Не сигнальте фонарем неизвестной субмарине

Мои постоянные читатели знают, что я по распределению гражданского медицинского института три года прослужил на подводной лодке Тихоокеанского флота начальником медицинской службы и уже много лет интересуюсь, что пишут о флоте. И мой умный компьютер знает об этом и периодически выставляет на мою страницу в интернете интересные истории о подводниках. Иногда я делюсь ими, немного обработав.  Вот и этом материал получился именно таким образом.

И свою лодку потеряете, и три четверти экипажа погибнут, и сами в лагерь военнопленных попадёте. Хотя это и не худший вариант, по крайней мере удастся дожить до конца войны. Да ещё в плену получить очередное воинское звание и "Немецкий крест в золоте", награду за выдающиеся заслуги и храбрость в бою, следующей ступенью был Рыцарский крест.

А лагеря военнопленных - они разные бывают, вот фото командиров немецких подводных лодок в канадском лагере №30 в Бауменвилле. Фото на заставке:

Неплохо выглядят, не так ли? И тем не менее вступали даже в битвы с охраной лагеря, имелись жертвы. На фото:
Слева направо: Хорст Эльфе (U-93), Вольфганг Хейда (U-434), Фридрих-Вильгельм Вентцель, Отто Кречмер (U-99 ), Ханс Энгель, Герд Шрайбер ( U-95 ), Ганс Эй ( U-433 ),  Курт фон Гослер ( U-49 ), Иоахим Матц ( U-70 ), Гюнтер Лоренц ( U-63 ).
Это первое фото с лицами известных немецких подводников, попавших в плен, и я подумал, что, может, еще кто-то хочет их увидеть, поэтому и поставил в заставку к рассказу.

Самый известный, конечно, это подводный ас №1 "Молчаливый Отто" Кречмер. Несколько человек из них, в том числе сам Кречмер, должны были бежать из этого лагеря на специально присланной подводной лодке, проделав перед этим почти 850-мильный путь по территории Канады. До берега добрался только Хейда (второй слева), но и тот был схвачен канадцами. Подробно о лагере и побеге я написал в материале.

Но сегодня поговорим о добродушном на вид лысоватом Герде Шрайбере, стоящем рядом с Кречмером. На его счету 8 потопленных и 4 повреждённых судна, так что недаром он в центре стоит. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха.

Давайте подробнее поговорим о нём, о том, кто его победил и вообще об U-95 и О-21.

Большая часть почерпнута из протоколов допросов выживших членов команды, попавших в плен. Оцените также стиль этих британских текстов.

Герд Шрайбер родился в 1912 году, был однокурсником известнейших асов Прина и Лемпа. "Он был небольшого роста, красноречив, но решил не отвечать ни на какие вопросы следователя, даже на те, которые не имели военного значения. Вскоре после пленения, ещё в Гибралтаре на пару с Гансом Эем, (который тоже на канадском снимке присутствует за левым плечом Шрайбера), они бежали из-под охраны и были схвачены на испанской границе.

Его старпом, оберлейтенант цур Зее Эгон Рудольф, 26 лет, был убеждённым нацистом, неприятным и кровожадным. Он был уверен, что нападение на Гибралтар и вторжение в Великобританию будет проведено успешно и с большой жестокостью. (Будем помнить, что всё это происходило осенью 1941 года и немцы ещё витали в облаках).

Младший офицер, оберлейтенант цур Зее Ганс Ипах, учился вместе со старпомом, но вскоре был переведён в авиацию. На его счету более сотни боевых полетов, он летал на самолетах Heinkel и был награжден знаком «Goldener Frontflugspange». (Эта награда из дубовых листьев вручается офицерам, совершившим 110 боевых вылетов.) Он четыре года служил в ВВС и вернулся на военно-морскую службу летом 1941 года и, как следствие, имел небольшой опыт управления подводными лодками. Он был очень самоуверенным и высокомерным.

Австриец артиллерийский офицер лейтенант М.А. Краупа-Тускани прибыл на «U-95» перед ее последним походом, заменив оберлейтенанта цур Зее Хезернанна. Он утверждал, что был журналистом, увлекающимся фотографией. Он явно был политическим выскочкой и, без сомнения, благодаря этому, сумел получить должность в морской артиллерии, не обладая, однако, какими-либо знаниями об оружии. Насколько можно было установить, у него не было военно-морского образования, хотя он был заядлым яхтсменом и имел некоторый средиземноморский опыт".

