Откровения КГБэшника

Танки на улицах города

Вот и развлекли немного жителей России, да и не только России, недавние события в Ростове. В город вошли войска. Тяжелая техника со знаками «Зорро» под флагом Российской Федерации и армии «Вагнер». Как было видно, власти перепугались. Испугались своих же фронтовиков, которым еще пару недель назад пели гимны, прославляли их героические сражения под Бахмутом, вручали награды героям. Из штаба Южного военного округа, который управляет военной кампанией на Украине и которой руководит начальник генерального штаба Герасимов, генерал Герасимов быстро испарился. Появились неофициальные сообщения, что Москву покинули, улетев в Ленинград, самый острый и решительный на язык в отношении врага, герой Дмитрий Анатольевич Медведев, глава правительства Мишустин, в Пулково отправились самолеты из отряда «Россия» со знаком ПУ. Улетели в Италию некоторые министры, миллиардеры. Как говорят военные, отступили на заранее подготовленные позиции. А колонны бронетехники двинулись из Ростова на Москву. Снова нашествие «Лжедмитрия»? Тогда Лжедмитрий добился власти и просидел на троне несколько лет. Но нынешний претендент на корону не стал повторять ошибку прежнего и, развернувшись, отправился в летние лагеря. Но страху нагнал почти смертельного. На власти. А люди, как показывает хроника, встретили войска приветливо. И вспомнились мне события 1990 года в Риге. Есть что-то похожее у них. Как-то утром пришел я на работу в НПО ВЭФ. В отделе встречает меня моя коллега Вия. Она моя ровесница и социально мы с ней близки. Мы часто обсуждали житейские темы. Она учительница по образованию, но работает в отделе кем-то вроде секретаря. Вид у Вии взъерошенный, глаза, как после атропина, зрачки на весь глаз. И сразу она ко мне, как на амбразуру: «Ну, что? Дождался? Иди встречай своих. Что, опять начнете нас депортировать.»
  Я попытался остановит поток возмущения и успокоиться. Наконец она высказалась и стала мне объяснять. Оказывается, ночью в город вошли войска и заняли Ригу, стоят в центре. Потом об этом заговорили все. Действительно стало тревожно. Ведь армия не входила даже тогда, когда по городу строили фиктивные баррикады, жгли костры, дежурили на дорогах при въезде в город. Тогда на дежурство командировали добровольцев с работы. Правда, ночью эти дежурные больше пили шнапс, который им подвозили. Всерьез угроза не воспринималась. И я решил убедиться сам. Сел на трамвай и через полчаса был в центре. Да, действительно по периметру нескольких кварталов центре города стояла бронетехника. Она кольцом охватывала кинотеатры «Спартак», «Рига» и штаб Прибалтийского военного округа. Солдат ни где не видно. На противоположной стороне улиц толпятся зеваки, фотографируют, разговаривают в полголоса, обсуждают. Однако к вечеру колонны бронетехники потянулись из города. Шли они, соблюдая правила уличного движения, на перекрестках стояли регулировщики в белых крагах, белых касках и с такими же белыми ремнями. Они красиво взмахивали и вертели жезлом, пропуская гражданские машины, торопили медливших. А через день я поехал на рыбалку в заветное местечко недалеко от города. Ехать надо было по кольцевой дороге. При выезде с радиальной дороги на кольцевую, меня остановил регулировщик. Такой же самый, какой был в городе. Пока я ждал разрешения на въезд, мимо меня по кольцевой тянулись колонны БТРов. Наконец колонна прошла, и я поехал по кольцевой. Через пару километров меня снова остановил регулировщик в белых крагах. И снова я ждал прохода встречной колонны. Оказывается, командующий ПРИБВО генерал Кузьмин предпринимал меры по устрашению поднявшего головы национализма. Эти события обсуждались везде. Одни говорили об этом с некоторым страхом. У латышей в крови и в клетках сидела память о депортациях, и они очень боялись повторения. Русские же надеялись, что угроза надвигавшегося национализма будет устранена. А то ведь его проявления уже носили действительно опасный характер. Например, на спинках сидений в электричках, на заборах вдоль жд, на других видных метах появились надписи «чемодан вокзал Россия», «хороший русский мертвый русский», и тут же «Русским Ригу, Гансам фигу.» Возле русских школ расклеивались листовки с призывом выйти на драку с латышами. Указывалось место и час побоища. И милиция вынуждена была закрывать доступ к этим местам. Активизировалась западная пропаганда. Тогда люди ловили новости из любого источника, т.к. интернета не было, не было и мобильных телефонов. И вот по радио «Свобода» передают- «Завтра в пять часов вечера у памятника Свободы состоится митинг «Народного фронта». Хотя листовки этого фронта развешивались кем-то в общественных местах, но их быстро снимали. Да и видеть их могли только рижане. А тут на всю Латвию. Я жил недалеко от этого памятника и, конечно, решил посмотреть, что же это такое. Когда пришел в назначенное время, то перед памятником были какие-то соревнования конников, потом детские соревнования. Никакой толпы, только зеваки на обочинах. Обхожу памятник вокруг и вижу, как с верхней площадки памятника меня снимают фотоаппаратом с телеобъективом. КГБ делает свою работу и как бы в этой мутной воде не попасть под раздачу. Через час все мероприятия закончились, люди разошлись, а в парке над каналом столпились странные люди. КГБ как будто выполняло свое дело по защите конституционного строя, но, как потом выяснилось со слов самого председателя комитета госбезопасности Латвии генерал майора Йохансона, этот «народный фронт» создавался при помощи самого КГБ.А когда в Ригу приехал член Политбюро Яковлев Александр, то в беседе с Йохансоном он пожурил его за то, что медленно идет создание этого объединения.


Рецензии