Глава 7. Вера

7.Вера и как определить, что она есть в душе.
 
По утверждению ученых историков казаки считали, что Вера должна быть прежде всего в душе. Нынешний смысл этого утверждения прямо противоположен воззрениям казаков. Для них это было ясно и конкретно, а сейчас смысл этого понятия превратился нечто аморфное и не имеющее никакой конкретики.
 
Вера – 
1)    добровольный союз между Богом и человеком;
2) христианская добродетель, внутренняя убеждённость человека в существовании Бога, сопряженная с высшей степенью доверия к Нему как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благой воле;
3) сухое согласие разума с фактом существования Бога; знание о Боге и Его воле, не сопровождающееся желанием её исполнять (бесовская вера) (Иак.2:19);
4) религиозный культ, верование (ложное).
На древнееврейском языке слово «вера» звучит как «эмуна» – от слова «аман», верность. «Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность».
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1). «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Христианство – «вера, действующая любовью» (Гал.5:6).
Существуют три уровня веры, три ступени духовного восхождения, основанные на трёх силах души (уме, чувствах и воле): вера как рассудочная уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность. 
Вера как уверенность – это рассудочное признание какой-либо истины. Такая вера не влияет на жизнь человека. Предположим, кто-то верит, что мы есть. И что нам с того? Внутренний мир человека от такой веры мало меняется. Для него Бог является как бы одним из объектов вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Поэтому такой человек не всегда соотносит веру со своими поступками, не пытается внимательно выстраивать свою жизнь по вере, а действует по принципу «Я сам по себе, а Бог Сам по Себе». То есть это просто признание своим умом факта существования Бога. Кроме того, обычно такая вера иллюзорна, спроси такого верующего «Кто есть Бог?» и услышишь наивные фантазии, не имеющие ничего общего с Божественным откровением.
Вторая ступень – вера как доверие. На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но чувствует присутствие Божие, и в случае скорби или жизненных трудностей непременно вспомнит про Бога и станет молиться Ему. Доверие предполагает надежду на Бога, и человек уже старается сообразовывать свою жизнь с верой в Бога.
Впрочем, если ребёнок доверяет своим родителям, это ещё не значит, что он всегда будет их слушаться. Иногда дети пользуются родительским доверием для оправдания своих проступков. Человек доверяет Богу, но сам не всегда бывает верен Ему, оправдывая свои страсти греховностью окружающих. И хотя такой человек время от времени молится, он редко старается побеждать свои пороки, не всегда бывает готов сам чем-то пожертвовать для Бога.
Самая высокая ступень – это вера как верность. Именно такой веры ждёт от нас Бог: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15).
Истинная вера – это не только знание о Боге (которым обладают даже бесы (Иак.2:19)), но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и согласование своей воли с волей Божьей. Только такая вера может выражать любовь, потому что истинная любовь немыслима без верности. Такая вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека и только она – спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей.
Итак, душа человека состоит из трёх сил — ума, чувств и воли; истинная вера задействует их все.
***
Вера в отношении к другим добродетелям
«Во главе святых добродетелей стоит вера – корень и суть всех святых добродетелей. Из нее вытекают вся святые добродетели: молитва, любовь, покаяние, смирение, пост, кротость, милосердие и др.
преподобный Иустин (Попович)
Источник веры
Вера даруется Богом (Еф.2:8), тому, кто её ищет. Святитель Тихон Задонский говорил, что вера, как искра, зажжённая от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви. Он называет веру светильником в сердце. Когда горит этот светильник, человек видит духовные вещи, может верно судить о духовном и даже видит невидимого Бога; когда же не горит – в сердце темно, там мрак неведения, там заблуждения и пороки возводятся в достоинство добродетелей.
Слагаемые веры
Вера слагается из человеческого произволения (желания, воли) и действия Божественной благодати. Она есть святое таинство, в котором согласуется человеческая воля и Божественная благодать (см. синергия).
Содержание веры
Вера состоит в принятии истин Божественного Откровения, заключенных в Священном Писании и Священном Предании, сформулированных в догматическом учении Церкви. Эти истины – сверхчувственные, невещественные, невидимые, нематериальные, таинственные. Они превосходят видимый материальный мир, превосходят человеческие органы чувств и разум, а потому требуют веры. 
Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его… Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова?
святитель Иоанн Златоуст
Выражение веры
Веру можно подразделить на умозрительную (догматическую) и деятельную, живую, выражающуюся в исполнении Евангельских заповедей. Эти виды веры взаимно дополняют друг друга в человеческом спасении.
«Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.  Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
(Иак.2:16-26)
«Без веры невозможно спастись, потому что на вере основывается все, как человеческое, так и духовное. Но вера не иначе приходит в совершенство, как чрез исполнение всего указанного Христом. Без дел же вера мертва, равно как и дела без веры. Истинная вера показывается в делах».
преподобный Иоанн Дамаскин
«Образ богопочитания заключается в сих двух вещах: в точном познании догматов благочестия (1) и в добрых делах (2). Догматы без добрых дел не благоприятны Богу, не приемлет Он и добрых дел, если они основаны не на догматах благочестия».
святитель Кирилл Иерусалимский
«Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью. Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести … Спаситель мой. Насади в меня веру живую, доказываемую делами…, чтобы я стал способным к воскресению в духе моем».
святитель Игнатий (Брянчанинов)
То, что мы истинно веруем Богу… пусть будет явлено на основании наших дел и соблюдения Божиих заповедей.
святитель Григорий Палама
Содержание догматической веры
Вера состоит в принятии истин Божественного Откровения, заключенных в Священном Писании и Священном Предании, сформулированных в догматическом учении Церкви. Эти истины – сверхчувственные, невещественные, невидимые, нематериальные, таинственные. Они превосходят видимый материальный мир, превосходят человеческие органы чувств и разум, а потому требуют веры. 
Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его… Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова?
святитель Иоанн Златоуст
Как обрести веру?
Преподобный Силуан Афонский: “Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит”.
Неверующему следует молитвенно просить у Бога встречи и внимательно наблюдать за собой. Бог обязательно ответит на искреннюю молитву через обстоятельства жизни, через ближнего, а может быть и прямо в сердце человека. «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер.29:13).
