Глава 1. Как родилась идея Миссии
История создания и развития
Латвийской Христианской Миссии
Под общей редакцией Вадима Ковалева
Редакционная коллегия:
Вячеслав Алтухов
Витольд Захарс
Ирина Антонова
Светлана Боброва
Корректор – Ирина Антонова
Mакет и дизайн – Libri Style
Рига, 2020
Издатель – Латвийская Христианская Миссия
Авторские права принадлежат Латвийской Христианской Миссии и защищены международным законодательством. Настоящая книга, целиком или частично, не может быть воспроизведена никакими средствами без предварительного соответствующего разрешения издателя (за исключением кратких цитат в специальных книжных обозрениях).
Книга вышла также на латышском языке в 2021 году и на английском языке в 2024 году.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие ………………3
От составителя ………4
Глава первая Как родилась идея Миссии ………….5
Глава вторая Создание и становление Миссии.16
Глава третья Служение милосердия ……………………… 38
Глава четвертая Открытые двери …… …………………...….53
Глава пятая Тюремное служение ……………….………..65
Глава шестая Отдел Евангелизации ……………………..108
Глава седьмая Гедеоновское служение ………………….121
Глава восьмая Служение евреям ……………………….... 134
Глава девятая Детский отдел …………………………….....141
Глава десятая Филиалы Миссии ………………………….....193
Глава одиннадцатая Запечатленные мгновения …………….220
Глава двенадцатая Мы были открыты для всего нового..238
Послесловие ………246
Иисус сказал им:
дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак, идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се,
Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Евангелие от Матфея 28:18-20
Эта книга посвящается дорогим соработникам на Ниве Божьей через служение ЛХМ, как в проповеди Евангелия, так и в делах милосердия и благотворительности. Да будет вся слава Господу Богу!
ПРЕДИСЛОВИЕ
1988-й год. Время 1000-летия Крещения Руси и начала перестройки в бывшем Советском Союзе. Огромная страна переживала тяжелые времена перемен, когда жить по-старому уже не могли, а грядущие преобразования ожидались быть радикальными и неясными.
Что делать? Кто и что может объединить людей в распадающемся обществе? Вот в такое время в городе Риге и рождается Латвийская Христианская Миссия милосердия и благотворительности (ЛХМ).
ЛХМ – межконфессиональная организация христиан и людей доброй воли, объединившихся в служении милосердия и благотворительности в самых разных сферах общественной деятельности: социальной, медицинской и даже тюремной.
Во-первых, ЛХМ явилась консолидирующим, объединяющим фактором в обществе через практическую помощь особо нуждающимся людям, от сердца к сердцу, с любовью по вере в Господа Иисуса Христа.
Во-вторых, исполнилось определенное Богом время распада атеистического режима, 70-летия «Вавилонского пленения». Божий призыв «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные...» достиг своего апогея, найдя значительный отклик в сердцах людей.
В-третьих, начавшееся в Латвии служение ЛХМ вызвало огромный резонанс плодотворного сотрудничества на всем постсоветском пространстве, т.к. стала первой официально зарегистрированной христианской организацией в бывшем Союзе. Благодаря такому статусу за короткий срок были созданы многочисленные филиалы ЛХМ в самых разных регионах страны.
Радует, что наш труд оказался не тщетен. Радует, что несмотря на штормы и бури времени, несмотря на перемену государственного строя, и через три десятилетия, ЛХМ живет и расширяется. Радует, что в Латвии выросло новое поколение христиан, которые трудятся волонтерами.
Труд от сердца к сердцу продолжается!
От составителя
Книга «От сердца к сердцу» родилась далеко не случайно – не бывает в жизни случайных событий. Мы порой не замечаем, что многие годы рядом с нами происходит что-то значительное. Целый пласт событий проходит мимо нашего внимания, а мы воспринимаем это как само собой разумеющееся. Именно так произошло и со мной.
