Трое отважных с С-11

                ТРОЕ   ОТВАЖНЫХ   С   «С – 11»


Почти  в  самом  начале  Великой  Отечественной  войны  подводная  лодка  «С – 11»  под  командованием  капитан – лейтенанта  А. Середы  возвращалась  из  боевого  похода, следуя  к  проливу  Соэла – Вяйн  в  Балтийском  море. Пролив  находился  между  островами  Даго  и  Эзель  и  входил  в  основной  маршрут  возвращения  советских  подводных  лодок. В  походе  участвовал  командир  2 – го  Дивизиона  подводных  лодок  Балтийского  флота  капитан  3  ранга  И. Тузов.
Обычно  встречу  и  проводку  подводных  лодок  в  базу  брали  на  себя  катера, так  и  на  этот  раз  к  «С – 11»  шёл  катер, но  в  это  время  на  месте  нахождения  лодки  раздался  сильный  взрыв. Подводная  лодка  сразу  затонула, подорвавшись  на  немецкой  магнитной  мине. С  катера  подобрали  сброшенных  с  мостика  тяжелораненых  командира  дивизиона, командира  «С – 11»  и  механика.

«Эска»  затонула  на  глубине  11  метров, в  кормовом  отсеке  остались  четверо  моряков: торпедист  старший  краснофлотец  Н.  Никишин, электрики  А. Мазнин, В. Мареев  и  комендор  В. Зиновьев. В  полной  темноте  они  продолжали  бороться  за  живучесть  своего  корабля. Когда  поступавшая  в  отсек  вода  стала  доходить  морякам  уже  по  грудь, они  решили  выходить  на  поверхность  через  торпедный  аппарат. Положение  осложнялось  тем, что  в  нём  была  торпеда. Н. Никишин, не  растерявшись, разыскал  гибкий  шланг  и  перепустил  воздух  из  запасной  торпеды  в  боевой  баллон  торпедного  аппарата. Торпеду  удалось  отстрелить, но  это  стоило  больших  усилий.
Моряки  выбросили  на  поверхность  спасательный  буй. Первым, облачившись, нырнул  в  узкую  трубу  торпедного  аппарата  Никишин. Он  всплывал  медленно, соблюдая  режим  декомпрессии. Наверху  была  ночь, где – то  вдалеке  мерцали  огни  берега. За  ним  выбирался  Мазнин, всплыв  и  осмотревшись, но  не  получив  ответа  на  условный  сигнал, он  вновь  вернулся  в  отсек, чтобы  подготовить  к  выходу  своих  товарищей.
Отсек  уже  заполнился  водой, только  у  подволока  оставался  воздушный  пузырь. Разговор  с  Мареевым  не  получился, электрик  лишился  рассудка. Разъяснив  Зиновьеву, как  вести  себя  на  подъёме, Мазнин  вновь  нырнул  в  торпедный  аппарат. Всплывал  тяжело, силы  были  на  исходе, на  поверхности  потерял  сознание. Его  подхватил  Никишин, привёл  в  чувство  и  привязал  к  спасательному  бую. Сам  поплыл  к  берегу  за  помощью, часто  впадал  в  беспамятство, очнулся  от  укола  колючей  проволоки, которой  был  опоясан  берег. Только  на  рассвете  его  подобрали  бойцы  островного  гарнизона, немедленно  снарядившие  шлюпку. Сняли  с  буя  почти  безжизненное  тело  Мазнина. Спасён  был  и  Зиновьев, пробывший  16  часов  в  затопленном  отсеке, предпринимая  попытки  уговорить  Мареева, но  тот  ничего  не  понимал  и  захлебнулся.

Отважных  моряков  ждал  госпиталь, пробыв  там  и  подлечившись, они  снова  вернулись  в  строй. В  подводниках  остался  только  Никишин, Зиновьев  дальше  служил  на  тральщике, а  Мазнин  охранял  Дорогу  жизни  на  Ладоге.

После  войны  все  трое  трудились  на  ленинградских  предприятиях. Никишин  так  и  остался  героем  до  конца  своей  жизни. Однажды, поздним  вечером  в  городе  он  увидел, как  несколько  неизвестных  напали  на  девушку. Не  раздумывая, он  бросился  на  помощь. Бандиты  пустили  в  ход  ножи, но  так  и  не  смогли  справиться  с  моряком. Он  отвёл  девушку  к  автобусу, а  потом  отправился  в  больницу, но  там  потерял  сознание. Врачи  насчитали  на  его  теле  более  десятка  ножевых  ран. Он  умер  от  потери  крови.

За  гибель  «С – 11»  отомстили  моряки  подводной  лодки  «Щ – 307»  под  командованием  капитан – лейтенанта  Н. Петрова, потопив  почти  на  месте  гибели  «эски»  немецкую  субмарину  «U -144».

27  июня  2023  г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии
Респект, как сейчас молодёжь выражается. Помню, в Крыму, Орджоникидзе посёлок, заплыл с ластами, уже людей на берегу не видно, в воде 30 минут. Вода, 25 градусов, и вдруг, чувствую, начинаю замерзать. Дёрнул к берегу, что есть сил. Представляю, как было морякам на Балтике.
Когда мне было 13 лет, настольной книгой была "Принимаю бой" Николая Бадеева. Потом ещё была книга Ю.А. Пантелеева "Полвека на флоте". Конечно, много там было оставлено "за бортом", но мировоззрение подростка формировала. Когда призывали в армию, заполнял анкету, и было в т.ч. где желаете служить? Конечно, в ВМФ! я по зрению не только в ВМФ не проходил, но даже и в СА. Зачислили в элитную учебку связи, Москва, Сокольники, только не знали, что там творилось. Потом всю жизнь носил тельняшку, однажды в парке подошли два датых десантника, ты кто такой, что знаешь за десант? Говорю, ты цвет полоски видишь, я не десант, я морфлот, и отвалили. Считаю, Ваше творчество надо издать, как ту мою книгу, может, не все станут моряками, но мужиками, и патриотами своей страны.
Зелёная!

Вячеслав Горелов   07.07.2023 19:47     Заявить о нарушении
Уважаемый Вячеслав! Благодарен и признателен Вам за интерес к истории Российского флота, за отклики к целому ряду моих очерков. Для автора это очень важно.Желаю Вам творческих успехов, с расположением, Вячеслав.

Вячеслав Прытков   06.07.2023 08:33   Заявить о нарушении