Глава 6. Казаки на охране торговых путей

Казаки на охране торговых путей по Днепру, Дону и Волге.
Иностранные купцы часто бывали на Руси. Особенно их интересовала столица, ведь по свидетельствам современников, Киев в то время почти не уступал Константинополю по величию и торговым возможностям. Из-за границы купцы привозили вино, овощи, посуду, дорогие ткани, золото, украшения, оружие, а с принятием христианства – предметы культа. Торговлю вели с Византией, Арабским Востоком, Хазарским каганатом, Волжской Болгарией, скандинавскими, центрально европейскими и западноевропейскими странами.
Купцы путешествовали водой и сушей, обычно выбирая водные пути, которые в изобилии существовали на территории Киевской Руси. Основными торговыми путями, которые проходили через территорию древнерусского государства были:
Волжский торговый путь, шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходил на Волгу и дальше в Азию;
путь «из варягов в греки», что начинался в Варязькому море, шел по озеру Нево и через реки Волхов и Днепр, выходивший в Черное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путем, войдя из Черного моря в Дунай, можно было попасть к Великой Моравии).
Торговля в Киевской Руси была одной из основных сил экономического прогресса, оказала значительное влияние на построение взаимовыгодных отношений с другими странами, рекомендовала древнерусское государство, как богатую, перспективную страну.
Но значительная часть пути шла не по территории тогдашней Руси. И требовало защитить купцов и их товар от набегов. И так же находились желающие пограбить. Этот фактор немного отражается на примере пути по Каспию и Волге. Но был и пути по Дону. Не несомненно там то же самое было. Но так как казаки были тесно связаны с этими водными путями, то можно предположить, что они здесь появились ранее принятой историографии. И еще смею предположить следующее. Языком международного общения у купцов был тюркский, то видимо они и могли именовать казаками как тех, кто их охранял, так и грабителей. К примеру, ушкуйники не именовали же себя казаками, хотя так же имеют право претендовать на тех, от кого казаки пошли. Другого объяснения почему стражи и разбойники именовались одним словом я не нахожу.


Рецензии