Когда мне предложили стать членом редколлегии книги об истории создания Латвийской Христианской Миссии, оказалось, что многие годы я знала о ее существовании, знала людей, которые в ней трудились, но не представляла себе, что у нее так много разных направлений служения. ЛХМ сыграла определенную роль и в судьбе моей семьи, изменив жизни нескольких моих знакомых, соседей и родственников.
Работая над книгой, я еще больше узнала о христианах, которые жили рядом с нами на закате советской эпохи – об их самоотверженности, бесстрашии, преданности, любви к Богу и ближним. Услышав призыв Божий, они, долго не раздумывая, пошли исполнять Его волю. Тогда они еще не знали, что творят историю…
Эта книга задумывалась как мозаика, составленная из воспоминаний сотрудников ЛХМ, а также тех, чьи жизни преобразились благодаря работе Миссии. Авторы вспоминают не только о событиях, но также о своих чувствах и переживаниях, глубоко личных и порой очень эмоциональных, они не профессиональные ораторы или литераторы, поэтому не судите их строго.
Все те, кто так или иначе соприкоснулся с Миссией, были подготовлены Богом именно на это короткое время, чтобы исполнить Его волю, и стали сопричастниками. Сопричастниками великого Божьего призыва, великого поручения, великой миссии – достигать сердец людей Евангелием.
За тридцать лет эта христианская организация оставила свой добрый след во многих судьбах и семьях, и не только в Латвии. У кого-то сын, пережив в тюрьме обращение к Богу, отвергнув наркотики и другие похоти, больше не вернулся на преступный путь, радуя сердца родителей. Кто-то почувствовал утешение в больнице или в пансионате для престарелых. Кто-то принял любовь Божью в детском лагере, и теперь знает, к Кому взывать в трудной жизненной ситуации. У кого-то в кармане сейчас лежит небольшой гедеоновский Новый Завет или его электронная версия на телефоне… А как насчет твоей семьи, читатель?
Ирина Антонова,
историк, журналист, член Союза журналистов Латвии
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Как родилась идея Миссии
Миссия – от сердца к сердцу
Вадим Ковалев,
первый президент Латвийской Христианской Миссии (1988-1996),
священник Огрской евангельской церкви
Запечатлеть вехи пройденного пути
Вспоминая о создании Латвийской Христианской Миссии, я восхищаюсь чудным Божьим провидением и Его благодеющей руке над всеми нами. Сразу хочу отметить, что мы стали участниками такого большого проекта, как Латвийская Христианская Миссия, не потому, что мы такие хорошие или достойные – никакой нашей заслуги в этом нет. Благодарение Богу за то, что Он взял, благословил и использовал для Своих целей определенных людей в определенное время – христиан и неверующих, врачей и чиновников, офицеров и депутатов, многих и многих людей доброй воли в Латвии, Советском Союзе и за рубежом. Поэтому хотелось бы запечатлеть некоторые вехи пройденного пути, пока живы свидетели тех далеких событий.
Невольно приходит на память знаменательное событие в жизни израильского народа, когда тот переходил реку Иордан, вступая в Обетованную землю. Сам Бог дал повеление Иисусу Навину, руководителю Израиля: «Возьмите из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою... камни сии будут для сынов Израилевых памятником навек» (Ис.Нав. 4:1-7). Это памятник Богу, Который разделил воды Иордана перед ковчегом завета Господня, чтобы народ перешел реку по дну... Так и мы хотим воздвигнуть памятник Богу, Который повел нас в служении в тот исторический переходный период, а памятными камнями в нем пусть станут воспоминания людей, причастных к Латвийской Христианской Миссии.
Как все начиналось: Латвия, Рига, 1988
Как верующие люди, мы понимаем, что в нашей жизни нет случайностей, и все, что с нами происходит, допускает Господь. В 1988-м году серьезно заболела моя супруга Алина, ее положили в Рижскую больницу Красного Креста. Оперировал ее доктор Эрикс Мелкс, с которым у нас сложились теплые дружеские отношения, и который в дальнейшем много поспособствовал христианскому служению милосердия в Латвии.
