Спортивный врач о работе с Алексеевым

Знаменитый советский спортивный врач Сергей Сарсания ушел из жизни 19 августа 2021  года в возрасте 83 лет. Незадолго до смерти он дал интервью «СЭ», где рассказал о допинг-программах и работе со звездами тяжелой атлетики.

— Как суперзвезды того времени реагировали на допинг-программы? Тот же Василий Алексеев?
— Мне вообще повезло, я в своей жизни общался с двумя великими тяжелоатлетами: Жаботинским и Алексеевым. Причем одного мог называть «Ленька», а другого — «Васька».
Леонид — глыба. Такая спина! Такие икры! Ни у кого больше подобного не видел. У него была типичная конституция штангиста: низкий таз, широкая кость, живота — нет. У Василия же легкоатлетический склад. Длинные ноги, тонкая кость. Когда он набирал вес, сразу появлялось пузо.

Тяжеловесы — особые люди. Они всегда считают себя самыми сильными в мире. Хотя мухачи по относительной силе куда мощнее, мировая публика все равно всегда воспринимает абсолютные веса. И спортсмены это прекрасно понимают. Как-то на сборе в Дубне Леонид был не в самом лучшем состоянии. У него вообще восстановление плохое было. И я ему говорю: «Леня, мне надо команду идти кормить». А он: «Какая команда? Ты о чем вообще? Я — самый сильный человек на Земле. И заниматься ты должен со мной». Идем потом с ним на обед. Он заказывает 200 грамм коньяка и какой-то борщик. «Доктор, давай по 10 капель». Ел, вопреки слухам, как обычный человек. Не особо много.

А вот когда я впервые увидел Алексеева в столовой — был в шоке. Представьте курицу на гриле. Целую. Он разламывал ее пополам и просто заглатывал. Жир тек по щекам. Перед этим Алексеев отправил массажиста, чтобы тот принес ему четыре бутылки пива. Вот четыре бутылки и две курицы — это был его обед.

Вася впервые попал в сборную в 1968 году. Он был хулиганистым парнем, едва не угодил в тюрьму. Его спасла штанга. Но Алексеев — большой оригинал, ни на кого не похожий. Он сам многое придумывал. Его авторская методика: брал штангу на грудь, но перед тем, как вытолкнуть, дважды приседал. Никто больше так не делал. Тренеры не особенно понимали, но он рекорды постоянно устанавливал — какие могут быть вопросы?

Еще Алексеев знал себе цену. ЧМ-1970 в Америке. У Василия Ивановича официальным тренером была жена — Олимпиада Ивановна. И он начал просить, чтобы ее взяли с собой. Естественно, это было невозможно. Железный занавес, а тут США. Так Вася пришел к Сергею Павлову, председателю Спорткомитета, открыл дверь ногой и сказал: «Я — Алексеев. Если моя жена не поедет на чемпионат мира в Америку, я тоже не поеду». Повернулся и ушел.
И ее включили!

— А что насчет допинга?
— Вася был любителем анаболиков. Ему они хорошо заходили. Его слова: «После них штанга сама прыгает на грудь». Побочным эффектом была агрессия.
Ближе к соревнованиям на фоне приема анаболиков он становился неконтролируемым. На одном из сборов в Болгарии ему что-то не понравилось — и он грифом разнес весь тренажерный зал. Болгары писали в ЦК гневные письма, но что там могли сделать? Когда курица несет золотые яйца, ей прощается все.
На ЧМ-1973 на Кубе они жили в комнате с Колотовым, и Вася чуть не выкинул его с 20-го этажа! Алексеев только готовился к старту, а Колотов уже выступил. Открыл окно и брился электрической бритвой. Вася мне потом рассказывал, что сказал тому закрыть. Боялся, что продует. Но ведь и другой Василий тоже не промах, чемпион мира как-никак. Бреется дальше. Алексеев вскочил, выкинул бритву в окно и сказал, что следом полетит Колотов.

На заставке: 1980 год. Москва. Олимпийские игры. Василий Алексеев (слева) и Султан Рахманов

— Насколько ощутимую прибавку в результатах давали стероиды? Без них Алексеев был бы таким же великим Алексеевым?
— Конечно, нет. Анаболики стали революцией в спорте. Подобного эффекта не давало больше ничего. Переливание крови на этом фоне — детский сад. Анаболики стали взрывом. Посмотрите графики мировых рекордов до их появления. Они росли по экспоненте. После них кривая резко пошла вверх. У Алексеева была практически вертикаль!

Когда он сел на систему, мировые рекорды полетели один за другим. Но вместе с тем Вася был новатором. Я уже говорил про его приседания. Плюс он тренировался в воде. Поднимал штангу со дна. Так тоже никто больше не делал. То есть и сам по себе он был уникумом, очень мыслящим спортсменом.


Рецензии