Субъективные заметки нальчикского пешехода

«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют  большую  часть
человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир».

/И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок»/

В фильме «Берегись автомобиля» утверждалось,  что человечество делится на автолюбителей и пешеходов. Но приведённая в эпиграфе  цитата из «Золотого телёнка» в наше время  немного  устарела. Не потому что пешеходов уже любить не надо. Напротив, ещё более надо любить, потому что автовладельцев, похоже, уже стало больше, чем пешеходов. По крайней мере, в нашей республике.  Но у меня вот как-то с автомобилем не сложилось. У меня его никогда не было, впрочем, меня это особо и не расстраивает.

Гараж – это не только жилище автомобиля

 Когда-то для советского человека автомобиль был не только средством передвижения, но и роскошью. Сейчас, конечно же, свое автотранспортное средство стало гораздо доступнее. Но когда начинаешь рассуждать о том, сколько всего за собой влечёт покупка автомобиля (сдавать на права, строить гараж и т. д.)  мелькает мысль: «Да ну его нафиг!». И так на всё времени не хватает.  На работу и обратно домой я хожу пешком, благо у нас в Нальчике  расстояния не московские. Да, кстати, и в Москве, по-моему, ездить на работу на своём автомобиле себе дороже. В смысле затраченных нервов от стояния в пробках. Не пойму, чем москвичей лучшее в мире метро не устраивает, чтобы до работы добираться? Как-то в Москве, в нашей студенческой общаге один негр из Сенегала на мой вопрос, что у нас в стране ему понравилось больше всего, сказал – ваш транспорт. Восхищался метро, бесперебойной работой автобусов, троллейбусов, трамваев. Говорил, что у них в Сенегале без машины жить сложно, а у нас в стране он не понимал, зачем в Москве нужен свой автомобиль, раз так чудесно работает общественный транспорт. 
 
Если поехать в командировку, то опять же на своём автомобиле тоже не резон – в чужой регион, да с нашими номерами. Да переживай там за него, да решай, где на стоянку поставить. Вот я  лично подумываю велосипед купить, юность свою вспомнить. Опять же - самый экологически чистый  транспорт.
 
Понимаю, что заядлые автолюбители заклеймят меня позором и презрением, но с отсутствием собственного автомобиля я мирюсь легко. Особенно, когда вижу своих соседей, которые постоянно в гаражах что-то чинят в своих машинах, что-то меняют, переделывают. Когда я соседям-автолюбителям как-то сказал, что, по моим ощущениям, они чаще ремонтируют свои машины, чем на них ездят, они, между прочим, со мной дружно согласились. Есть у меня, правда,  ещё такое подозрение, что гараж для многих автолюбителей – удобное место скрываться от своих жён под благовидным предлогом ремонта автомобиля. 

«Откройте рты, сорвите уборы, по жизни чешут мальчики-мажоры!»

В общем, ясно, что на жизнь я смотрю не из окна собственного или служебного автомобиля.  Эти мои наблюдения можно назвать субъективными заметками пешехода.
И вот давно уже как-то я субъективно заметил, что полагаться на соблюдение водителями правил дорожного движения, простодушно верить в силу различных автодорожных знаков, - не знаю, как где, а у нас в Нальчике опасно для жизни. По дороге в редакцию я обычно  перехожу проспект Шогенцукова. Последнее время стал переходить его по «зебре» вблизи пересечения с улицой  Пятигорской.  Это там, где ещё и знак стоит о переходе для слепых людей.  Потому что на той стороне проспекта Шогенцукова есть единственная в республике библиотека для слепых; там есть дом, где живут слепые и слабовидящие люди.
 
Сам я не слепой, но стал переходить улицу в этом месте, во-первых, как добропорядочный пешеход, а во-вторых, из журналистского любопытства – много ли водителей перед этой «зеброй» и строгим знаком скорость сбрасывают? По моим наблюдениям, притормаживает здесь  один водитель из четырёх, то есть примерно 25 %. Не знаю, может, водители сразу издалека распознают, что я не слепой, потому скорость сбавлять принципиально не желают. Справедливости ради, скажем и о том, что эти «зебры» имеют свойство выцветать со временем, и издали их, возможно, не так уж хорошо видно. Но знак-то специфический, на котором очки изображены, должен быть хорошо виден?