Доктор Мелкс был удивительным человеком. Невысокого роста, седовласый, спокойный, настоящий аристократ с мягкими манерами, и, что особенно важно, - глубоко верующий христианин. Вместе мы обсуждали фантастическую идею создания Христианского Центра Милосердия. Именно он продвинул нас к организации официального служения милосердия, подготовив встречу в Рижском городском отделе здравоохранения. Наряду с Эриком Мелксом ключевой фигурой начала служения милосердия в Латвии стала также Галина Горюнова, встречу которой с христианами устроил Сам Господь.
Инициатор Служения Милосердия
Летом того же 1988-го года произошло еще одно знаковое для создания Латвийской Христианской Миссии событие: открытие Рижской городской 1-й детской больницы, главным врачом которой была назначена Галина Павловна Горюнова. Она первой приняла очень рискованное по тем временам решение – пригласить христиан-волонтеров помогать только что открытой больнице, которой не хватало медперсонала, медикаментов, инструментов, инвентаря. И главврач начала искать помощи.
Первый, к кому она обратилась, был православный священник, сын которого лежал в этой больнице. Он ответил, что среди его прихожан – одни старушки, посоветовав поискать евангельские церкви, которые посещают люди помоложе. И она нашла! Ей посоветовали обратиться к баптистскому пастору Михаилу Колесниченко. На встречу с Михаилом и его супругой Надеждой Галина Горюнова пришла вместе со старшей медсестрой больницы. Встречу назначили на вечер, когда уже стемнело. Почему? Дело в том, что пастор Михаил был еще под наблюдением властей – он недавно вышел из тюрьмы, отсидев второй срок за проповедь Евангелия, поэтому позаботился о безопасности медиков, не желая их «подставлять».
После той знаменательной встречи сам Михаил, его супруга и несколько человек из их подпольной церкви начали посещать Рижскую городскую 1-ю детскую больницу, помогая по мере своих сил и возможностей. Сотрудничество со дня на день наращивало обороты, к труду в детской больнице подключалось все больше людей. Медики были очень довольны добровольными помощниками, которые делали простую, но важную работу.
Так через семью Колесниченко в Латвии началось служение христианского милосердия, а инициатором этого служения для всех нас стала Галина Павловна Горюнова. С Божьей помощью она сделала невозможное для того времени. Позже, после регистрации Миссии, больница предоставила свои пустующие помещения под склады, которые, кстати сказать, просуществовали очень долгие годы. Через наши склады для гуманитарной помощи, медицинского оборудования, медикаментов и духовной литературы в Рижской городской 1-й детской больнице за первые два года прошло больше двух миллионов Новых Заветов и Библий на весь Советский Союз! Галина Павловна оказалась смелой женщиной, ведь никто не знал, что может быть завтра. За помощь в распространении христианской литературы тогда еще наказывали, но Бог охранял ее от недоброжелателей.
В этой истории не было бы ничего необычного, если бы она не произошла в атеистическое время, а Галина Горюнова не была бывшим идеологическим работником советской системы, партийным секретарем большой больницы. Это мог сделать только Бог! Он открыл ее сердце, Он послал ее искать помощи у христиан, и Он же открыл двери для нас. Когда пришло время, то Бог не опоздал. Почему я считаю, что это Господь положил на сердце Галине Павловне обратиться к нам? Дело в том, что мы уже давно молились о том, чтобы стать волонтерами милосердия, но обычно на наши предложения первой реакцией всегда был отказ: в те годы любая помощь от церквей расценивалась как религиозная пропаганда.
По велению сердца
Так мы пошли служить людям, по велению сердца, исполняя волю Божию. Пошли туда, где раньше не разрешали христианам делать это организованно. Когда резонанс этой инициативы достиг некоторых других рижских церквей, откликнулись многие наши братья и сестры во Христе, чьи сердца горели нести добро и любовь Божью. Уже в декабре 1988-го года наши волонтеры начали служить в больнице Красного Креста, а также в 6-й больнице в Задвинье, где очень активно подключились мои друзья из церкви Евангельских Христиан-Баптистов (ЕХБ) «Пробуждение», расположенной неподалеку. Через месяц, в январе 1989-го года, для нас открылся также пансионат «Гайльэзерс», в котором лежало много парализованных инвалидов. В этом пансионате, где директором была Л. К. Зак, к служению милосердия подключилась новая группа христиан из церкви Христиан Веры Евангельской (ХВЕ) «Откровение» под руководством Петра и Веры Дмитрук, семейства Алтуховых и многих других верующих.