См. подробнее: Как обрести веру?
Чем укрепляется вера?
Слушай Слово Божие, проповеди и поучения, читай Слово Божие, [творения] святых отцов и старческие книги, ищи и вопрошай, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и приобщайся Святых Таин.
свт. Феофан Затворник
***
Можно ли быть истинно верующим, не зная основ вероучения?
К сожалению, на сегодняшний день даже среди прихожан существует немалое количество тех, чья личная религиозная позиция в отношении изучения догматов бывает не только нейтральной, но даже и негативной.
Зачем обременять себя излишними знаниями? — удивляются они; ведь главное — посещать Божий храм, участвовать в богослужении, слушаться батюшку, стараться не грешить. Между тем, такая точка зрения не только не приветствуется Церковью, но и противоречит самому понятию веры.
Не случайно Господь Иисус Христос, обращая внимание на пророческое провозвестие о том, что люди будут научены Богом, указывал апостолам, что (именно) научившийся приходит к Нему (Ин.6:45). При этом Спаситель и Сам призывал: «научитесь от Меня» (Мф.11:29). Как известно, одним из последних Его повелений, адресованных апостолам, было требование научить (а не просто крестить) все народы (Мф.28:19-20).
И это объяснимо. Уже само вступление человека в Церковь Христову подразумевает определенное знание условий, задач и целей христианской жизни.
Скажем, без знания о том, для чего и ради чего надлежит исполнять послушание Церкви, немыслимо сознательное, добровольное служение Богу, смиренная, жертвенная самоотдача. А ведь именно этого ждёт от нас Глава Церкви, Господь (Мф.16:24).
Без обстоятельных знаний того, во что именно следует верить, чтобы спастись, унаследовать Царство Небесное, вера не может быть осью человеческой жизни, предметом убежденности разума; не может возрасти до уровня высокой христианской добродетели.
«Вера», не подкрепленная знаниями, ведёт к заблуждениям, зарождению и развитию ложных представлений о Боге, к формированию в сознании воображаемого идола. Идолопоклонство же служит преградой на пути в Царство Божье.
Вера, основанная на простом признании факта существования Бога и Его Промысла, на слепом и невнятном исповедании Христа Сыном Божьим, сродни бесовской. Ведь и демоны вопили, кричали Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29); ведь и демоны веруют и трепещут (Иак.2:19)
Человек призван к уподоблению Богу (Мф.5:48). И оно должно осуществляться по множеству направлений. Ввиду того, что одним из существенных Божеских свойств является всеведение, уподобление должно осуществляться и в отношении повышения уровня знаний.
В первую очередь для спасения важны не знания вообще, а знания религиозно-нравственного характера (1Кор.14:20). Именно эти знания именуются в Откровении глаголами вечной жизни (Ин.6:68). (см. подробнее: можно ли быть христианином без знания догматов?)
Возможна ли вера вне Церкви?
Для того, чтобы ответить на это вопрос, необходимо четко представлять, какая именно форма веры (какое именно смысловое значение этого понятия) имеется в виду.
Вера в Единого Бога проявлялась в людях и до создания Церкви. Такой верой обладал и Адам, и Авраам, и Израиль.
Некоторая вера в Единое Начало, проявлявшаяся на уровне разума, была свойственна ряду дохристианских философов. Некоторыми начатками веры в Неведомого Бога обладали даже и представители языческого мира (Деян.17:23).
На протяжении всей истории существования человеческого рода Бог открывался всем людям через естественное Откровение (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?).
Отдельные ветхозаветные праведники (а, например, во время заключения Синайского Завета — весь Израиль) становились причастниками сверхъестественного Божественного Откровения. Всё это способствовало формированию и укреплению веры людей в Бога Истинного и Единственного.
Однако через ветхозаветную веру человек не освобождался от рабства греха, не достигал Высших Небесных Обителей. Это стало возможным только с Пришествием Сына Божьего, заключением Нового Завета между Богом и человеком, образованием Церкви.
Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельских учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей.
Истинной Церковью является Вселенская Православная Церковь. Ведь только она есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15), только ей вверена полнота спасительных даров Святого Духа, только в ней соблюдается подлинная вера, та, которую имел в виду Господь, говоря о Себе, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден» (Ин.3:18).
Поскольку быть верующим, в самом возвышенном смысле этого слова, означает не только верить в существование Бога и всего, что составляет предмет христианского вероучения, но и жить полнотой христианской жизни, постольку понимаем, что вера достижима лишь в рамках общецерковной жизни (подразумевающей участие в храмовых богослужениях, Таинствах и т. д.), в рамках жизни во Христе.
Сам Господь, говоря о необходимости такого отношения к вере, утверждал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
***
«Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность». Становится очевидно, что вера – это не пассивное доверие к внешнему авторитету, а динамичная сила, которая преображает человека, ставит перед ним цель жизни, дает возможность для осуществления этой цели.
«Не принимай за счастье сытость. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Всё вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, всё взаймы. Взаймы здоровье, сила и красота.»
святитель Николай Сербский
«Тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие».
М. Цветаева
«Вера не есть лишь ожидание; это есть уже сама реальность».
еп. Иоанн (Шаховской)
«Христианская вера имеет две стороны: вера в Бога и вера Богу. Есть догматическая вера – приверженность определенным вероисповедным утверждениям и определенным религиозным практикам, и есть вера личная – приверженность определенной личности, Господу нашему Иисусу Христу. Личное упование на Христа, покаяние и вера не могут существовать без догматов. Вот догматы без упования, покаяния и веры – сколько угодно».
Сергей Худиев
«Человек никогда веры не чужд… В душе каждого Бог закодирован: в ощущении Вечности, ощущении Высшего начала. И поэтому для того, чтобы прийти к вере, надо прийти к самому себе. Мы живём как бы вдали от себя. Работаем торопимся, суетимся в домашних делах. Но мы совершенно не помним себя. Мне часто вспоминаются слова Майстера Экхарта: «В молчании Бог произносит своё слово». Молчание! Где у нас молчание? У нас всё время всё тарахтит. Но для того, чтобы прийти к каким-то духовным ценностям, надо создавать островки тишины, островки духовной сосредоточенности. Остановиться на минуту. Мы же всё время бежим, как будто у нас очень большая дистанция впереди. А дистанция у нас короткая. Пробежать её ничего не стоит. Так вот, чтобы познать, углубить, осознать в себе живущую в нас веру надо вернуться к самим себе…».
протоиерей Александр Мень
