Песни у костра
Начало 60-х годов. Я, пацан, стал ходить в горы, а точнее в 1961 году, когда стал серьёзно ходить в горы, занимаясь в кружке юных туристов, в ЦДЭТС города Фрунзе. Первый многодневный поход в ущелье Ала-Арча, базовый лагерь на берегу реки, за забором альплагеря. Первый вечер в горах, предстоящая ночёвка в дырявых палатках и таких же мешках. Настоящая романтика!
И был ВЕЧЕР! Именно так, большими буквами! После ужина стали петь у костра. Собственно пели двое – наш руководитель Вдовкина Зинаида Михайловна и молоденькая геологиня Аллочка, только что закончившая институт:
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над лагерем горит вечерняя звезда.
Инструктор не спешит, инструктор понимает,
От девушки своей уходит навсегда.
Это было всё! Лагерь был альпинистским, звезда была на месте, а инструктор – полубог, обитающий в заоблачной выси, окружённый флёром тайны недоступной.
А потом:
Вечер бродит по лесным дорожкам
Ты ведь тоже любишь вечера.
Погоди, теперь ещё немножко,
Посидим с товарищами у костра.
Вслед за песней позовут ребята
В неизвестные ещё края
И тогда, под крыльями заката,
Вспыхнет яркой звёздочкой любовь моя.
И ещё:
Перепеты все песни, расставаться пора
И подёрнулись пеплом головёшки костра
Но ведь ты со мной рядом, тишина за костром
И последнюю песню мы вместе споём.
Теперь представьте – нам было по 14, 15, 16 лет, томление духа и всё такое, а из песен про любовь, только по радио: «я встретил девушку, полумесяцем бровь…».
А ту-у-ут! И романтика, и чувства, и костёр, и темнота вокруг, и звёзды! В районе солнечного сплетения сладкая пустота, а на затылке волосы дыбом от неземного восторга. Как тут уснёшь? Всего столько! Подошёл к костру и сел, взяв кружку с чаем, настоящий АЛЬПИНИСТ! Звали его Габриель Соломонович, и был он геологом, альпинистом и инструктором! Само собой при бороде!
Так всё для меня началось. Были горы, костры, песни и ещё жуткие тайны об Аксайской деве и Чёрном альпинисте. Наверное, мне повезло с моим «полупроводником» Зинаидой Михайловной Вдовкиной. Полупроводник оттого, что дала мне дорогу в одну сторону, в горы, а обратно я уже не вышел. Была у неё общая тетрадь в 96 листов, с записанными песнями. Конечно, в дальнейшем она была скопирована желающими, кроме меня – я был ленив писать (да и сейчас недалеко ушёл), я просто стал запоминать и преуспел в этом так, что помню практически всё
Дальше было так: за лето 61 года я примелькался среди некоторых взрослых и получил доступ в «высшее общество». В те годы процветал «Клуб туристов-альпинистов», собиравшийся довольно часто в клубе Пенько-джутовой фабрики. Обсуждались маршруты, восхождения и интересные сведенья из жизни бродячей братии. Напомню, в то время обычный телефон в семье был большой редкостью и с великим удовольствием люди ходили на встречи.
Так вот клуб по воскресеньям (суббота тогда была рабочая), организовывал выезды в разные места, зачастую определяемые утром, на месте встречи. Нанималась машина, «грузотакси» — грузовик Газ 51, но со скамейками в кузове и с тентом, в кузов набивалось столько, сколько влезет и вперёд. Кусок скамейки, самый лучший, оставался для гитариста, а он был у нас один – Федя Гимеин. Грузовик страшно гремел, гитару не было слышно, но это было неважно — МЫ ПЕЛИ! “Под дорогу” шли песни, которые не нуждались в мотиве, а только в ритме, к примеру «бабка Любка».
Чем же борониться милый мой дедочек,
Чем же борониться сизый голубочек?
Ледорубом бабка, ледорубом Любка,
Ледорубом милая сизая голубка!
Или:
Ты по карнизу шла – я страховал,
Ты полетела вниз – я закричал.
Лети же чёрт с тобой,
Лети же чёрт с тобой,
Никто не свяжет нас верёвкой основной!
Каково!? Это всё в 20 глоток страшного рёва. Все современные «рэперы» мелочь, мальки против нас тогдашних. Вечером, у костра шла задушевная лирика:
Передо мной Белалакая
Стоит в туманной вышине,
А струйки мутные так медленно стекают,
За воротник кап, кап и по спине.
И, конечно:
Всю ночь кричали петухи
И шеями мотали,
Как будто новые стихи,
Закрыв глаза, читали.
Пели тогда везде, даже в суровом альплагере «Ала-Арча». Там, где перед разгромом была баня, есть небольшая лужа (озеро), тогда на том месте, вместо лужи была полянка, там разжигался костёр и весь народ, с наступлением темноты, спешил к костру.
Пели всё подряд от Городницкого, Визбора, Кима, до самодельных на известные мелодии. Слова кем то неведомым сочинялись, уходили по кострам и уже были "народными", а мелодии былина слуху, большого разнообразия в эфире тогда не было. Вот, к примеру образец советского рэпа:
Вот осень, листья опадают. Ексель моксель.
Настала странная пора, ать два.
Ребят всех в армию забрали, хулиганов.
Настала очередь моя, главаря.
Летят по небу самолёты, бомбовозы
Хотят засыпать нас землёй, с головой
А я, молоденький мальчишка, лет 17, 20, 30
Лежу с оторваной ногой. Зубы рядом, есть охота.
Всё это продолжалось до появления магнитофонов, где то до середины семидесятых. Правда ещё до заката этого творчества, появились в нашей среде «солисты», хорошо поющие и играющие на гитаре. Они увлекались сольными выступлениями, а остальные с ними тягаться не могли и только слушали. Отдельные посиделки «по секциям» картину не меняли, хотя ещё оставались Слава Александров и Юра Каверин в «Спартаке», в «Политехе» Коля Котляревский, Слава Понамарёв (Чех),Саша Гайсин тоже был сторонником коллективных песен. А вот Володя Юдалевич, допустим, уже был «солистом», его слушали просто молча.
Вот так, братцы, ушла целая эпоха хорового пения альпинистско — туристской братии. Ах как жаль! Какие люди пели у костров! Боривой Рудольфович Маречек (да, да, я ещё живой свидетель), Алим Васильевич Романов с Алексеем Дядюченко-легенды наших гор! Ныне, ещё живые и здоровые Володя Бирюков, Левон Маркович Алибегашвили, Слава Лях, да и многие друзья мои могли бы сейчас собраться, да и посидеть у костра.
Увы. Увы. Мы уже давно не собираемся. Только на похоронах, когда один из нас вдруг «уходит к последней вершине». Роберт Поритыс, пока ещё хранит в тетрадках наши песни. Даже носителей-накопителей не стало при Ютубе - включил и слушай на телефоне.
Свидетельство о публикации №223062600027