Мюрат и город в Америке

1.

В книге "The Bonapartes in America" (Clarence Edward Macartney, Gordon Dorrance, Philadelphia, 1939) - такая попалась строчка:
"... but it is said that Prince Murat, who lived near Joseph at Bordentown, had visions of a great project near the Black River. Here he hoped to see a city — "Joachim" — a city of the grand and wealthy. The natural advantages were there and nothing was lacking, except unfortunately everyone else. No one would invest. He himself had a little cash, though on his Northern project he also expended some forty thousand dollars secured from an American sister of Madame Murat. This grandiose colonizing scheme based largely on "other people's money" was by no means the first to be tried and to fail. But it seems that land plans involving aristocrats only are doomed. Poor men's projects have failed too, but more often have succeeded, while the rich man's "exclusive" colony on the other hand practically always has failed here, and doubtless always will".

То есть: принц Мюрат, прибывший из Бордентауна, (НьюДжерси) - намеревался построить на берегах реки Блэк-ривер город Йоаким, "city of the grand and wealthy".
Именно принц выбрал место для будущего города.

Сам принц Мюрат потратил на эту экспедицию 40 000 долларов, - очень большие деньги, по тем временам; средства в этот проект вложила сестра его жены, мадам Мюрат.
Тем не менее, денег на такой грандиозный проект не хватило, а иных источников, кроме денег своей жены, похоже, принц Мюрат не смог изыскать.

2.

Это был, разумеется, принц Люсьен Мюрат, второй сын короля Джоакино.
Он действительно долго жил в городке Бордентаун, недалеко от имения своего дяди, Жозефа Бонапарта.
В США принц Люсьен Мюрат прибыл в июне 1825 года, по приглашению короля Жозефа.
Ранее, в 1821 году, в США эмигрировал старший его брат, Ашилль Наполеон Мюрат, принц де Понте-Корво. Он почти сразу перебрался во Флориду и обосновался на своих плантациях близ Талахасси.

Несколько лет бывший король Испании выплачивал племянникам небольшие субсидии. Для принц Люсьена помощь дяди долгое время была основным средством к существованию; отчасти его поддерживала мать, бывшая королева Каролина.

8 августа 1831 года принц Люсьен женился в г. Трентон (НьюДжерси). Его супругой стала двадцатилетняя Кэролайн Джорджин Фрэйзер, дочь плантатора из Чарлстона, шотландского происхождения, притом достаточно знатного (её предком был один из лордов Ловэт (lords Lovat), наследственный глава клана Фрэзер).
Семейство мадам Мюрат было вполне состоятельным, и некоторое время принц Люсьен ощущал себя богатым американцем; он ринулся в бизнес, (помимо прочего, он выезжал на Дикий Запад, а также в Техас и в Калифорнию, в то время формально принадлежавшие Мексике; достаточно опасное по тем временам, приключение).

В эти же годы, в первой половине 1830х, принц Люсьен Мюрат приобрел некое владение в лесах Адирондака, на берегах Блэк-ривер. на севере штата НьюЙорк. Недалеко от границы Канады.

3.

В то время леса Адирондака были ещё совершенно неосвоенной территорией. До начала 1780х это были земли Лиги ирокезов, (здесь обитали мохауки и вендаты (гуроны)). Окончательно ирокезы были вытеснены из Адирондака лет за двадцать до того, как здесь появился брат Наполеона.

С 1805 года эта территория вошла в округ Льюис. На 1820 год в обширном округе проживало немногим более 9 000 человек. Большинство белых поселенцев в этих местах были квакерами. Поблизости от владений короля Жозефа, к востоку, находилось маленькое селение Харрисбург (основано в 1803 году).
В начале столетия в этих местах над всем довлел Жак Лё Рэй граф де Шомон (James Donatien Le Ray de Chaumont), французский эмигрант. Одно время ему принадлежало 630 000 акров.

Угодья на Блэк-ривер для графа де Шомона скупал местный опытный менеджер - Уильям Купер, судья. (Он умер, или, по преданию, был убит в драке, в 1809 году). Его сын, Джеймс Фенимор Купер, именно эти места описывал в своих романах про войны с гуронами и прочими ирокезами.

В 1810 году граф Жак Лё Рэй де Шомон вернулся во Францию, и там вскоре занял достаточно видное положение. По крайней мере, уже в 1814 году, считался близким другом короля Жозефа.
С 1810 года владениями управлял сын графа, родившийся уже американцем, - Винсент Лё Рэй де Шомон.
(его мать, урождённая Кук, происходила из местной квакерской семтьи).
Винсент де Шомон постоянно жил в этих краях, - в своём замке Le Ray, недалеко от городка Уотертаун (сейчас округ Джефферсон).

