Пушкин Балет Ножки дам в прыжковых движениях

Мы уже терли толки о поэтике дамских ножек  в незавершенном «романе в стихах» Евгений Онегин: 
Пушкин 15 раз (!) принимался о них ворковать … Столько же он упомянул только один иной предмет – своего двойника = предельного эгоиста Женю Онегина

XXX.
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки... Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
XXXI.
Когда ж, и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов:
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Давно ль для вас я забывал
И жажду славы и похвал,
И край отцов и заточенье?
Исчезло счастье юных лет —
Как на лугах ваш легкой след.
XXXII.
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоцененную награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.
Люблю ее, мой друг Эльвина,
Под длинной скатертью столов,
Весной на мураве лугов,
Зимой на чугуне камина,
На зеркальном паркете зал,
У моря на граните скал.

Какой приговор эротомана, долго просидевшего под подолом какой-будь Прасковьи…: ...
только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог

Но часть пассажей о ножках привела их и мест их произрастания знатоков  в восторг:
« Известны въ „Онегине* стихи объ Истоминой, стихи воздушные, игривые, очаровательные, какъ была сама эта танцовщица. После Истоминой славилась Телешова. Во время появления первой гла¬вы „Онегина*, за молодой танцовщицей ухаживалъ немолодой уже, но все еще любезный графъ Милорадовичъ. Ему чрезвычайно хо¬телось, чтобы кто-нибудь изъ поэтовъ прославилъ его любимицу такъ, какъ Пушкин! прославил! Истомину. Многие подносили графу свои опыты, но онъ всегда оставался недоволен!.
—яНетъ“, говорил! онъ, „все не то; главное нетъ вотъ этого, какъ она ножкой-то объ ножку бьетъ!*
(см. Попов М.М. А.С.  Пушкинъ     ж. Русская старина 1874. T. 010. vyp.5-8)

XX.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Знатоки ноговедения пишут нам, олухам неведения:
«…
«Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать антраша…»

Возможно, многие знают, что такое антраша, однако на всякий случай...
Слово антраша является искажением итальянского capriola intrecciata - "скрещенный прыжок". Словом этим обозначается прыжок, когда во время зависания в воздухе артист быстро скрещивает вытянутые ноги. Отметим лишь, что есть несколько видов антраша. Например тот, который вы сейчас увидите, является достаточно узнаваемым, виртуозным и зрелищным, и называется антраша сис (шесть). Во время этого вида антраша ноги в воздухе успевают поменяться 3 раза (сначала правая бьет по левой сзади, затем спереди). Отталкивание идет из положения "деми-плие" (т.е., ноги слегка согнуты), из 5-й позиции, приземление также в 5-ую, но уже другая нога впереди.
»

***
Из Вики для педии:
«Антраша; (от фр. entrechat, которое в свою очередь является искаженным итал. capriola intrecciata - "скрещенный прыжок") — в классическом балетном танце род скачкообразного прыжка[1], во время которого ноги танцора быстро скрещиваются в воздухе, касаясь друг друга.  От итал. intrecciato «переплетённый, скрещённый»
Антраша делятся на чётные (royal, quatre, six, huit) — прыжок с двух ног на две и нечётные (trois, cinq, sept) — прыжок с двух ног на одну.»

***
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Словник: А — Аян. Источник: т. I, вып. 1 (1907): А — Гальванотропизм, стлб. 183 ( скан )

Антрша, антраша, фр., прыжок в балетн. танцах.

***
LAROUSSE
Entrechat
Ex;cution d'un entrechat, pas de danse consistant en un saut vertical.
То есть вертикальный прыжок с переменным перекрещением ног!

Или  по иной дижиталь версии словаря 
1. Pas de danse consistant en un seul saut vertical au cours duquel le danseur fait passer ses pointes baiss;es l'une devant l'autre avant de retomber sur le sol. (Les entrechats sont num;rot;s de 3 ; 8, et 10, suivant le nombre de passages des pieds. La virtuosit; de ce saut est donn;e par la plus ou moins grande ;l;vation de l'ex;cutant.)
2. 2. Saut l;ger et rapide.
То есть в вертикальном прыжке ножки быстро попеременно меняются позициями «вперед-назад» и, в бол. случаев,  ножка вовсе не бьет ножку … а икра ноги касаетсч иуры иной ноги, если их все еще две и балерун ничего не подставил

***
Но есть ведь прыжок в балете, когда ножка действительно бьет ножку!

К примеру «Батман батю» - это быстрые короткие удары носка по пятке опорной ноги спереди, или пятки ноги по щиколотке опорной ноги сзади.

Что имел ввиду Пушкин - мы точно никогда не узнаем … Ибо словарь «Прыжковые движения не мал:
Антраша
фр.Entrechat   От итал.Intrecciato - сплетенный
Антраша - в классическом танце - прыжок, при котором ноги танцовщика скрещиваются в воздухе (заноска), ударяя икрой об икру. Различают:
- четные антраша -суть- прыжок с двух ног на две; и
- нечетные антраша -суть- прыжок с двух ног на одну.

Баллонне
Баллоне  От фр.Ballonne - раздутый
Баллонне - прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой, которая:
- вытягивается во время прыжка или скока; а затем
- возвращается в положение сюр ле ку де-пье в момент полуприседания (demi-plie) на опорной ноге.

Баллотте
фр.Ballotte  От фр.Ballotter - качаться
Баллотте - прыжок с продвижением вперед или назад, при исполнении которого вытянутые ноги задерживаются в 5-й позиции, а затем:
- одна нога поднимается (через sur le cou-de-pied) и вытягивается в направлении продвижения;
- другая нога опускается на пол (в demi-plie);
- корпус отклоняется от поднятой ноги.