Вера – это уверенность в вещах невидимых. Мы это слово употребляем по отношению к Богу к вещам духовным; но оно относится также ко многому в обычной жизни. Мы говорим о любви, мы говорим о красоте. Когда мы говорим, что любим человека, мы тем самым говорим, что непостижимым, невыразимым образом мы в нем прозрели нечто, чего другие не видели. И когда мы, охваченные восторгом, восклицаем: «Как это прекрасно!», – мы говорим о чем-то, что до нас дошло, но чего мы не можем просто истолковать. Мы только можем сказать: приди и посмотри, как апостолы говорили своим друзьям: приди, взгляни на Христа, и ты узнаешь, что я в Нем увидел (Ин.1:46).
И вот наша вера в вещи невидимые, с одной стороны, является личной нашей верой, то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни, прикоснулись края ризы Христовой (Лк.8:44) – и почуяли Его Божественную силу, хоть раз взглянули в Его очи – и увидели бесконечное Его милосердие, сострадание, любовь. Это может случиться непосредственно, таинственным путем встречи живой души с Живым Богом, но это бывает тоже посредством других людей. Мой духовный отец мне раз сказал: никто не может отрешиться от земли и обратить весь свой взор на небо, если в глазах хоть одного человека, на лице хоть одного человека не увидит сияние вечной жизни… В этом отношении мы все ответственны друг за друга, все ответственны за ту веру, которую имеем или по которой тоскуем и которая нам может даться не только чудом непосредственной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посредство человека.
Вера поэтому складывается из многих элементов. С одной стороны, это наш личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние вечности, Бог просиял через этот лик… Но бывает: я как-то чую, что есть нечто – но не могу это уловить! Я улавливаю только немногое. И тогда могу обратиться взором, слухом, общением души к другим людям, которые тоже нечто познали, – и то жалкое, может быть, но драгоценное, святое знание веры, которое мне было дано, расширяется опытом, верой, то есть уверенностью, знанием других людей. И тогда моя вера делается шире и шире, глубже и глубже, и тогда я могу провозглашать истины, которыми обладаю не лично, но соборно, вместе с другими людьми. Так мы провозглашаем Символ веры, который нам дан издревле опытом других людей, но который мы постепенно познаем, приобщаясь этому опыту.
И наконец, есть другая вера, о которой говорит Евангелие от Иоанна: Бога никто не видел, кроме Единородного Его Сына, пришедшего в мир – спасти мир (Ин.1:18, 3:17). Есть истины веры, которые мы принимаем от Христа, потому что Он знает все глубины Божественные и всю глубину человека и может приобщить нас и к человеческой глубине, и к Божественным глубинам.
митрополит Сурожский Антоний
***
Понятие веры в святоотеческой письменности
П.Б. Михайлов, преподаватель ПСТГУ
Круг церковных авторов, посвятивших этому вопросу место в своих сочинениях, вполне обозрим.
Во-первых, это те древние писатели, кто составлял большие тексты апологетического содержания, как, например, Климент Александрийский (ум. ок. 215 г.), блаженный Феодорит Кирский (ум. ок. 460 г.);
во-вторых, это церковные катехизаторы – святой Кирилл Иерусалимский (ум. 386 г.); наконец, это систематизаторы церковного знания, как анонимный автор «Учения Святых Отцов о воплощении Бога-Слова» (Doctrina Patrum), приблизительно датируемого VI-VII вв., преподобный Анастасий Синаит (ум. ок. 700 г.) и преподобный Иоанн Дамаскин (ум. до 787 г.).
Главными опорными текстами Священного Писания для Святых Отцов являются два места из апостола Павла. В Послании к евреям дается классическое определение веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11:1). В таком понимании вера приоткрывает для человека неочевидное, но бесценное дно недоступного непосредственному чувственному восприятию и обыденной достоверности; предмет веры – это умопостигаемое, удостоверяемое лишь в мистическом опыте богообщения. Второе место из апостола Павла не служит определением. Это скорее описание необходимых условий возникновения веры, которыми оказываются самое Писание, иными словами, божественное откровение, и наставление в нем, то есть традиция, прививаемая в церковной общине: …ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10:14-17).
Впервые теоретическому рассмотрению понятие веры подвергается у Климента Александрийского, который, с одной стороны, опровергал обвинение греческих философов в том, что вера есть неразумное мнение, основанное на предрассудке, с другой стороны, противостоял мнению гностиков, оставлявших веру простым членам Церкви, противопоставляя ей значение гнозиса, понимаемого как некое эзотерическое ведение, доступное только посвященным и закрытое от профанов. С третьей стороны, он противился убеждению тех самых простецов, полагавших, что одной веры без знания или гнозиса вполне достаточно.
«Вера, – пишет Климент в «Строматах», – есть свободное предвосхищение и благочестивое согласие … Другие же определяют веру как акт мысленного допущения неявного, наподобие доказательства, открывающего нам существование вещи хоть и неизвестной, но очевидной. Итак, вера – это акт свободного выбора, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как каждое действие начинается с разумного выбора, то выходит, что вера и есть основа всякого разумного выбора… Итак, верящий Писаниям и имеющий верное суждение слышит в них голос самого Бога, свидетельство непререкаемое. Такая вера уже более не нуждается в доказательствах. Блаженны поэтому не видевшие, но уверовавшие.
С попыткой полного и систематического богословского представления понятия веры мы встречаемся у автора IV века святого Кирилла Иерусалимского в его пятом «Огласительном поучении». Вот что он пишет: «Слово вера одно по названию своему … разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души… Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1Кор.12:8-9). Итак, сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру: скажет горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет (Мф.17:20)… Итак, имей ты со своей стороны веру в Него, чтобы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих.
Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», в главе, специально отведенной раскрытию значения слова, вера, суммирует предшествующую традицию: «Вера, между тем, двояка: есть вера от слышания (Рим.10:17). Ибо, слушая божественные Писания, мы верим учению Духа. Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Обновителя нашего. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, тот неверен. Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1) или несомненная и не рассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая – к дарам Духа.
Преподобный Иоанн, также как и святой Кирилл, четко различает, что в нашей собственной власти, а что есть божественный дар. Итак, три основных смысла слова, три преобладающих образа – догматический (вера церкви), психологический (согласие с верой церкви) и харизматический (дар Духа Святого); это три стоящих за указанными образами сущности – церковь, человек, Бог. У Святых Отцов вера в первую очередь рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку, которое становится «внутренним» благодаря согласию души в акте личной веры.
***
Верить и говорить о своей вере – разные понятия. То, во что я верю, – это то, что я делаю.