Винсент де Шомон, как и отец, был близком другом семейства Бонапарт, и всеми силами помогал устроиться в Америке сначала королю Жозефу, а потом его дочерям, и, наконец, племянникам, принцам Мюрат.

4.

В 1818 году в этих местах, в огромных владениях семьи де Шомон, была основана католическая колония, основу которой составили наполеоновские ветераны, (не только французы, но и немцы). Престарелый Жак ЛёРэй де Шомон и его сын Винсент вложили большие средства в организацию переселения бывших комбатантов, выделали им земли на предельно льготных условиях, помогли построить дома, содействовали строительству нескольких церквей.
В том же 1818 году в этих же местах обширные земли (около 150 000 акров) приобрёл король Жозеф Бонапарт. Видимо, он претендовал на роль лидера этого потайного укрытия Французской Империи.
(По преданию, Жозеф Бонапарт выкупил эти владения в Адирондаке у графа заочно, ещё в 1815 году, на исходе Ста дней).

По законам штата НьюЙорк иностранец Жозеф Бонапарт не мог приобретать земельные угодья, поэтому до 1825 года владельцем числился один из агентов короля - Пьер С. Дюпонсо.

Владения короля Жозефа окружали большое озеро, которое уже с 1819 года известно как озеро Бонапарт, и простирались до соседнего озера Индиан.
Это приобретение не приносило королю Жозефу никаких доходов, но цель у него была вполне определённая: именно там бонапартисты собирались устроить резиденцию для Наполеона, - когда его удастся вытащить со Святой Елены.

5.

Немного ранее, в 1817ом, в эти же места прибыл один из лидеров бонапартистской эмиграции, - Пьер Франсуа Реаль, граф Империи, (префект полиции во время Ста Дней); его сопровождал племянник - Жан-Франсуа Ролан де Бюсси, бывший комиссар имперской полиции.

Граф Реаль обосновался в окрестностях городка Уотертаун, на берегу озера Онтарио, у самых границ Канады, - на ферме в  Кейп Винсент.
Это было поместье семейства Ля Рей де Шомон, основанное в 1802 году, оно было названо в честь Венсана де Шомона;
(сейчас - территория городка Лайм, округ Джефферсон).

Там к 1818 году граф Реаль выстроил особняк, известный как Cup and Saucer House.
Средства на это строение выделили эмигранты-бонапартисты, прежде всего - маркиз Эммануэль Груши, маршал Франции, живший в Филадельфии. и, видимо, король Жозеф Бонапарт.
Этот дом и был предназначен для резиденции Императора, на первое время.

Управлять этим владением взялись три наполеоновских офицера, братья Пёнье (Peugnet).
(Их потомки до сих пор живут в США. В одном из семейство этого рода хранится орден Почётного Легиона, полученный предком лично из рук Наполеона, в другом - "similar decoration presented by Marshal Murat", то есть орден Обеих Сицилий.
Дом "Чашка на Блюдце" сгорел в 1867 году.

Сохранился другой дом в Кейт Винсент, которому тоже приписывали эту несостоявшуюся историческую роль резиденции Императора, - тот самый замок Лё Рэй, известный как Каменный дом (Vincent LeRay House).
Этот дом построен в 1815 году, и некоторое время был центром обширных владений семьи ЛёРэй де Шомон. С 1873 года где-то до 1900х им владело всё то же наполеоновское семейство Пёнье.

6.

Сам король Жозеф впервые побывал в своих лесных владениях только в 1828 году. Но и тогда дорога через леса, - по крайней мере, от города Карфаген, - считалась крайне опасной.
На берегу озера для Жозефа был выстроен бревенчатый охотничий домик ("The village of Alpine later marked this site", говорится в цитируемой книге).
В 1829 году был выстроен второй дом, (хорошо укреплённый на всякий случай), - на небольшой речке Индиан-ривер, близ Natural Bridge, около семи миль к югу от озера Бонапарт, на каменистом холме. Это было длинное вместительное строение, с подвалом и ледником; вокруг были расчищены земли для большого поместья (предположительно около 30 гектаров).
Туристический проспект многозначительно подчёркивает: по преданию, от дома Бонапарта шёл длинный подземный ход, уводивший в пещеры; он до сих пор не обнаружен.
Во время большого пожара, в сентябре 1905 года, этот дом сгорел (вместе со значительной частью поселения).

