Защита диплома в СПбГУ

  В конце своей офицерской службы я решил получить второе высшее образование и поступил на заочное отделение исторического факультета СПб госуниверситета. А одновременно сменил место службы и попал в Санкт-Петербургское высшее военное инженерное училище связи.

  Один мой товарищ-сослуживец по училищу, узнав, что я учусь на истфаке, презентовал мне свои материалы для написания дипломной работы по истории Великой Отечественной войны, которые он готовил для своего диплома истфака пединститута им. Герцена.

  Этот материал я на протяжении всех 6 лет обучения дополнял из новых источников и периодически «обкатывал» его в университете, используя главы диплома в качестве ежегодных курсовых работ.

  Наконец подошло время учебного отпуска для подготовки к государственным экзаменам и к защите диплома. Мне снова не удалось избавиться от службы. Полгода отпуска показалось моему начальнику слишком большим сроком, поэтому готовился к экзаменам я на службе.

  Кроме того, так получилось, что все свои курсовые работы и диплом я писал самостоятельно, не имея научного руководителя. И вот я узнаю, что научный руководитель должен быть обязательно. И где его взять? До защиты буквально недели две, а я так и «шлифую» свою работу в одиночку.

  Тогда я прихожу к декану факультета с простым вопросом: «Где мне взять руководителя диплома?» На что декан и говорит, что я могу обратиться самостоятельно к любому преподавателю, чьей сферой научных интересов является XX век и попросить его быть моим руководителем.

  Легко сказать – найди себе сам научного руководителя. Перебрав в уме нескольких известных мне историков, я решил обратиться к молодому доценту истфака Х., поставив его перед фактом, что он теперь мой научный руководитель.

  Конечно, восторга мое заявление у него не вызвало, тем более, что до защиты оставалось буквально несколько дней, а еще надо было во-первых, ознакомиться с моей работой, во-вторых, найти мне оппонента на защиту, а самое главное, работа была в рукописном варианте и ее еще надо было перепечатать. Мое рационализаторское предложение» наговорить текст на аудиокассету было с негодованием отвергнуто и я, получив вводную срочно напечатать свою дипломную работу и его решение о переносе мне защиты во вторую очередь (а это одни лишние сутки), помчался в училище, где буквально умолил свою инструкторшу по культмассовой работе, которая хорошо знала машинопись, за трое суток напечатать порядка пятидесяти страниц машинописного текста.
 
  Наконец вся преддипломная суета подошла к концу, работа была готова и отдана моему руководителю для изучения и поиска научного оппонента, а еще через день я отправился защищать свои мысли и выводы о дипломатической и военно-стратегической подготовке Третьего рейха к войне с СССР.

  Оппонент, профессор из пединститута им. Герцена, отнеслась ко мне более-менее лояльно, не стала очень уж критиковать мою работу, задала всего пару вопросов, на которые я знал ответы и в итоге я стал дипломированным историком истории России нового и новейшего времени.


(на фото: после защиты диплома. Я во втором ряду первый справа, на переднем плане справа мой научный руководитель, рядом с ним научный оппонент)


Рецензии