В детской больнице были дети и мамочки, у которых вся жизнь впереди, а здесь – больные, брошенные родственниками старики. Что им сказать, как утешить? Ведь известно, что унылый дух сушит кости, а надежда и вера, да еще с любовью – это лечение измученной души. И Господь давал христианам мудрость, как говорить с разными людьми, как найти подход к каждому.
Создание Латвийской Христианской Миссии
Вскоре Бог послал нам навстречу еще других людей доброй воли, находившихся на руководящих постах государственной власти и поддержавших наше служение. Благодаря рекомендациям Галины Горюновой и Эрика Мелкса, мы получили возможность обсудить вопрос нашего служения с Анной Саприковой, руководителем Рижского городского отдела здравоохранения.
Хочу подчеркнуть, что, когда мы начинали Служение Милосердия летом 1988-го года, ни о какой организации и регистрации вопрос еще не стоял. Мы, христиане, были научены библейскому принципу – «делая добро, пусть левая рука не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Однако вскоре, уже осенью, вопрос: «Кто вы?» задала доктор Анна Саприкова на встрече в Рижском горздравотделе. В этот самый момент, как сейчас помню, Дух Святой провещевал через мои уста: «Мы – Христианская Миссия!» Я сам удивился такому ответу!
После этой встречи в течение одного месяца мы подготовили проект Устава Миссии и уже 1 декабря 1988-го года провели учредительное собрание. Медлить было нельзя, ибо промедление грозило уничтожить весь вложенный труд.
Итак, летом 1988-го года мы фактически начали служение милосердия в Рижской городской 1-й детской больнице, и вскоре пришло время закрепить этот вопрос юридически. Единственной возможностью для этого могло стать создание новой общественной организации, у которой был бы определенный статус и легальная возможность иметь волонтеров для служения милосердия. Однако, чтобы официально зарегистрировать общественную организацию в Советском Союзе, вначале нужно было составить ее Устав и утвердить его на учредительном собрании, что было одним из требований Конституции СССР и Конституции Латвийской ССР. Напомню, шел 1988-й год, и Латвия еще была в составе СССР.
Безусловно, сам по себе процесс создания ЛХМ был достаточно неоднозначным, ибо в Советском Союзе еще не было подобного прецедента – мы были первыми, кто официально подавал документы на регистрацию служения милосердия верующих людей.
Как мы писали Устав Миссии
Разработка Устава Латвийской Христианской Миссии милосердия и благотворительности (так это название мы сформулировали сразу) была делом достаточно сложным, и я рад, что на начальном этапе подготовки к созданию ЛХМ Господь соединил нас, нескольких христиан-единомышленников. Моими хорошими помощниками стали братья по вере Иван Парафинюк и Яков Ключник.
Иван Парафинюк – очень энергичный и неординарный человек, его я знал давно, ведь он был моим родственником. К тому же, что немаловажно, он был очень активным деятелем в Совете церквей (в частности, в рижской церкви, которая еще в то время была на нелегальном положении, и верующие собирались по квартирам и по лесам).
Любитель приключений, к тому времени он уже хорошо знал Советский Союз по труду в Совете церквей. А Яков Ключник был очень практичным человеком, который быстро реагировал на новые веяния времени. После того, как знаменитая перестройка открыла возможность начать частную деятельность, он организовал в Латвии строительный кооператив «Нива», где работали верующие братья-христиане из разных церквей. Заместителем Якова Ключника был Михаил Довгалюк (1988-1991), до своего отъезда в США. Очень уравновешенный, мудрый и верный сотрудник Миссии!
Наша троица – братья Иван, Яков и я – собирались вечерами и с молитвой старались сформулировать основополагающие позиции Устава новой организации.
