Глава 037. Бах. Месса-cи минор. Арнонкур

Иоганн Себастьян Бах
Месса cи-минор
Ансамбль «Concentus Musicus Wien»
Николаус Арнонкур (дирижер)

reflechant: Давно пора спать, а я не могу оторваться...

mikrus72: И Месса того стоит!

Maxilena: Очень похоже на аутентичное звучание, хотя могу и ошибиться. Во всяком случае, из всех представленных записей эта мне понравилась больше всего. У Караяна, конечно, «жирное» звучание, но здесь, по-моему, тоньше и интеллигентнее.
Надо же, не подвела меня музыкальная школа! Действительно, дирижер-аутентист. И я, кажется, начинаю понимать, что в этом течении что-то есть. Раньше совершенно не воспринимала.

Andrew_Popoff: Мне тоже нравятся аутентисты и Арнонкур. Не знаю, насколько они «аутентичны», нравится сам звук, манера, приемы и трактовки. Это звучит очень живо, естественно и современно.

tortillaа: Всем доброй ночи!
Мне очень нравится месса си-минор Баха. Чтобы выбрать, какое из выложенных здесь исполнений скачать себе, я в свой плэйлист выбрала трех лучших по отзывам на этом сайте исполнителей — Арнонкур, Рихтер и Клемперер. Я слушала их, сравнивая каждый номер. И во всех номерах исполнение Арнонкура — в более высокой тональности; Рихтер и Клемперер — в одной и той же. Я любитель. Поэтому была бы благодарна профессионалам за разъяснение, как это возможно — ведь композитор указывает точную тональность. Разве транспонирование — не признак непрофессионального исполнения? Или это просто немного ускоренная запись, не соответствующая реальному исполнению? Как вы думаете?

AFlmnv: Арнонкур — дирижер-аутентист. Он исполняет со своим оркестром Баха, Гайдна (и много кого еще — перечислять можно долго) на инструментах того времени (или инструментах, сделанных по технологии того времени) и в строе того времени.
А баховский строй на полтона ниже (а не выше, как Вы сказали), чем нынешний.
Соответственно, сейчас на наш слух Высокая месса звучит в си-бемоль миноре, если ее играть в старинном строе.

tortilla: Спасибо за разъяснение! Теперь мне все понятно — Арнонкур играет в тональности, которая была принята во времена Баха. Я даже и не представляла, что тональности меняются в зависимости от эпохи, для меня это маленькое открытие.

AFlmnv: Не тональности меняются, а строй!
То есть повышается камертон ля с течением времени. И соответственно, все остальное тоже повышается.

tortilla: Прошу прощения, это досадная описка. Конечно, звучание Арнонкура ниже. Еще раз спасибо, Александр, за исчерпывающий ответ на мой вопрос... Я скачала себе мессу Арнонкура и Рихтера. Исполнения очень разные, но оба изумительны.
У Клемперера, на мой взгляд, слишком затянут темп, мне хочется его подстегнуть. Было бы интересно услышать мнения об этом исполнителе именно Мессы си минор. Может быть, я не до конца прониклась его замыслом и что-то упустила?


Рецензии