Рецензии
"Верить и говорить о своей вере – разные понятия. То, во что я верю, – это то, что я делаю."

- И что, есть дела веры у Вас? Или лишь посильное разумение?

Сергей Одиниз   01.07.2023 14:44     Заявить о нарушении
Это уже Бог знает есть ли у меня дела веры. Спасибо за рецензию.

Новосельцев Григорий Петрович   01.07.2023 18:17   Заявить о нарушении
Григорий, Вы довольно грамотно излагаете суть веры, но в наше апокалиптическое вре?мя, именно предметность дел может спасать человека, привлекая в том помощь Божию, от всё более наваливаемой изощренной губительной скверны миродержителей. Как и сказано Господом: - По делам их судите их -
Как повествование о конкретном чуде Божием и личной принадлежности впечатляет много более нежели некие общие рассуждения о чем либо.

Но, похоже, в том нет Вашего желания.

Простите, что потревожил. Доброго Вам.


Сергей Одиниз   02.07.2023 01:05   Заявить о нарушении
Сергей, благодарю за рецензию. Учту замечание. Буду делиться своим тридцатилетним опытом службы в алтаре в качестве понамаря.

Новосельцев Григорий Петрович   02.07.2023 08:59   Заявить о нарушении
Вот начал http://proza.ru/2023/07/02/999 Иеромонах Алексий. Часть первая. Это рассказ о моем первом духовнике, том как я пришел к вере и последние 30 лет тружусь в храме.

Новосельцев Григорий Петрович   02.07.2023 16:14   Заявить о нарушении
Ну а Правила 7-ми Вселенских Соборов знаете?

Сергей Одиниз   03.07.2023 17:47   Заявить о нарушении
Вы мне устраиваете экзамен? Вам подробно или навскидку по каждому?

Новосельцев Григорий Петрович   03.07.2023 17:58   Заявить о нарушении
Простите, вопрос о Правилах, напр. 15, 33, 45... вобщем касающихся ереси. Где в итоговом смысле сказано о том, что - молящийся с еретиком становится еретиком. Конкретно о нынешних ересиархах, с патриархом, молящихся с католиками и пр. И и оправдывающих благословляющих глобалистские обезличивающие метки и начертания.

И как о сем было в явлении монаху византийской царицы Ирины...

(текст откровения пересылаю в личку, как слишком длинен для сообщения)

Сергей Одиниз   04.07.2023 05:59   Заявить о нарушении
... для лички тоже длинно, прид. по частям..

Сергей Одиниз   04.07.2023 06:01   Заявить о нарушении
ЗАПИСАНО 9.02.2021 В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВТ.ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО:

«Они вышли от нас, но не были наши…» (1 Ин. 2 : 19)
Из слов Cв. Царицы Ирины: "«Они» (прим. - епископы) творят такие вещи, о которых невозможно говорить, но о которых ты будешь знать: «Мерзость запустения на святом месте» (Мф. 27:15) и кровь убитых «между жертвенником и алтарем» (Лк. 11:51), которая вопиет к Богу. А потом они скажут, что речь о Христе, как Спасителе, была преждевременна и многие поверят им, и примут печать. Лучше бы эти иудеи, облаченные в архиерейские одежды, и отступники из крещенных, сами сложили с себя саны, потому что, когда придет Белый Царь, снимут с них митры вместе с головами за то, что они натворили".

Иеромонах:
В ночь с 19-го на 20-е августа меня разбудил некто, говоря: «Просыпайся, просыпайся! Сейчас с тобой будет говорить императрица!»
Что за императрица?
Тут вошла она и сказала: «Ирина»
Я не расслышал и переспросил: «Екатерина? Великая?»

Св.Царица Ирина: Нет, Ирина Византийская. Будем с тобой говорить.

Иеромонах: Как мы будем говорить, если я даже не знаю, как к вам обратиться?

Св.Царица Ирина: — Обращайся ко мне на «Ты», у нас все просто, от церемоний я устала еще на земле.

Меня почти не знают и совсем не почитают, моего имени не дают девочкам при крещении. (Это не звучало, как обида или жалоба).
И, так как я не занята рассмотрением прошений, у нас есть возможность беседовать. Говори обо всем, задавай любые вопросы, я стану объяснять тебе происходящее.

Стой в Истине, Будь тверд, говори правду и ничего не страшись.

Тебя назовут безумным и прельщённым. Прекрасно! Юродствуй! Смейся над этим миром, он достоин этого. Издевайся над всем, что прельщает людей. Тебя станут сторониться, какая в этом беда? Радуйся!

Иеромонах: Государыня, сейчас многих интересует: а есть ли благодать у священников, которые поминают еретиков?
Св.Царица Ирина: — Они не священники, они вымогатели. Прежде чем что-то просить у Бога или служить, пусть для начала проклянут ересь и выйдут из общения с еретиками. Они и народ ни во что не ставят… Будут наказаны.

Иеромонах: В будущем веке?

Св.Царица Ирина: И в будущем, и сейчас.

Иеромонах: А ересь – экуменизм?

Св.Царица Ирина: Да, она названа вселенской, потому что страшнее ее уже не придумать, это последняя ересь в истории.

Господь уже не требует и не ждет ничего, только веры и стояния в истине, а они, как злые дети отталкивают от себя все Божественное.
Еще раз скажу, что надо осудить ересь, а без этого не смейте призывать имя Божие, не собирайте на себя скорби, не гневайте Бога!

Иеромонах: Сейчас идут споры, по какому чину служить, и вообще много разделений и споров.

Св.Царица Ирина: Чин один, просите, чтобы Господь послал православного Царя, а он уже наведет порядок в Доме Пресвятой Богородицы. Все! Спорить не о чем.

Иеромонах: Прошлым постом я прочитал VIII слов против иудеев святителя Иоанна Златоуста, может быть я сужу о них очень пристрастно и предвзято?

Св.Царица Ирина: О, Иоанн!!! Иоанн!! Иоанн! Что сказать об Иоанне!?

Иеромонах: Государыня, ты еще ничего не сказала, а я уже плачу.