Миссия – независимая и межконфессиональная
После долгих рассуждений, мы в итоге пришли к определенным положениям Устава. Миссия должна быть самостоятельной, независимой, добровольной и межконфессиональной. То есть, она не должна стать уделом какой-то одной конфессии, к примеру, лютеран, баптистов или пятидесятников, как основных евангельских церквей Латвии. Но, в то же время, помня слова Христа «Кто не против нас, тот за нас» (Лк.9:50), мы решили, что служение милосердия должно объединять не только братьев и сестер из разных евангельских церквей, но и людей доброй воли, которые не являются членами поместных церквей.
Нам было абсолютно ясно, что для этого служения не должно быть доктринальных препятствий для различных христианских конфессий, ибо оно планировалось как практическое. «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2 Петра 1:5), - учит нас Писание, поэтому мы верили, что в практическом служении будем фокусироваться, прежде всего, не на теорию, а на практику: мы хотели реальными делами показать нашу живую веру.
Неудивительно, что это движение началось в Латвии, т.к. это была западная, наиболее либеральная часть Советского Союза. Но так как мы были все же частью большой страны, то особо не оговаривали рабочие языки Миссии: для нас было естественно, что мы будем совершать свое служение на двух языках – на латышском и на русском.
На основе Библии
Естественно, что основные тезисы Устава – библейские, ибо в нашем понимании, Христианская Миссия должна была строить свою деятельность на основе Библии. Поэтому каждый, кто пожелает стать членом Миссии, должен был согласиться с тем, чтобы, прежде всего, возлюбить Господа всем сердцем, всем разумением, всей душою, и ближнего, как самого себя, как сказано в Евангелии (Мф. 22:37-40).
Однако Христос поднял этот уровень выше: любите друг друга не как самого себя, а как Он возлюбил нас (Евангелие от Иоанна, 13:34). И, естественно, за этим пойдут и дела: «Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш небесный» (Евангелие от Луки, 6:36). Также, основываясь на словах Иисуса: «вы будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8), мы признали необходимость нести свидетельство о Христе, свидетельство любви Божьей в тех возможных, разрешенных рамках, которые были на это время в Советском Союзе.
Наша цель
Безусловно, важно отметить, какой цели мы хотели достигнуть. Прежде всего, надо помнить, что это было время знаменитой перестройки, которую начал Михаил Горбачев и его команда. Перестройку мы понимали также и в духовном плане – что, в конечном итоге, это возрождение личности, семьи и в целом нации, ведь это было актуально и важно всегда, это и Сам Христос заповедал нам. Поэтому в процессе перестройки практическими делами милосердия и благотворительности мы были сфокусированы прежде всего на помощь в больницах, детских домах, пансионатах для престарелых, в местах лишения свободы и, конечно, на помощь малообеспеченным, инвалидам, одиноким людям. Ведь пенсия в те годы была мизерной, и очень многие, даже в такой преуспевающей республике, как Латвия, остро нуждались в каждодневном питании.
Естественно, что целью Христианской Миссии было влияние на все общество в целом, и в этом возможность для нас была замечательная – проявить на практике то, что многие годы запрещалось в советское время за пределами церкви, явить практическую Библию через это служение. Мы хорошо понимали, что с созданием Миссии мы получали замечательную возможность проповеди Евангелия, которую открывал нам Господь.
Наше видение Миссии
Мы запланировали большие цели сразу же, так сказать, решили «брать быка за рога». Чтобы не только пойти помогать туда, где есть острая нужда (в больницах, пансионатах и тюрьмах), но организовать свой христианский Центр милосердия, где была бы больница с диагностической поликлиникой и духовное попечение. И также, безусловно, в наши планы входило строительство и ремонт храмов, церковных зданий. В этом большим специалистом был Яков Ключник.
То есть, мы строили свое видение Миссии на том, чтобы быть самодостаточными, полагая, что только один Бог знает, что нас ждет впереди. И вполне логично желание иметь и подразделения финансирования (кооперативы), которые бы находились, можно сказать, «под крышей» Миссии и, естественно, хорошо ее субсидировали. Поэтому мы старались исходить из имеющихся маленьких возможностей, которые, как мы надеялись, расширятся с течением времени.