Сейчас от этого дома остались только камни фундамента.
(Natural Bridge, Jefferson County, New York, - это небольшое компактное селение (hamlet and census-designated place ) в 5 милях (8 км) к востоку от Блэк-ривер и в 8 милях (13 км) к юго-западу от озера Бонапарт. Сейчас - около 350 жителей.
Название появилось в 1812 году: в этой местности впервые появился белый охотник Элизер Карр, и обнаружил удивительную известняковую арку, которая представляла собой идеальной мост через речку Индиан-ривер.

7.

В 1813 году несколько колонистов, - предположительно, наполеоновские ветераны, основали поблизости, на реке Индиан-ривер, городок Wilna; возможно, в память о русской кампании 1812 года).
И ещё - имя на карте: к северу и западу от озера Индиан есть лесная речка Бонапарт-крик, едва заметная, но достаточно протяжённая.
По крайней мере, три года подряд, - 1828, 1829, 1830, - король Жозеф выезжал в свои лесные владения, и проводил здесь часть лета.

В 1830ом несколько колонистов основали непосредственно у озера Бонапарт, на земле бывшего короля Испании, новое поселение. Король Жозеф был одним из сооснователей, часть селения располагалась на его землях, и по его предложению городок получил имя Дайана.
(Жозеф Бонапарт был чрезвычайно увлечённым охотником, и считается эталоном охотничьей эстетики высшего общества США, и, соответственно, почитал богиню Диану).
Сейчас это - город Diana, New York, население - около 1700 человек. Собственно, это не город в обычном смысле, а россыпь сотен коттеджей в окрестностях озера. К этому же городу присоединено в 2018 году старинное селение Харрисвилл.
основная трасса, соединяющая Дайану с прочей Америкой, - с юга, потому что на севере, востоке и западе от городка тянутся сплошные леса, - именуется Саут Бонапарт роуд.

8.

Возможно, принц Люсьен Мюрат был вдохновлён именно возникновением Дианы.
Скорее всего, он прибыл впервые в эти края в свите дяди, в 1828 или 1830 годах. Жозеф, скорее всего, выделил какую-то часть своих владений на Блэк-ривер племяннику - бесплатно.
Мюрату содействовал всё тот же граф Винсент Лё Рэй де Шомон. Известно, что принц Мюрат проживал именно в его замке на Кейп Винсент: "Count de Chaumont, who himself had a chateau near the Black River and who entertained there a son of Marshal Murat, de Chaumont's guest and another Adirondack dreamer".

9.

В 1832 году, - после кончины Наполеона II, - король Жозеф внезапно вернулся в лоно политических амбиций, объявил себя главой дома Наполеон, и отправился в Европу, как оказалось - навсегда. В 1835 году Жозеф, проживавший в Лондоне, продал все свои владения в штате НьюЙорк.
Принц Люсьен к тому времени окончательно рассорился с дядей, по нескольким причинам сразу; в частности, уточённый король Жозеф, несмотря на то, что был чрезвычайно популярен в Бордентауне, не одобрял стремительную американизацию племянника: принц Люсьен, действительно, очень быстро превращался в настоящего среднего американца, более того - в американского афериста.
Облик у него был вполне подходящий: это был огромный шумный толстяк, наездник, охотник и дуэлянт; его физическая сила сделал его героем своего рода эпоса на юге НьюДжерси.
(Частью легенды стали необычные охотничьи сапоги Мюрата, весьма необычной формы и страшно тяжёлые).

Брак принца с Каролайн Фрэзер король также не одобрял (хотя был неизменно любезен с новой племянницей), и в 1831 году окончательно прекратил финансовую поддержку принца Люсьена. Что, видимо, подхлестнуло деловой напор принца.
Операции принца Люсьен. прочем, всегда заканчивались неудачами, и к исходу 1830х состояния у семейства уже не было; наследство Фрэзера тоже иссякло. (Видимо, в значительной степени благодаря авантюре в леса Адирондака). Каролайн Мюрат открыла пансион для девиц в Чарлстоне, и это стало единственным источником их доходов.

(Никто не предполагал, что тающие в воздухе воздушные замки Джоакино, короля Обеих Сицилий, внезапно снова воплотятся в граните: в 1850х принц Люсьен Мюрат - это кузен Императора Франции, сенатор Империи, Великий Магистр Великого Востока Франции, и достаточно значимый, некоторое время, претендент на королевский трон в Неаполе: вокруг него стягивалась неаполитанская эмиграция, готовились к высадке десанты и ещё до половины 1860х в горах Абруццо действовали партизанские отряды мюраттиани).


Рецензии