Св.Царица Ирина: Мы тоже плачем, когда видим его. Плачем от великой радости, редкая душа так прославляется Церковью. Он всегда у Престола Божьего на молитве за мир.

По поводу слов скажу, что ты не заблуждаешься, твои мысли верны, если исключить некоторые погрешности.

Иудеи творят великое зло, и счастлив тот, кто это понимает, иначе можно запутаться в происходящем. Они сплетают ложь на лжи, раньше это любой селянин знал, а сейчас ученые мужи не стыдятся выглядеть не умными.
На мир опустилась ночь. Многим покажется, что все кончилось, будут говорить: «Бог нас оставил, да и есть ли Он?», а Бог отойдет только от тех, кто Ему изменил, верные же будут в Благодати, и все, что ни попросят, Он исполнит тут же.

Иеромонах: Страшно впасть в помрачение ума, ведь уже не будешь понимать, как спастись.

Св.Царица Ирина: Стоящим в истине все будет ясно, как светлым днем, а изменники давно помрачились, за них не молись, они сделались преступниками или по злому умыслу, или по трусости, или по страстям, но все по своей воле; а против их желания, как им поможешь?

Иеромонах: Но есть же дети, старики, больные люди?

Св.Царица Ирина: Во-первых, молись за себя, чтобы устоять и спасти свою душу; во-вторых, молись за Белого Царя и всех в вере и истине стоящих, чтобы через них Господь просветил мир Благовестием, а все остальное отдай Богу, Он знает, что с этим делать.

Иеромонах: А какие нас ждут испытания?

Св.Царица Ирина: Нет нужды их перечислять, все это ты знаешь от святых. Маловеры — умрут от страха, а верные — возрадуются, спасаться теперь стало делом легким. Я пострадала в ссылке и знаю, что говорю. Позови меня, когда тебе станет трудно и приду, чтобы помочь.

Иеромонах: А другие?

Св.Царица Ирина: И другие пусть призывают, приду и к ним, для нас это радость. Призывая святых, человек дает нам право вмешаться в его жизнь и обстоятельства, и вместе мы сотворим чудеса, очень много разных чудес.

Когда подступит отчаяние и будет казаться, что нет уже сил, имей на этот случай спасительный помысел, говори себе и другим так: «Наше время последнее и скорби эти последние, успею ли я еще раз показать свою любовь ко Господу?»

Иеромонах: Что еще необходимо в наше время?

Св.Царица Ирина: Храни свободу!

Иеромонах: Какую свободу и как ее хранить?

Св.Царица Ирина: Освободи себя от всего, кроме верности Богу и Белому Царю, избегай пристрастий к чему-либо, прогони прочь боязливость и маловерие, не думай о выгоде, о удобствах и покое, но не перепутай это с равнодушием. Видя всеобщее отступление, имей в сердце жалость ко всем. Это будет твоя жертва, угодная Богу.

Если призовут тебя власть имущие и строго спросят: «Како веруеши?» Не испугаешься?

Иеромонах: Тебя, Государыня, позову и чего мне тогда бояться?

Св.Царица Ирина: Хорошо, друг мой, хорошо! Приду.

Иеромонах: Как я, грешный, могу быть другом Святой Царицы?

Св.Царица Ирина: Кто, из страха Божьего, исповедует истину, тот нам друг, а кто из любви восходит до мученичества, тот становится нам родным.

+ + +
...

Сергей Одиниз   04.07.2023 06:03   Заявить о нарушении
СЛОВО СВЯТОЙ ЦАРИЦЫ ИРИНЫ К ЕПИСКОПАМ И СВЯЩЕНСТВУ:

Правоверная Ирина Августа, благочестно правившая царством, созвавшая VII Вселенский Собор, пострадавшая за истину на Лесбосе, говорю так: «Губители душ, прогневавшие Бога, меч Господа над вашими головами. Прокляните Вселенскую ересь, да будете приняты в общение со Христом, а если нет, — то глубины ада для вас открыты, ибо позднее раскаяние не принесет вам пользы. Аминь.»

Дорогие братья и сестры! Обратите внимание на то, что эти грозные слова точно совпадают с толкованием на апокалипсис священномученика епископа Гермогена Тобольского, который предупреждал: "Когда откроется гнев Божий для истребления антихристианского общества, то в эти бедственные дни многие безпечные, ослепленные христиане с антихристианским обществом обратятся к Богу с покаянием, но уже будет поздно, небесные двери закроются, а они не будут знать, что Господь не простит им, они будут успокаивать себя, что Бог милосердный, всякий грех прощает, пока человек находится на земле; они только потом узнают (после телесной смерти), что покаяние их было без пользы."

+ + +
Молитва дана Святой Царицей Ириной:
Господи! Избави мя от печати антихриста, и молю Тя по Святому словеси Твоему, да не случится бегство наше зимою. Аминь.

ПОЯСНЕНИЯ ОТ СОБЕСЕДНИКА ЦАРИЦЫ ИРИНЫ, КОТОРАЯ ЕМУ ЯВИЛАСЬ:
В день памяти Святителя Тарасия Патриарха Константинопольского, председательствовавшего на VII Вселенском Соборе, православный мир заново открыл для себя жизнь и славные деяния Святой Царицы-исповедницы Ирины Византийской.

Впервые за 1000 лет к ней молитвенно обратились люди. Верю и знаю, что в этот день многие получили ее помощь. Да пребудут ее Святые молитвы со всеми, кто решил послужить Господу на поприще исповедания веры, и приготовил душу свою к искушению. (Сир.2:1)

«В каждую эпоху, при любых исторических потрясениях, всегда находились герои, не склонявшиеся перед идолами необходимости и целесообразности, в твердом убеждении, что «все возможно верующему» (Мк.9:23) и укрепляемому Божией благодатью». (Иосиф Спилеот Ватопедский)

После публикации материала о Святой Царице Ирине, который был максимально сокращен для удобства восприятия, стало очевидным то, что некоторые места нуждаются в пояснениях.

1. У некоторых возник вполне законный вопрос, почему царицу Ирину не попросили произнести молитву, как в таких случаях учат Святые Отцы.

Отвечаю: Когда она вошла, то сразу перекрестилась на иконы и, по моей просьбе, произнесла молитву Иисусову, но немного в измененном виде: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй (пауза)… Вас!»

Я удивился и спросил: «Почему так?»