Достигать людей «до края земли»
Мы запланировали возможность организовывать благотворительные концерты, лекции, конференции, выходить на контакты с общественными организациями, которые могли бы быть соработниками в служении Миссии, к примеру, с Обществом милосердия, а также с официальными структурами страны – с Министерством здравоохранения, социальными службами и т. п. Это сотрудничество, безусловно, предполагало, что мы не являемся узкой, ограниченной группой верующих, поэтому так важна была изначально провозглашенная межконфессиональность и возможность участия в Миссии всех людей доброй воли. Думаю, что эта возможность, данная Богом в тот определенный период времени, предполагала дерзновение, риск, и естественно, что мы старались максимально вложить то, на что мы были реально способны.
Хочу отметить, что наше видение перспектив не было узким, локальным, направленным только на Ригу или Латвию. Мы понимали, что не имеем права упустить шанс достигать людей «до края земли», в нашем случае – «до края Советского Союза». Мы просто обязаны были воспользоваться тем, что Латвия тогда еще входила в состав Советского Союза, передвижение в котором было свободным – чтобы посетить любую из пятнадцати республик, не нужны были визы.
Мы четко видели нашу цель – достигать людей «до края земли», то есть, от западной окраины СССР до Камчатки и Сахалина на Дальнем Востоке. Поэтому решили в Уставе сразу заложить возможность организовывать при Миссии центры и филиалы, группы милосердия и благотворительности, где только возможно.
Великое миссионерское поручение
Безусловно, структура Миссии была достаточно детализирована; было расписано, как должна строиться вся работа, потому что все-таки это общественная организация, это не церковь. И в этом было наше преимущество в определенных сферах. Мы не замещали церковь и не собирались создавать новые деноминации или учения, ни в коем случае. Церковь на первом месте, а Миссия всегда содействовала служению церкви.
Но миссионерство само по себе предполагает создание новых церквей. Вспомним: когда Бог посылал учеников, они шли прежде всего туда, где не было церквей – от Иерусалима, Иудеи, Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8). Вот, великое миссионерское поручение! Поэтому, я думаю, что само название нашей организации – Миссия – предполагало, что ее деятельность будет миссионерской. Это значит, готовить миссионеров и помогать им достигать отдаленных уголков нашего Союза, прежде всего. О загранице мы даже не мечтали, потому что в то время для христиан выезд за границу, получение визы и заграничного паспорта были под огромным вопросом. У меня лично был печальный опыт в этом отношении, когда мы с супругой после свадьбы хотели посетить родственников жены в Польше, но разрешения так и не получили.
Учредительная конференция ЛХМ
Итак, Устав Миссии был готов. Мы подготовили Учредительную конференцию Миссии на 1-е декабря 1988-го года в церкви «Пробуждение», по адресу улица Слокас, 90, город Рига. Это была главная русская баптистская церковь в Риге. Она стала и моей родной церковью с 1953-го года, там я принял водное крещение по вере в 1965-м году, там же состоялось мое бракосочетание с Алиной Костан в 1967-м году.
На конференцию были приглашены все желающие христиане из разных евангельских церквей Риги и ближайших районов и городов: Огре, Елгавы, Бауски. Конечно, в первую очередь, у нас была команда волонтеров, которая уже несколько месяцев трудилась в Рижской городской 1-й детской больнице.
Волнений было предостаточно в этой подготовке. Наконец, настало первое декабря. В 19.00 в просторном и уютном зале церкви собралось 104 человека, включая приглашенных докторов, с которыми у нас сложились хорошие отношения: главврача Рижской городской 1-й детской больницы Галины Горюновой и руководителя горздравотдела Риги Анны Саприковой.
После приветствия, молитвы и общего пения Псалма, как у нас обычно принято, наша «Братская тройка» – Вадим, Иван, Яков – объяснили цели и задачи создаваемой Миссии милосердия и благотворительности и представили проект Устава Миссии.
