Об истинной нравственности, Христом дарованной. 2

   Об истинной нравственности, Христом дарованной.
  Очерк второй  «Грех… во имя любви…»
Глава первая «О тех, что возлюбили много…»
Прежде, чем продолжить, снова вспомним «речь» Мармеладова о Суде Божием «на дне жизни». Слова о его дочери Соне.
«А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много...»                И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит...»
Думаю, нет того, кто не знает, на что пришлось пойти несчастной девушке ради отца беспутного, мачехи чахоточной и трёх детей её. И разве найдётся человек, что осудит её? В романе такие были, к скорби великой, но, думается, и это ради того, чтобы подчеркнуть истинную жертвенность Сони и мерзость мира окружающего. 
«Матушка, Софья Семёновна», обращались к ней всё, кажется, перевидевшие и сердцем огрубевшие каторжане. Благодаря ей, возрождается «труп духовный» - Раскольников. И самое главное - центральным местом романа является чтение Евангелие о Воскресшем Лазаре – потому что это – суть, всего в романе происходящего. И читает о Воскресшем Друге Спасителя та, которую многие считают падшей женщиной - блудницей…
А вообще, как относится к несчастным русская и мировая литература?
Уж, явно, без осуждения – потому что писатель не «мещанин» в самом скверном понимании слова, а постигающий суть  всего происходящего. И, как сказал А.С.Пушкин, призывает истинный писатель «милость к падшим».
Вот и обратимся к нескольким  произведениям, в разное время созданным. И в разных странах – но об этом позже...
 «В  первых  веках  христианства в Александрии египетской жила одна очень молодая  и очень красивая девушка, египтянка, по имени Аза. За её красоту её называли  "Прекрасною  Азой".  Она  была круглая сирота. Родители её умерли, едва только она вышла из детства, и оставили ей большое богатство. Аза имела благоустроенный  дом  и  обширный  виноградный  сад  по  скату  к реке Нилу.
Наследства, которое получила Аза, достаточно было бы, чтобы ей прожить целую жизнь  в  полном  довольстве,  но молодая египтянка была чрезвычайно добра и участлива  ко  всякому человеческому горю и ничего не жалела для того, чтобы помочь  людям,  которые  находились  в  бедствии.  Через это с нею произошёл
следующий роковой случай».
        Так начинается пусть не столь известное, но оттого не менее важное для понимания сути беседы произведение другого великого писателя Н.С.Лескова «Прекрасная Аза» - одно из тех произведений, что на древнехристианских легендах, на книге «Пролог» зиждется. Что же случилось с главной героиней? Всё своё богатство отдала она ради спасения  от кабалы семьи эллина. Аза осталась нищей и, не будучи обученной никакому ремеслу и  неспособная к тяжёлому физическому труду, стала блудницей.
И вот отчаявшаяся девушка, готовая уже к смерти и при том на Небеса не ропщущая, встречает Пресвитера – друга Исаака-Сирийца, который рассказывает ей о Христе и делится своей скудной пищей.
Воспрянувшая духом Аза решила принять Святое Крещение  (в те времена было это не так скоро, как в наш век), но не дожила, скошенная лишениями и страданием…
Тогда совершилось чудо: когда отверженная египтянка лежала больная                "в малой хлевине", туда к ней среди ночи вошли "два светлые мужа" и одели её                в белые "крестильные  ризы".  В  них  и осталось на земле мёртвое тело Азы, а живой дух её отлетел в обитель живых.
  Кончина  Азы,  одетой в крестильные ризы, сделала затруднение клирикам: они недоумевали, по какому обряду надо похоронить эту женщину, но неожиданно
пришёл тот чужестранец, который говорил с усопшею Азою у берега Нила. Он был
философ  и  пресвитер  сирийский,  друг  Исаака-сирийца - он вернулся сюда                с дороги  по  внушению духа. Он наклонился над Азой и стал читать христианские
молитвы,  а  пока  он  молился, тело Азы зарыли в землю, но сириец ещё долго
стоял и смотрел вдаль - он что-то думал, он был в восторге и двигал устами.
     Его спросили:
     - Верно, ты видишь что-нибудь чудное?
     -  Да,  - отвечал он, - я вижу, как будто бы небо отверзто... и туда...  кто-то входит...
     - Неужто блудница?
     -  О нет!.. блудницу вы закопали в грязи - я вижу... как лёгкая струйка                с  калёного  угля  сливается  с  светом  -  мне  кажется,  это восходит дочь утешенья».
Не принявшая «официального» Крещение стала Аза «дочерью утешенья» за свою любовь и жертвенность! (См. также «Сверхвременная»  и «Сверхнациональная» Соборность». Гл.3).
Конечно, произведение Н.С.Лескова несколько «дальше» от реализма, чем знаменитый роман. И можно было бы спросить, почему семья спасённого эллина не помогла Азе. Вряд ли отвернулись бы они от девушки.
Но отвернулись от неё и знакомые покойных родителей за «безрассудство». Писатель так «распорядился» потому, наверное, что главная идея изображаемого - жертвенность во имя любви, которую Сам Христос заповедал. Потому Аза прекрасна не только лицом. Неслучайно открывается произведение эпиграфом из Священного Писания «Любовь покрывает множество грехов». 
И Мармеладов говорит о Соне, что она  «возлюбила много». Возлюбила…
А вот история о том, как т.н. «благородные» отвернулись от попавшей в беду подруги Магды и детей её, а блудницы срывали с себя кольца и браслеты, чтобы выкупить несчастных из кабалы. Это произведение тоже на основе раннехристианских легенд Н.С.Лесков создал – и называется оно «Скоморох Памфалон».
Кстати, ведь «место» скомороха тоже «на дне жизни» - он тоже презираем всеми за ремесло. «Я бочка, я дегтярная бочка, я негодная дрянь, которую ничем не  исправишь» - говорит главный герой. Вот и снова звучит вечная тема Покаяния, о которой в первом очерке говорили...
И именно Памфолон первый отдаёт все имеющиеся сбережения, имея которые мог новую жизнь начать. Отдаёт ради спасения Магды, которую когда-то любил. И вслед за ним отдают свои драгоценности блудницы – гетеры...
А в финале становится ясным, что скоморох более «Вечности достоин», чем возомнивший себя «избранным» Ермий, которого многие святым почитали. (См. также «Сверхвременная»  и «Сверхнациональная» Соборность». Гл.1,4).
И летит скоморох в «Свет Несказанный» - а Ермий лишь за ним. И стирает Памфолон скоморошьей  епанчою главный грех жизни Ермия – самомнение…
(Будет ещё завершение)

 


Рецензии