождению. Он в 1785 переехал в Бонн, там учился, там же познакомился и подружился с Бетховеном. В 1790 и 1792 встречался с Гайдном, который на него оказал огромное влияние. Фуги, кстати, посвящены именно Гайдну. Работал в Гамбурге, потом в Вене. В 1808, кажется, перебрался в Париж. Так что чешского там кот наплакал.
Я тут две симфонии Рейхи добавил. Они не такие радикальные, как фуги. Фа-мажор просто удивительная, в особенности финал. Что-то среднее между «Юпитером» и ранними симфониями Шуберта.

samlev: Совершенно замечательная фа-мажор. И не только финал, она вся хороша. А насчет Яначека, в Архиве есть два великолепных исполнения его шедевра — Глаголической мессы (с Анчерла надо начать, раз нет абсолютно выдающейся записи с Талихом (!!!!!!) А на YouTube, жаль, что кусками, Ин Бостридж (!!) поет «Дневник исчезнувшего». Я живьем два раза слушал — работает! Аккомпанировал Юлиус Дрейк — еще один повод послушать.

musikus: Чертовски приятно, что на форуме вспомнили Леоша Яначека. Гений. Правда, Яначек он разный. Настоящий Яначек — это, прежде всего — Месса, Симфониетта, абсолютно гениальные вещи. Симфониетта для музыки ХХ века — вещь на уровне «Петрушки» или Музыки для струнных, ударных и челесты Бартока, не меньше (а для кого-то, допускаю, и больше). Но в той же, ярко экспрессионистической, манере, потрясающей по звукописи — «Тарас Бульба», многие страницы из опер (особенно — «Хитрая лисичка», хотя она чрезвычайно лирична). И в той же «яначековской» силе ряд камерных вещей, в первую очередь — Концертино и Каприччио, хотя туда же и «В тумане», «По заросшей тропинке» и другие. Ну, а такие вещи как Адажио, «Лашские танцы», «Бланицкая баллада», кантаты, то есть все, что более почвенно, это уже другой Яначек, гораздо более традиционный, чудесный, но не выбивающийся из общего ряда.

Romy_Van_Geyten: С большим уловольствием переслушал «Сказку». Озаботило меня следующее обстоятельство: в оглавлении обозначены четыре пьесы, а в записи и в нотах здесь их только три. Проведя небольшое исследование, выяснил, что четырехчастной была вторая редакция (был добавлен финал) этого сочинения 1912 года, а это третья и заключительная редакция 1923-го. Яначек выкинул финал и переработал остальные части. Уже в этом виде, как трехчастная пьеса, сочинение было опубликовано в 1924 году. И именно в таком варианте оно звучит здесь. Так что нет никаких специальных оснований считать это сочинение четырехчастным.
Кроме того, мне кажется, из подзаголовка можно «4 пьесы» вообще выкбросить — это не четыре пьесы и не три, а одна — трехчастная.


Рецензии