Ещё одно наблюдение – чем круче марка автомобиля на скорости приближается к тебе, тем меньше шансов, что она затормозит. Это пенсионеры ещё на своих «жигулёнках» и «москвичах» ПДД соблюдают. Водители троллейбусов, автобусов чинно перед зеброй скорость сбрасывают. Но вот представители молодого поколения, ездящие на крутых иномарках, купленных их отцами – вот те на дороге самые опасные!  Это им не жаль резины своих авто, визжащей, когда такой водитель с места в карьер по газам даёт. Это такие лихие наездники (в прямом и переносном смысле слов), одной рукой держась за баранку своего авто, в другой держат мобильный телефон, весело перебрасываясь шутками с друзьями или пытаясь назначить свидание девушке. Это из их автомобилей музыка гремит так, чтобы все прохожие слышали, какие музыкальные предпочтения у владельца крутой тачки. Тут не то, что собаку, дорогу перебегающую, а и старушку можно не увидеть на полном ходу. Вот эти охотники на пешеходов  чаще всего «зебр» и  не замечают. Да что там «зебр» - и на красный свет на перекрёстке легко махнуть могут! 
Переходил я как-то дорогу на улице Лермонтова у пересечения с проспектом Ленина. Пересекал проезжую часть не на самом перекрёстке, а чуть подальше, но видел, что на светофоре зелёный для меня свет горит, а для  машин – красный. Я вышел из-за припаркованной машины на дорогу, из-за неё не увидел сразу пронёсшуюся на скорости с той стороны перекрёстка «тачку».  Не зря говорят, что мы не знаем всех скрытых возможностей человеческого организма! Каким образом я успел опорной ногой оттолкнуться и отпрыгнуть назад – потом сам поражался. И даже успел при этом заметить, как облегчённо выдохнул на ходу  этот лихой наездник, избежавший наезда на меня. 
    
Вообще, дорожное движение в Нальчике – это особая и всегда злободневная тема. Каждый житель нашего славного города одновременно является  участником дорожной битвы за выживание с той или другой стороны от линии фронта. Любой нальчанин или нальчанка могут, наверное, немало порассказать историй, участником или свидетелем которых доводилось  быть. Порой юмористических историй, порой трагических. Впрочем, у нас от юмора до трагедии всего один шаг. Я вот как-то видел, как на улице Толстого, не самой просторной в ширину, автобус «Икарус», правда, без пассажиров, посигналил и  развернулся на полном ходу на 180 градусов. А всё потому, что водитель увидел своего хорошего знакомого и решил пообщаться.

А наши вечерние фигурные вождения на Площади Абхазии! А наши ночные гонки стритрэйсеров по проспекту Ленина с ревущими после соответствующего тюнинга моторами без глушителей! Вот не могу понять я этого кайфа – чем громче рычит мотор твоей машины, тем ты круче, что ли? Не знаю, как насчёт крутости, но по адресу таких водителей несчастные жильцы домов по «автотрассе» имени Ленина проклятия, наверное, каждый день посылают. А в университет КБГУ имени Бербекова в Нальчике студенты теперь на своих автомобилях на занятия приезжают. Там есть круг, где у некоторых автобусных маршрутов конечная остановка. Так теперь  во время больших перемен здесь  проходят  лихие студенческие автогонки по кругу.  А как же, девушки однокурсницы ведь смотрят!

А пешеходы не джигиты, что ли?

 Заранее соглашусь с ответным возмущением водителей – а что, пешеходы разве не бывают в дорожных происшествиях с печальным финалом? Ещё как бывают! У нас люди зачастую переходят автодороги, где кто пожелает. И на цвет светофора тоже могут не посмотреть. И даже танцы на проезжей части под хорошее настроение могут устроить. Но это скорее к водителям припаркованных машин относится. И что интересно, сотрудники ГАИ у нас в стольном граде Нальчике на нарушающих правила пешеходов  почему-то смотрят снисходительно равнодушно, хотя во многих городах за переходы в неположенном месте могут оштрафовать.