Она ответила: «Мы уже помилованы Богом, зачем же мне идти против Истины?»

Потом, так же по моей просьбе, но по своему выбору она дважды пропела: «Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе» (на греческом языке).

2. Так же не совсем правильно поняли ее слова: «Они не священники, а вымогатели (см. ниже первую публикацию)».

Мне было ясно, что она имела в виду не совсем материальную сторону жизни священства, связанную с их непомерным стяжательством. Речь шла, как я понял, о совершенной потери страха Божия и циничной «требовательности» к Нему (хотя и оценки сугубо материально-меркантильного смысла их дел так же не исключаю). Это была единственная часть беседы, когда она повысила голос, отчего мне сделалось страшно.

Священнослужители, поминая патриарха-ересиарха, богохульствуя различным образом и соревнуясь в кощунствах — еще при этом дерзают совершать Таинства. Это хуже, чем дерзость. Такие действия влекут за собой духовную гибель для них самих и для их паствы, если, конечно, они не покаются и не изменят своего образа мысли и самой жизни.

Таков смысл ее слов. Хотя мне было неловко, но я еще раз спросил ее:

— Государыня, и все же мне не понятно: где находится та грань, за которой теряется благодать и совершаемые «ими» Таинства становятся недействительными.

— Ты узнаешь это, когда предстанешь перед «ними» и, открыто и смело засвидетельствовав свое исповедание веры, найдешь, что на самом деле они ничего не могут сделать с тобой, т.к. лишены настоящей духовной власти, поскольку сами отделили себя от Православия, и тем самым отторгли от себя благодать, хотя и будут прикрываться «буквой», жалкие…

3. Еще спрашивают, что означает: «…твои мысли верны, если исключить некоторые погрешности» (Это касается VIII слов против иудеев Cвт. Иоанна Златоуста). Что это за погрешности?

Святая Царица имела в виду то, что не нужно сильно углубляться в изучение этого вопроса и строить свои домыслы. Достаточно знать, что об этом говорят Святые Отцы, понимать и следить за тем, что происходит, а когда придет время, это многовековое зло будет истреблено. По слову царицы, будут преданы огню дела содомские и египетские.

Вообще, беседа длилась больше двух часов, может быть, и три часа, до тех пор, пока у меня не закончились вопросы. Многое касалось моей личной жизни, но что-то еще можно добавить к уже написанному…

Например, Святая Царица сказала: «Слова имеют форму, запах и цвет; насколько прекрасны слова святых, особенно молитвенные славословия, обращенные к Богу — настолько же и отвратительны слова, исходящие от нечистых сущностей ада, но об этом не хочу говорить».

Мне было понятно, что надо очищать свою речь от скверных слов, а также следить за своими мыслями, потому что это тоже слова, но только не высказанные вслух. Следует отметить и то, что она указала на молитвенные славословия, как на самые «прекрасные» слова, обращенные к Богу.

И еще: Белый Царь – это обетование Божие, Дар Святых и плод молитвы верных (а не столько «заслуга» или «готовность принять его» большей частью живущего сейчас народа России).

— Бедные, бедные! Народ слушает антихристовых «жаб»* (Апок.16;13), а Святых Отцов не слышит. Обличай смело ересь и еретичествующих, говори Правду о происходящем в Церкви — в этом твое служение, этим будете оправданы на суде первом, частном, чтобы встать справа на суде втором — Страшном.

— Государыня, видишь, что творится у нас в Церкви?

Царица Ирина: В Церкви? Церковь там, где любят Христа и готовы за Него страдать, там Церковь!

Нечестивые противники хотят, чтобы Литургия на Земле прекратилась и не было правильной молитвы. Правильная Литургия (как я понял, имелась в виду неповрежденная Царская Литургия, которая служилась в России до внесения различных изменений, начавшихся с 1904 года) и молитва — связывают врагов Божьих, и они не могут действовать свободно. Запомни сам и скажи другим, что с ними нельзя даже вступать в споры, с ними нужно сражаться и побеждать их.

Вопрос: — Как с ними бороться, если у них власть, и они везде расставили своих людей?

Царица Ирина: — Ты жалуешься? Раньше на тысячи христиан был ОДИН Святой, а сейчас на ОДНОГО ВЕРНОГО — десять Святых, и все хотят «погладить» его по голове. Если ты, несмотря ни на что, решил стоять в ИСТИНЕ, то это та самая малая победа, после которой твоя молитва соединится с молитвами тебе подобных — и тогда наступят изменения, сам Господь исправит все.

Вопрос: Соединится в молитве… это то, что называется «по соглашению»?

Царица Ирина: — Вы очень привержены к внешнему (т.е. к названиям и формам), а в этом присутствует лицемерие. Бог же ждет того, что — в Духе и Истине. Господь, Матерь Божия, Святые радуются малейшему проявлению жертвенности (готовности стоять в Истине и пострадать за нее, способности пойти на ПОДВИГ, ради Христа и чистоты Православия и очищения Церкви). Говорю это для того, чтобы отнять у Вас всякие оправдания (как я понял, имелось в виду: ничего, мол, «не видел», «не слышал», «не знаю» и тому подобное).

(P.S: Царица Ирина не против общей молитвы или молитвы «по соглашению», потому что единодушие в добре всегда похвально. Она обращает наше внимание на то, что нынешнее поколение православных христиан понимает молитву формально, трудясь над очищением только «внешней поверхности чаши». А для истинного покаяния необходимо и внутреннее молитвенное делание, духовный подвиг, как этому учат Святые Отцы.)

Вопрос: — Святая Царица, я грешник, почему Ты пришла ко мне?

Царица Ирина: — Грешники нуждаются в милости, а праведники – в строгости. Господь говорит: «… не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Ев. От Марка 2:17). А сколько здоровых ты видишь сейчас? Итак, Он снисходит к кающимся, а мы лишь подражаем Ему.*
( «…подражайте мне, как я Христу». 1 послание Св. Ап.Павла к Коринфянам)

+ + +
По благословению Святой Царицы Ирины, прилагаются высказывания Святых Отцов Церкви о ереси и еретиках:

ЭКУМЕНИЗМ

Прп. Гавриил Ургебадзе: «Экуменизм – всеересь».

Протоколы VII Вселенского Собора: «Имеющим сознательное общение с еретиками – анафема».