Довольно интересный подход к комплектованию команд. Заметно, что достаточно подготовленных специалистов на этот период времени не хватало. А "U-95" вступила в строй в августе 1940 года и до момента гибели прослужила всего 14 месяцев, успев совершить 7 боевых походов.

"В целом моральное состояние и здоровье личного состава и офицеров были хорошими, за исключением одного-двух матросов, пострадавших от шока и потери памяти в результате взрыва торпеды, потопившей их лодку. Они, как обычно, были натренированы в вопросах безопасности, упрямы на допросах и опасаются микрофонов".

Ну, из команды в 47 человек выжило всего лишь 12, так что общую оценку дать сложно. Практически вся электромеханическая боевая часть со своими офицерами погибла. На сайте распродаж  подборки фотографий моряков с "U-95", кто из них выжил, сказать затруднительно:

Эмблемой лодки было непонятное существо с зонтиком: В свой последний, седьмой поход, "U-95" вышла из Лорьяна 16 ноября 1941 года в 16:00. Переход к Гибралтару прошел без происшествий, и примерно в 01:30 ночи 24 ноября «U-95» проскользнула через пролив в надводном положении. Пленные заявили, что они прошли через середину пролива и видели прожекторы со Скалы, которые, однако, не осветили их подводную лодку. «U-95» скрывалась на восточных подступах к Гибралтару в течение следующих четырех дней, не предпринимая за это время никаких атак.

Теперь немного о голландской "О-21".

Её успели угнать в Англию при захвате немцами Голландии. Лодка была практически ровесницей "U-95", её дошаманили в Британии, включили в состав флота. Во время испытаний с ней был такой случай - при погружении на 95 метров вода стала поступать через сальники гребных валов, затопила машинное отделение. Валы заклинило, электродвигатели не могли работать. Лодка успела провалиться на 106 метров, но продуванием балласта её удалось поднять на поверхность и повезло, что рядом не оказалось немцев.

Уже в первом боевом походе 1 августа 1940 года Ван Дульм атаковал немецкую "U-60", но промахнулся. Однако к моменту встречи с "U-95" на его счету было 3 потопленных судна.

Вернёмся на борт "U-95" поздним вечером 27 ноября 1941 года. Она первой заметила «О-21» в 23.00. Ни дозорные, ни офицеры не могли определиться ни с принадлежностью чужой подводной лодки, ни с её положением. Шрайбер продолжал преследовать свою добычу, не опасаясь нападения, пока не убедится, что это не немецкая или итальянская лодка. Незадолго до 00:20 трем рядовым было приказано подготовить пушку, а сигнальщику произвести запрос карманным фонариком. Едва это было сделано, как с правого борта показались следы двух торпед. Первая торпеда не взорвалась, но, возможно, задела лодку; вторая ударила «U 95» в корму. Произошел ослепляющий взрыв, который сбросил большинство людей с боевой рубке в воду. «U-95» затонула в течение шести или семи секунд, предполагалось, что у нее оторвало корму. Никто внутри лодки не выжил, за исключением помощника боцмана, который был выброшен взрывной волной через люк боевой рубки.

Ван Дульм описал происшедшее так:
00:35 - Заметил подозрительный силуэт с направлением 085°. Прекратил зигзаг и увеличил скорость до 17 узлов. Считалось, что темная фигура была либо подводной лодкой, либо моторным катером.
00:44 - Подозрительный корабль подал сигнал приглушенной сигнальной лампой.
00:48 - Контакт снова высветил вызов. Британский связист признал его немецким. Скорость снижена до 15 узлов.
00:50 - Выстрелы из обоих кормовых аппаратов. Первая торпеда не возымела действия, так как прошла близко к правому борту противника. Вторая попала в подводную лодку за боевой рубкой и оторвала корму. Было замечено, что подводная лодка затонула кормой под углом 45°.
01:12 - "O-21" проследовал к месту, где затонул противник, чтобы собрать доказательства этого затопления, в воде были замечены выжившие. Было подобрано 12 человек, включая командира.