А пешеходов можно понять! Раз уж я выступаю от имени пешеходов, буду их защищать. Вот, допустим,  начнёшь ты верить в силу правил дорожного движения, станешь переходить перекрёсток  только на зелёный свет, по «зебре» пересекать дорогу – так тебя с этой верой и похоронят как последнего идеалиста нашего времени. У нас народ привык ориентироваться, как говорится,  «на глазок», по интуиции. Движущийся транспорт ещё далеко от тебя – значит, успеешь дорогу перебежать. Почему в неположенном месте дорогу переходишь? А потому что так проще. Здесь ты на себя надеешься. А на «зебре», понадеешься на неё, полосатую, да на совесть водителей, тут и до беды недалеко. Вот поди пойми – будет тот или иной водитель останавливаться или нет?  Более того, нередко можно видеть случаи, почти как из рассказа Аркадия Арканова, когда водитель-дальнобойщик решил на дороге старушку пропустить, а она никак понять не могла – он взаправду такой добрый, или момент, гад, выжидает, чтобы по газам дать, когда она пойдёт.  Так и у нас -  на «зебре» замрёшь, бывает, на середине дороги, чтобы пропустить пару-тройку пролетающих мимо машин, а какой-то совестливый водитель останавливается, и ещё тебе рукой  машет: переходи, мол, что застыл? Так даже неловко становится, что заставил человека остановиться, а сам не спешишь спасительную разделительную линию покинуть. Не-е, вс ё-таки лучше по старинке, перебежать где-придётся,  на авось, да на глазок – на войне, как на войне!

Николай Васильевич Гоголь написал в «Мертвых душах»: «Какой же русский не любит быстрой езды!». Это он ещё современных кавказских водителей-джигитов не видел! Я вот тут написал про чинных, добродушных водителей троллейбусов. Но как-то имел я  удовольствие проехаться с ветерком на троллейбусе, которым управлял такой лихой джигит. Я спешил по делу в Дом Печати, опаздывал,  и когда увидел мчащийся на всех парах к остановке троллейбус, ещё подумал: «Вот хорошо, наверное, водитель опытный, быстро доедем!» Так не то слово! Это было настоящее авторалли! Наш водитель на троллейбусе лихо обгонял пачками легковушки на дороге. Шумахер отдыхает!  Помните, как там Фрунзик Мкртчан говорил в «Мимино»: Эти «жигули» вообще, о чём думают? Крутятся, крутятся, под колёсами…». Пассажиры в салоне только всё крепче за поручни держались. На перекрёстках, когда красный свет только ещё думал затухать, наш водитель троллейбуса нетерпеливо сигналил  стоящим впереди  легковушкам. Один раз не выдержал, высунулся из окна, и прокричал на кабардинском и на русском: «Еуэ, еуэ! Давай уже, езжай!». На остановках поторапливал выходящих пассажиров, чтобы они не задерживали с оплатой и выходили побыстрее. Когда пожилые пассажиры в стрессовом состоянии уже стали ему делать замечания, он возмутился: «Я опаздываю,  непонятно, что ли?». Видимо в график движения по маршруту не укладывался.
   
Вспоминается в тему старый анекдот советских времён. Приезжает в командировку в Нальчик один москвич. В аэропорту Нальчика ловит такси, называет адрес - водитель заверяет, что мигом доставит дорогого гостя. Едут с ветерком, на красный свет на перекрёстке водитель промчался без остановки. На недоумённый взгляд москвича, водитель  взмахивает руками и говорит: «Я джигит, или не джигит?». Мчатся дальше, вдруг, бац, водитель резко тормозит на перекрёстке на зелёный свет. Следующие за ним машины делают то же самое. У гостя нашего города вообще изумление: «На красный свет ты едешь, на зелёный остановился – почему?». Водитель показывает на переходящих, не спеша, с достоинством  дорогу мужчин и говорит: «А они что, не джигиты, что ли?». 

 

 Цитаты из объяснительных записок после ДТП


  Да, я наехал на пешехода. Но его вина подтверждается тем, что с ним такое уже случалось.

 Я увидел, что пешеход не знает, в какую сторону ему идти, и наехал на него.

 Я ехал по правой полосе проспекта Мира в сторону центра со скоростью около 40 км/ч. Внезапно на дорогу выскочил ребенок, и я затормозил. Следовавший за мной водитель решил этим воспользоваться и врезался в меня.

 Гаишник приказал мне остановиться, и я въехал в столб.

 Мой сын не сбивал никакой женщины. Он проехал мимо неё. А телесные повреждения ей нанес воздушный поток.

 Я переходил улицу. Слева прямо на меня ехала машина. Я подумал, что она проедет мимо, и отступил на шаг назад. Но она снова повернула на меня. Когда я это заметил, я сделал два шага вперед. Водитель никак не отреагировал и продолжал ехать на меня. Потом он закричал: «Стой на месте, идиот!» Я встал, и тут он на меня наехал.

Пешеход бросился на мой автомобиль и беззвучно пропал под колесами.

Ещё до того, как я на него наехал, мне было ясно, что этот старикан не дойдёт до другой стороны улицы.

 После четырех лет езды я заснул за рулем.

 Я видел медленно проплывающее мимо грустное лицо пешехода, и тут он ударился мне в лобовое стекло.


Рецензии