Бесчувственная Цивилизация

Мне кажется то, что вся жизнь заставляет перестать чувствовать и то, что нами руководят люди лишённые чувства сострадания -это ужасно и Руссо был во многом прав, когда :
По дороге, раскрыв газету, прочёл объявление от дижонской академии о премии на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Внезапная мысль осенила Руссо; впечатление было так  сильно, что, по его описанию, он в каком-то опьянении пролежал полчаса под деревом; когда он пришёл в себя, его жилет был мокр от слёз. Мысль, осенившая Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление»
Рационалист ставит в человеке выше всего силу разума и даёт преимущество тому, кто обладает этой силой; Руссо провозглашает, что тот «лучший человек, кто лучше и сильнее других чувствует».
Руссо открывает в мире страдание. Страдание снова, как в средние века, становится основной нотой человеческой жизни. Страдание — первый урок жизни, которому научается ребёнок; страдание есть содержание всей истории человечества. Такая чуткость к страданию, такая болезненная отзывчивость на него есть сострадание. В этом слове — разгадка силы Руссо и его исторического значения.
 Как новый Будда, он сделал страдание и сострадание мировым вопросом и стал поворотным пунктом в движении культуры.
Руссо стал поворотным пунктом в развитии культуры? Но культура таки осталась отделена от реальной жизни.
Сейчас всё решает рационализм бюрократии. Если Толстой и Достоевский были в центре общественной жизни и политика их очень интересовала,  современные авторы стараются быть подальше от политики и своих читателей не отрезвлять,  не будить в них чувства и мысли , а уводить в фантазии о будущем или мифы о прошлом, только ни слова о происходящем.


Рецензии