Батри
фр. Batteries   От фр. Battre - бить
Батри - прыжковые движения, орнаментированные заносками. Батри подразделяются на: battu, entrechat и brise.

Баттю
фр. Battus   От фр. Battre - бить
Баттю - прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую: echappe battus, assemble battus, jete battus и др.

Бризе
От фр.Brise - ломаный
Бризе - прыжок, во время исполнения которого нога:
- из 5-й позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку;
- ударяет в воздухе опорную ногу; и
- возвращается в прежнее положение.

Глиссад
фр.Glissade - скольжение
Глиссад - маленький прыжок с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу.
- исполняется слитно, не отрывая носков от пола;
- используется как самостоятельное движение или как связка, объединяющая различные па;
- может служить толчком для других прыжков.

Жете
фр. Le jete  От фр. Jeter - бросать
Жете - в классическом танце - прыжок с ноги на ногу; прыжковое па, при котором тяжесть корпуса танцовщика переносится с одной ноги на другую.
Жете выполняется при малом и при большом прыжках, соответственно различают малые жете (petit jete) и большие жете (grand jete). Жете могут исполняться вперед, в сторону или назад.

Заноски
Заноски - в балете - удары одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в 5-й позиции.
Кабриоль  фр.Cabriole  От итал.Capra intricata - стреноженная коза
Кабриоль - виртуозный танцевальный прыжок, при исполнении которого:
- одна нога, поднятая на взлете назад, вперед или в сторону, удерживается на заданной высоте; а
- другая нога, отделяясь от пола, ударяет ранее отведенную ногу один или два раза.
В прыжке танцовщик принимает ту или иную позу.

Манеж
Манеж - в балете - окружность, по которой выполняется серия виртуозных прыжков.
Па де пуасон фр. Pas de poisson; фр. Jete passe  От фр.Poisson - рыба
Па де пуасон - прыжок с одной ноги на другую с поочередным броском ног назад. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведенными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды. Па де пуасон:
- исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад;
- характерен сложной координацией движений корпуса, рук и головы.

Па де сизо
фр. Pas de ciseaux  От фр. Ciseaux - ножницы
Па де сизо - прыжок с одной ноги на другую, во время которого:
- обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед и на мгновение соединяются в воздухе; а затем
- одна из них (через 1-ю позицию) резко проводится в арабеск.

Па де ша
От фр. Pas de chat - шаг кошки
Па де ша - прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки; согнутые ноги поочередно отбрасываются назад, корпус прогибается. Па де ша может также исполняться с выбрасыванием ног вперед. Различают:
- большое па де ша (grand pas de chat);
- малое па де ша (petit pas de chat).

Па субресо
От фр.Pas soubresaut - резкий скачок
Па субресо - прыжок с двух ног на две с большим отлетом из пятой позиции в пятую. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад.

Перекидное жете
фр. Jete entrelace
Перекидное жете - прыжок с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочередно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь. При этом:
- одна нога забрасывается вперед; а
- другая нога (после полуоборота в воздухе) забрасывается назад.

Револьтад
фр. Revoltade  От итал. Rivoltare - переворачивать
Револьтад - в мужском классическом танце - прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Револьтад может исполняться также с двумя оборотами в воздухе.
Во время взлета тело исполнителя принимает почти горизонтальное положение. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90.

Со де баск
От фр. Saut de basque - прыжок баска
Со де баск - в классическом танце - прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе.

Тан леве
фр. Temps leve  От фр. Lever - поднимать
Тан леве - вертикальный прыжок на одной ноге без продвижения. Обычно такой прыжок повторяется несколько раз.

Тур-ан-лэр
От фр.Tour en l'air - поворот в воздухе
Тур-ан-лэр - прыжок на месте из 5-й позиции в 5-ю позицию:
- с переменой ног в воздухе; и
- с одинарным или двойным оборотом вокруг своей оси.

Шанжман де пье
От фр.Changement de pied - перемена ног
Шанжман де пье - прыжок из 5-й позиции в 5-ю с переменой ног в воздухе. Шанжман де пье может исполняться:
- на маленьком прыжке (petit сhangement de pied);
- на большом прыжке (grand сhangement de pied); и
- с поворотом в воздухе (tour en l'air).

Шассе
фр. Chasse  От фр. Chasser - охотиться
Шассе - прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в 5-й позиции в верхней точке прыжка.
Шассе может быть самостоятельным движением, а также может служить вспомогательным, связующим па для выполнения больших прыжков.

Эшаппе
фр. Echappe   От фр. Echapper - ускользать
Эшаппе - в классическом танце - движение, состоящее из двух прыжков, при исполнении которых ноги переводятся из закрытой позиции в открытую и обратно. Различают:
- эшаппе, исполняемые на маленьком прыжке (petit echappe);
- эшаппе, исполняемые на большом прыжке (grand echappe);
- эшаппе c заноской (echappe battu).

Версия :

Поскольку Пушкин обучался в Лицее фехтованию, то,  скорее всего,  ему  более приглянулся прыжок класса Баттю … Батман. Есть такой такой прием у рапиристов – ударять )постукивать) клинком рапиры по силовой части клинка соперника… желая его обвести резким движением вокруг гарды  на поражение уколом

Хотя кто их эротомэнов разберет …

Тем более, что в 1830-ом Пушкин назвал перву. Главу о ножках и Евгении … «Хандрой»

Н.П. Базарова, В.П. Мей. Азбука классического танца = учебно-методическое пособие.  2-е изд. — Л.: "Искусство", 1983
Ваганова А. Я. Основы классического танца. — 6-е. — СПб.: Издательство «Лань», 2000.


Рецензии