Свт. Василий Великий: «Мы даже на малое время не принимаем в общение тех, кто хромает в вере».

Прп. Иосиф Волоцкий: «Всем людям и святителям, и священникам, и инокам, и всем христианам следует не только осуждать еретиков и отступников, но и проклинать их».

Прп. Феодор Студит: «…не только еретики, но и имеющие с ними общение, являются врагами Божьими».
«Причастие от еретика отвращает от Бога и предает дьяволу».
«Причастие из еретических рук есть яд».

Сергей Одиниз   04.07.2023 06:06   Заявить о нарушении
Свт. Фотий Великий: «Мы должны бежать от них (еретиков) прочь, как бежим при встрече со змеей, и должны прервать всякое общение с ними, и избегать их изо всех сил, даже если они кажутся нам достойными уважения и кроткими».

Прп. Феодор Студит: «Те, кто общаются с еретиками, воистину откалываются от Церкви». «Какая разница между светом и тьмой, такая же и между Православным и еретическим причастием. Православное – просвещает, еретическое – помрачает, одно соединяет со Христом, другое – с диаволом, одно оживляет душу, а другое – убивает.

Свт. Иоанн Златоуст: «Возлюбленные, много раз я говорил Вам о безбожных еретиках и теперь умоляю: не объединяйтесь с ними ни в пище, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы и любви – он чужой для Владыки Христа, как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться».

Свт. Серафим (Соболев): «Не Православная Церковь, а еретики создавали ереси. Православная же Церковь до мученической крови защищала от еретиков чистоту Православной веры».

Блж. Иероним: «Я никогда не щадил еретиков и всячески старался, чтобы враги церкви были моими врагами».

Свт. Афанасий Великий: «Если ты умеешь познавать деревья по плодам – какой они породы, вкуса и качества, — тем паче, ты должен распознавать христопродавцев по делам их».

Прп. Анатолий Оптинский (Младший): «Узнавай их (еретиков), сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, властолюбию. Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду, злобу.

Свт. Иоанн Златоуст: «Как не пойти в ад тому, кто видит, что церковные правила попираются, а он делает вид, что (этого) не видит и не слышит».

ПАПИЗМ

Равноапостольный Косьма Этолийский: «Папу проклинайте, ибо он будет причиной зла».

Прп. Никодим Святогорец: «Латиняне (католики)- предревнейшие еретики, из этого напрямую следует, что они не крещенные, согласно Василию Великому».

Свт. Григорий Палама: «Латинян не могут даже ангелы сдвинуть и побудить принять лекарство против ложного исповедания».

Свт. Николай Японский: «Католичество – яд мира». «Нет меры лжи католиков, и нет меры их нахальству»!

Прп. Феодосий Печерский: «Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обезчестили…» «Нет жизни вечной в вере латинской.»

Свт.Герман II-й из послания к Киприотам: «Заклинаю всех мирян, которые являетесь истинно чадами Православной Церкви, убегайте незамедлительно от священников, которые подчинились латинянам (католикам), и ни в церкви не собирайтесь с ними, не берите какое-либо благословение из рук их. Лучше молитесь Богу в домах Ваших сами, чем собираясь в церкви вместе с латиномудрствующими, а иначе, попадете в тот же ад вместе с ними».

Свт. Иоанн Златоуст: «Слушайте те, которые с еретиками сотрапезничаете, вот горький вам приговор: кто с врагами Царя (Христа) дружит, не может другом Царя быть, но жизни он не достоин, с врагами пропадет и худшее испытает».

КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРАВОВЕРНОЙ ЦАРИЦЫ – ИСПОВЕДНИЦЫ ИРИНЫ ВИЗАНТИЙСКОЙ

Святая царица Ирина родилась в Афинах около 752 года. Рано оставшись без родителей, воспитывалась в семье своего дяди патриция Константина Сарантопекоса. Отличалась сочетанием ума, красоты и знатности происхождения, поэтому была выбрана в невесты наследнику Византийского престола Льву, от брака с которым в 771 году родился их единственный сын - Константин VI Порфирородный, ставший в последствии последним императором Исаврийской династии.

Воспитанная в благочестии, Ирина была иконопочитательницей и почти 15 лет была вынуждена скрывать свои убеждения. Ее муж Лев IV «Хазар» был третьим императором-иконоборцем на Византийском престоле. Царица едва не поплатилась жизнью за свою любовь к благочестию, когда ее мужу донесли о том, что она хранит в своей спальне иконы. Внезапная смерть Льва спасла Ирину от опалы и вознесла ее на вершину власти, она стала регентом при малолетнем сыне и правила империей 10 лет.

Здесь вполне проявились ее лучшие качества: она была щедра, милосердна, дальновидна в политике и верна Православию, чем снискала к себе любовь народа и духовенства, а также ненависть со стороны еретиков. Всю свою жизнь она посвятила борьбе с ересью иконоборчества, а венцом ее правления стал созыв VII Вселенского Собора, подготовка к которому явилась поистине духовным подвигом.

Летописи и жития святых, ее современников, представляют нам светлый образ православной монархини: умной, решительной и великодушной, все действия которой направлены на утверждение Православия и облегчение жизни подданных. Она смело проводит гражданские и военные реформы, возвышает позицию Церкви, удачно воплощает в жизнь идею симфонии царской и духовной власти. Для выбора Патриарха собирает, по сути, Земский Собор с участием представителей всех сословий.

Затем заключает невыгодный для Византии мир с арабами, для того, чтобы ее агенты во время искусственно затянутых переговоров, вышли на представителей патриархов Иерусалимского и Александрийского, находившихся под властью Халифата; от них были получены грамоты и благословение на проведение Вселенского Собора. Все это время царица преодолевала сильнейшее противодействие со стороны еретиков и их вдохновителей – иудеев.

В 786 году во время первой неудачной попытки провести Собор, когда взбунтовалась императорская гвардия, подверженная ереси и обратила оружие против отцов Церкви, царица повела себя настолько смело и самоотверженно, что благодаря ее вмешательству никто не пострадал, а сама она едва не погибла.

Наученная опытом, она принимает решение распустить Исаврийский легион, состоявший из семитских элементов (кавказцы и сирийцы), и находит опору во фракийцах, обеспечивших безопасность VII Вселенского собора, который прошел в 787 году в Никее. Торжество Православия сокрушило ересь, в церкви наступил мир. Сонм святых отцов — современников императрицы Ирины, исчисляемый сотнями, единодушно считали ее святой исповедницей Православной веры. Но позднее ей пришлось сполна испить горькую чашу осуждения, клеветы и забвения.