Доктор Горюнова очень эмоционально и обстоятельно рассказала об уже хоть небольшом, но ценном опыте сотрудничества с первыми волонтерами в возглавляемой ею больнице, о доброжелательных отзывах персонала больницы и мамочек с детками, лечившимися там.
Доктор Саприкова подчеркнула актуальность и значимость нашей инициативы в государственном масштабе и обещала со своей стороны оказывать всестороннюю поддержку. Выразила уверенность, что, объединив наши общие силы и практическую веру, у нас все получится в этом благородном начинании.
Далее были вопросы и ответы, дебаты – очень практичные и заинтересованные. Чувствовалась очень доброжелательная атмосфера всего собрания. В целом, Устав и наименование – Латвийская Христианская Миссия милосердия и благотворительности, были утверждены единогласно. Совершилось! Президентом ЛХМ был избран Вадим Ковалев, вице-президентами – Иван Парафинюк и Яков Ключник.
Конференция торжественно закончилась молитвой благодарности Богу и благословением этого святого начала Миссии. «Не нам, Господи, но имени Твоему дай Славу!»
Первая Христианская Миссия в СССР!
Верою Господь положил нам на сердце дерзать, а мы старались по мере сил. И, слава Богу, получилось! 1 декабря на Учредительной конференции подготовленный нами Устав Миссии был принят, и Латвийская Христианская Миссия милосердия и благотворительности была зарегистрирована Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров Латвийской ССР А. Кублинским. Первая в Советском Союзе Христианская Миссия! Нас всех переполняли эмоции. И, безусловно, кроме Ивана Федоровича Парафинюка, Якова Антоновича Ключника, потом еще многие благословенные братья и сестры объединились в Миссии, спасибо им. Но это – уже отдельная тема.
После регистрации ЛХМ стало проще. В январе 1989-го года в служении милосердия наступил другой этап – от Рижской городской 1-й детской больницы «пошла волна» на другие медицинские учреждения Риги, которые стали заимствовать наш опыт и активно сотрудничать с Миссией: 6-я городская на ул. Дзирциема, Республиканская клиническая больница, 7-я больница в Гайльэзерсе, больница Красного Креста, Елгавский психоневрологический диспансер, Огрская детская больница. Вскоре в Риге, в Доме конгрессов, прошел Вселатвийский конгресс медиков, на котором мне разрешили выступить со свидетельством о том, чем занимается Миссия. Пошел прорыв!
Откровение из Финляндии
После регистрации Миссии первыми откликнулись помогать христиане из Финляндии: за много лет до этого они получили откровение от Бога и уже подготовили Евангелия на русском языке. Помнится, когда началось Таллиннское Пробуждение, одним из очень активных связных с финнами был эстонский брат Александр Попов. В Таллинн приезжало много финнов, и брат Попов, хорошо говоривший по-фински, стал возить их также в Латвию и посещать разные церкви, чтобы огонь пробуждения, крещения Духом Святым зажигался и в Латвии. Еще тогда, в середине 1970-х годов, финны рассказывали нам, что задолго до этого они получили пророчество о пробуждении в Советском Союзе, и что оно начнется в Прибалтике. Поэтому они все эти годы готовили много Библий и Новых Заветов на русском языке, а также Новый Завет для евреев (на двух языках одновременно – русском и иврите).
Когда ЛХМ получила официальный статус, то финны незамедлительно воспользовались нашим каналом. Особенно эффективно действовала миссия «Авайн Санома». Многие немцы, жившие в Латвии и эмигрировавшие в Германию, продолжали поддерживать тесные контакты с друзьями из русских евангельских церквей Латвии, поэтому они также были в курсе событий начала служения ЛХМ. Особенно активно нас поддерживали миссии: «Свет на Востоке», «Табея» и ОРА.
Как видим, к определенному времени Бог подготавливал людей, и не только в Латвии, но по всему миру, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что создание ЛХМ было лишь частью великого Божьего плана, и мы благодарны Ему за то, что Он удостоил нас чести стать частичкой этого плана.
Свидетельство о публикации №223062701815