Рецензия к фильму Седьмая Печать

"Седьмая Печать" 1957
Ну, это шведский артхаусный фильм одного из самых могучих режиссёров всех времён и народов Ингмара Бергмана, который, наверное, относится к категории "фильмы вне категорий". Есть просто великие фильмы, а есть вот такие. Которые, как всемогущественные бессмертные сущности. Они могут не нравиться, но им плевать на это. Они есть и они вечные. Лично мне всегда немножко сложно смотреть любой арт-хаус. Будь то современный (не уходя далеко из Скандинавии, к примеру, датский "Вальгалла: Сага О Викинге"), будь то признанная классика, коим, безусловно, является "Печать". Потому что в нём нужно ковыряться слепым кротом, и не факт, что найдёшь вкусненького червячка. Разгадывать символизм и метафоричность. Искать авторский посыл, а это тот ещё ребус! Чёрт его знает, что конкретно автор имел в виду. В конце концов, надо быть умным. А в это состояние я впадаю раз в четыре года, и то тридцатого февраля. Но визуально и атмосферно он (этот таинственный и мозгопудренный арт-хаус) меня чаще всего не разочаровывает. А тут атмосфера просто шикарная! Чёрно-белая, средневековая, религиозно-инквизиторская, безысходно-мрачная, мистически-заунывная. Причём были эпизоды, когда я даже улыбался! Что вообще непостижимо для дико депрессивного кино. Но перепалка Кузнеца со Скоморохом и потом Смерть с пилой - это было весело. А шествие самобичующих флагеллантов - это просто шедевр! Оно мне в кошмарах сниться будет. Я уж молчу об образе Смерти и идее поиграть с ней в шахматы. Довольно много персонажей и каждый значим. Каждый что-то олицетворяет. А главное, фильм не ушёл в сюр (который я обожаю), хотя мог бы. Образный - да, но не сюрреальный. Ну и поставить мне на лоб семь печатей, тем самым скрыв от жены сокровенные мысли о заначке, если не пора перейти к сути.

Из длительного Крестового похода вернулись Рыцарь и его верный Оруженосец. И пока их лошадки мочили уставшие копыта в целебной морской воде, мужчины отдыхали на каменистом берегу. Рыцарь задумчиво склонился над шахматной доской, а Оруженосец крепко спал пьяным сном. Они не похожи не героев Сервантеса. Оруженосец - не трусливенький толстячок, а здоровенный бугай, который больше похож на рыцаря, чем сам Рыцарь. А Рыцарь, в свою очередь, не пожилой маразматик, который грезит подвигами во имя придуманной дамы сердца. Он поставил перед собой более сумасшедшую задачу. Он ищет явные, можно сказать, материальные доказательства того, что Бог существует. И стоит ли вообще совершать те самые подвиги, убивать и умирать, если всё это бессмысленно. Зачем нужны крестоносцы, если Бога нет? Зачем жить, если потом - пустота? Согласитесь, миссия невыполнима. Но тут к нему пришла сама Смерть. Точнее, пришёл. Мол, пора. Вещи можешь не собирать. Но Рыцарь десять лет отвоевал крестоносцем! Чтобы что? Чтобы его какой-то бледнолицый чудик в балахоне увёл непонятно куда? И предложил Смерти сыграть в шахматы. Если выиграю, - гуляй, Вася. Нет - так быть по-твоему. А шахматы - это не пинг-понг. Это игра долгая. Так что у Рыцаря есть время, чтобы продолжить искать доказательства существования Бога. Но в процессе поисков они нашли только Бродячих Артистов, хныкающего Кузнеца с его непорядочной Женой, Мародёра и пленённую Ведьму. И безмолвную деву какую-то. Дадут ли они ответы на риторические вопросы?..

Я понятия не имею, как отвечать на вопрос "о чём фильм?" О неизбежности смерти? Да. О поиске истин? Да. О "зачем и как мы живём?" Вот тут, блин, совсем да! У четы Бродячих Артистов есть ребёнок-малыш, и он - смысл их жизни. Оруженосец - полный скептик и ему эти вопросы до лампочки. Поэтому ему, как мне показалось, тут проще всех. Кузнец, Жена и другой Артист страдают из-за отсутствия любви, и для них это глобально. Там у всех свои проблемы. И только у Рыцаря проблема вселенского масштаба. И ему пипец как тяжко. И я так подумал... Может, всё-таки, лучше наслаждаться земляникой с молоком, а не пытаться познать непостижимое, не играть со смертью в шахматы и не заниматься самоистязанием? Самый банальный и скучный путь? Не бывает в жизни банальных и скучных путей. Из артистов я знаю только великолепного Макса фон Сюдова. Мало кто может похвастаться тем, что его раскрыл сам Бергман. А у самого Бергмана я видел только два фильма ещё. "Стыд" и "Девичий Источник". Все три - невероятно сильные. Фильм - более чем бесценный. "Задница всегда сзади. Это глубокая истина."

"Давай в шахматы сыграем!" - замученный я Смерти слежкой,
Предложил. Хотя - не Крамник. И путаю коняшку с пешкой.
Та со вздохом согласилась: "На, держи, на Е-четыре."
Где тут "Е", а где "Четыре"? Нихрена ваще не штырю!

Но тем не менее слоном я взял и "съел" её ферзя.
Та завизжала грозной чайкой: "Придурок! Так ходить нельзя!"
"Не ори. Не плачь. Смирись." И "скушал" пешкой две ладьи.
"Это не по правилам!!!" "Правил нет, раз нет судьи..."

"Я - палач и суд присяжных! Я диктую приговоры!"
"А чего сюда припёрлась? Чемпион мертвяцкой своры.
Со своими не игралось? Все в конце к тебе придём."
"Накой нужны мне старики? У нас там ад, а не дурдом!

Мне там скучно! Я страдаю. Охота буйволом кричать!"
"Так покричи! Я буду слушать! Только с меня сотри печать..."


Рецензии