По свидетельству святых отцов, злые советники восстановили повзрослевшего императора против матери, и он лишил ее власти и титула «Августы» и стал править единолично. Будучи легкомысленным, он сделался марионеткой в руках еретиков, которые жаждали реванша за свое поражение. О царствовании 20-летнего монарха преподобный Феодор Студит выразился словами Экклезиаста: «Горе тому городу, над которым поставлен младенец».

За недолгое время своего правления он разрушил все построенное за 10 лет его матерью царицей Ириной и поставил империю на грань духовного и экономического кризиса. В жизнь страны возвращались все признаки иконоборчества, избиение монахов и разрушение монастырей. Народ и духовенство отвернулись от своего правителя, осталась армия, но и она после череды поражений взбунтовалась. Жестокое подавление мятежных легионов было последней каплей, переполнившей чашу терпения.

Царица Ирина решилась на силовое решение вопроса. Ее единомышленники арестовали императора и заключили его во дворец, в котором он родился, а затем его ослепили. При пристрастном взгляде, это событие как бы перечеркнуло все заслуги царицы Ирины перед Богом и людьми, и до наших дней является «камнем преткновения», когда речь заходит о ее царствовании. Существуют два взгляда на происшедшее.

Согласно летописи Феофана, акт экзекуции был совершен по приказу Ирины, эту же точку зрения поддерживает святитель Дмитрий Ростовский. Святой преподобный Феодор Студит и Мефодий Патриарх Константинопольский говорят в согласии друг с другом, что, хотя царица силой и отняла власть у сына, но казнь над ним была совершена без ее ведома. Георгий монах в своем «Летовнике» пишет: «(И), находясь при смерти со страшными клятвами известила присутствующих, что не причастна к ослеплению сына.»

Можно полагать, что она стала заложницей обстоятельств и тех людей, которые принимали участие в перевороте; т.е. таким образом они обезопасили себя и исключили возможность его возвращения на престол. Так или иначе, царице пришлось нести этот тяжелый крест до конца своих дней, и после ее смерти эта клевета продолжает бросать тень на ее образ, и ее противники используют этот факт против нее.

Последующее короткое правление Ирины не принесло Византии ни громких побед, ни ярких событий, с точки зрения историков оно выглядит не очень удачным, но следует заметить, что это было время мира и благоденствия, о чем свидетельствуют такие святые отцы церкви, как Феодор Студит, святитель Иосиф Солунский, патриарх Константинопольский Тарасий, исповедник веры летописец Феофан и многие другие.

После 800 года царица оказалась в одиночестве, окруженная интригами придворных партий. Римская церковь в лице папы Льва искала первенства, а Карл Великий в тайне вынашивал планы захвата Византийского престола. От клеветы и переживаний, обрушившихся на нее, царица Ирина заболела и была при смерти, потом долго выздоравливала.

В 802 году страсти вокруг престола накалились до предела, и 31 октября еретики-иконоборцы неожиданно для всех интригующих сторон, ночью окружив Елеферийский дворец, низложили императрицу, а новым Василевсом объявили логофета Никифора. Ирина держалась с достоинством и, передав царскую казну, отправилась к месту ссылки на остров Принкипо, а через некоторое время – на остров Лесбос.

Находясь в изгнании, она полностью предалась молитве и покаянию; память о ее духовных подвигах сохранилась в местном предании. В ссылке она прожила около 8 месяцев и скончалась 9 августа 803 года. Вскоре после отшествия, ее прославили в лике святых, было составлено «Житие преподобной из царствующих Ирины Афинянки», она стала одной из покровительниц острова Лесбос.
Мощи святой царицы Ирины были перевезены на о. Принкипо в основанный ею монастырь Святителя Николая, а около 863 года их торжественно доставили в Константинополь и положили в Храме Святых Апостолов. На месте, где она подвизалась, до наших дней сохранился источник, от которого происходят исцеления, так же она неоднократно являлась местным жителям и исихастам, которые когда-то находились в этой местности.

По Патмосскому и Иерусалимскому списку IX и X веков Типикона Великой церкви память святой царицы-исповедницы Ирины празднуется 7/20 августа.

Сергей Одиниз   04.07.2023 06:08   Заявить о нарушении
Тропарь гл.4

Умом просвещенным и чистым сердцем/ от образа восходя к первообразу./ Властию тебе Богом данною/ Cедьмый Вселенский Собор составила еси,/ Ирино Венценосная.

Кондак гл.6

Богоименитая Ирино,/ Втораго Рима самодержице,/ ереси сокрушительнице,/ cвятых икон почитательнице,/ изографов покровительнице./ Преподобных Отцев собеседнице,/ сирых и убогих попечительнице,/ узы родства ради Христа разсекшая,/ мученически исповедала еси//Торжество Православия.

МОЛИТВА СВЯТОЙ ПРАВОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ – ИСПОВЕДНИЦЕ ИРИНЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ.

Из млада сиротство изведавшая, царице Ирино, буди нам духовная мати от водительства и окормления духовнаго осиротевшим. По промыслу Божьему на царство Греческое венчанная, в правде Господней народом своим правившая, и нас упаси в вере и истине. Богу тебе соцарствующу, советники и наставники имела святых отец, моли, да и мы от них вразумляемся.

Богомудрая царице, ересь сокрушившая, соборному разсуждению нас научаяй. Природу естества победившая, родства законы, яко жертву Авраамлю угодную ко престолу Всевышняго принесла еси: да прославится Бог! Со благоговением взираем на подвиги твоя из последнего нашего времени. Да не свяжем себе ни коим пристрастием, ни коею заботою житейскою, ни боязливостью, ни бесовским мечтанием.

Радостию сияющая монархиня добрая, научи нас, единаго Христа Сына Божия знати, Его же единаго любити, Его же в вере и истине исповедати, яко ты исповедала в тесноте и изгнании, даже до смерти. Укрепи и не остави нас среди мира сего, во зле лежащего, изгибнути, миру Божественному тезоименитая, и в мир Христов вечный введи нас, молитвенно тебя почитающих. Аминь.

Сергей Одиниз   04.07.2023 06:09   Заявить о нарушении