А вот как описывает происшедшее один из выживших, только я не понял, кто именно, похоже, что один из офицеров или унтер-офицеров.
"...Когда я сменился с вахты, то случайно встретил его. Я сказал: "Не устроить ли нам сегодня вечером небольшой праздник?" Он ответил: "Я приду позже", - потом принес бокал бренди, и мы сели; нас было четверо, и мы сыграли в "Скат". ...Мы собирались остановиться после еще одной раздачи, как вдруг по переговорной трубке раздался приказ, произнесенный довольно тихим голосом: "Занять боевые посты на нижней палубе", - мы подумали, что это шутка.

Затем мы услышали, что кто-то на палубе увидел тень в отдалении, и вахтенный офицер сказал: "Там что-то происходит". Никто не произнес ни слова, в центральном посту было совсем тихо. Внезапно громкоговоритель произнес: "Нижняя палуба, боевые посты". Я надел кожаную куртку, быстро сунул портсигар в карман, откинул сиденье и поднялся в боевую рубку. Старпом сказал: "Возьми свой спасательный жилет, нам что-то грозит". В тот момент я понятия не имел, где мой жилет; возможно, под подушкой. Как бы то ни было, я сказал: "ещё будет время взять его позже", и когда я вошел в боевую рубку, из центрального поста пришел приказ: "Порт!" (?) Боже мой, подумал я, что сейчас происходит? Люди в носу открыли крышки торпедных аппаратов; вы можете себе представить, как они побежали вперед, чтобы открыть их? Затем началось шоу. Что это была за лодка? Итальянская? Немецкая? С нами было еще три лодки. Тем временем мы получили приказ: "Закрыть крышки!", затем снова: "Открыть крышки!", а затем еще один приказ закрыть их. Люди, стоявшие у аппаратов, начали ругаться. Затем, в третий раз, они захотели выстрелить. Снова был отдан приказ: "Открыть крышки!".

Это была прекрасная лунная ночь, всего за три дня до полнолуния. Вы могли видеть свой путь лучше, чем днем, когда в это время года там часто бывает немного туманно. Побережье и темные горы было видно лучше, чем днем. Когда нас заметили, мы находились в невыгодном положении, так как луна была позади нас. Они могли видеть нас в лунном свете лучше, чем мы их. Когда мы подали сигнал, они отошли и показали корму; поэтому мы сделали им вызов два или три раза по Морзе.

Командир приказал готовить орудие. Пока расчёт готовил его, мы медленно продвигались вперед. Потом командир скомандовал: «Теперь попробуем стрелять», и мы рванули вперед на полной скорости. В этот момент голландцы выпустили свои торпеды, и нам трудно было их увидеть из-за лунного света. К счастью, младший офицер увидел; у него хорошие глаза лётчика. Он крикнул: «Торпедный след в левый борт!» Квартирмейстер, стоявший впереди у левого дозорного, оттолкнул его в сторону, прыгнул на перила мостика, выглянул за борт и резко переложил руль на правый борт.
Я услышал хлопок на корме, и мы предположили, что первая торпеда только что задела наш борт. Вторая должно быть, попала прямо в район винтов. Был громкий взрыв, и я думал, что моя голова расколется. Я посмотрел вниз и увидел красное пламя и страшное облако дыма. Я подтянулся и в этот момент начала поступать вода. Я выбрался наружу, огляделся и увидел несколько человек позади и несколько справа от нас. Командир крикнул: «Держитесь вместе!» Потом он начал нас всех пересчитывать и называть наши имена, чтобы посмотреть, кто присутствует. Он спросил меня: «Кто-нибудь еще вышел?» И я сказал: «Нет, я последний». Потом мы начали плавать. Я мог видеть только луну и воду, и смутно вдалеке берег. Вдруг я заметил перед собой черный нос корабля. Когда я плыл к нему, больше всего я боялся, что они могут открыть огонь из пулеметов. Затем первый из нас поднялся на борт, и я услышал, как они говорят по-немецки. Трое матросов вытащили меня на палубу."

Все выжившие с благодарностью отзывались об обращении с ними на борту голландской подводной лодки, которая доставила их в Гибралтар.
А пленные во главе со Шрайбером отправляются в плен.

Голландская лодка одержала ещё несколько побед над японцами на Дальнем Востоке. А Шрайбер после войны вернулся из Канады домой, потом служил в Бундесмарине, окончил службу начальником штаба военно-морского ведомства и стал адмиралом флота в октябре 1968 года. Он оставался на этой должности до конца марта 1971 года, после чего вышел в отставку. Умер в 2004 году в возрасте 91 года.


Рецензии