Глава 022. Телеман. Фантазия для скрипки соло

Георг Филипп Телеман
Фантазия XII для скрипки соло ля-минор
Артюр Грюмьо (скрипка)

Intermezzo: Всегда удивлялся, зачем Грюмьо с его романтическими замашками играл столько барокко.

Andrew_Popoff: Грюмьо играет в романтической манере. Это, конечно, не возбраняется, и хорошо играет, но я предпочитаю иной подход к звуку.

alexa_minsk: Телеман все же уже не совсем барокко.

Andrew_Popoff: Почему? Телеман именно позднее немецкое барокко, ровесник и Баха, и Генделя, и Вивальди. Прожил только больше них, восемьдесят шесть лет. А формы у него часто более архаичные, чем у Баха и Генделя. Иногда проглядывает программность, которая более была свойственна французам, чем немцам.

alexa_minsk: Андрей, я сейчас загрузил эту фантазию в исполнении Эндрю Манце. Хотелось бы получить Ваше мнение о его исполнении.

Andrew_Popoff: Слушаю уже...
Ну, это мне нравится гораздо больше. Дело не в том, что я люблю аутентистов, просто мне кажется, что их подход к звукоизвлечению соответствует этой музыке.

Kuumuudessa: Это называется «исторически ориентированное исполнительство»?

Andrew_Popoff: Вроде того.

reflechant: Это «колокольный» тембр струнных. К нему стремились. Марэ был мастером этого дела, хоть и на виоле. Возможно, он написал «Колокола святой Женевьевы», чтобы это продемонстрировать (на хороших записях сходство с колоколом немалое).

Kuumuudessa: Мне еще со времен учебы в музыкальной школе не давал спать вопрос, целесообразно ли это историческое исполнительство. Реально ли исторически ориентировано исполнять произведения, написанные очень давно? Что там за принципы? Я веду к тому, что никто никогда не слышал, как они исполнялись тогда.

victormain: Верно, не слышали. Но осталось огромное количество трактатов, подробнейшим образом описывающих исполнительский стиль, манеры, правила. Расшифровки мелизмов. В том числе и баховские рукописи такого рода сохранились.

Andrew_Popoff: Многое там верно реконструировано, но, я думаю, мы все равно не сможем себе доподлинно представить, как играли Телемана во время Телемана. Это и неважно. Мне нравится сам подход к звукоизвлечению — отсутствие вибрато, мягкая аттака и угасание каждой ноты. Это, на мой взгляд, как-бы приподнимает музыку над временем, переносит ее на уровень созерцания Бога. Тут что-то родственное восточной медитации. А так играли или не так — это неважно.


Рецензии