Общее дыхание

Выдохнув после субботней выходки Пригожина, хочется обобщить некоторые  впечатления от происходящего в России в последнее десятилетие. Примерно за эти последние десять лет наметились изменения в российском обществе, которые изнутри скорее всего не ощущаются, а вот снаружи,  живущими в Европе людьми, причисляющими себя к русскому миру, чувствуются очень явственно.

Граждане России стали чувствовать государство. Для них государство теперь не что-то враждебное, существующее отдельно от них, а некая структура, с которой они взаимодействуют, хотя многие до сих пор по привычке конфликтуют, но ищут компромисс, выстраивают доверительные отношения. Россияне стали доверять государству, стали спокойнее;  накал истеричности, с которым они раньше реагировали на всё, исходящее от государства, резко снизился.

Если люди, живущие в России, варятся в информационном котле, и им гораздо труднее объективно оценить действительность, то до нас в Европе доходят некие волны этого информационного котла, и наблюдать за ними безумно интересно.

Вот как воспринимаются некоторые эпизоды общественной жизни страны.

Когда была объявлена частичная мобилизация, общий ропот  практически не ощущался. Часть поколения, воспитанного на восприятии самих себя как пупа земли, вокруг которого всё должно вертеться, схлынула, потом опять нахлынула. Общее настроение: ну, в общем, их можно понять – испугались – но налёт лёгкого презрения скрыть было нельзя. Возмущение устаревшей системой призыва военкоматов было слышно, но вопреки ему: надо, значит, надо. Это я об общей волне.

По любому значимому событию слушаем президента, что-то он скажет. Согласимся, не согласимся – но мнение главы государства выслушать надо. В субботу – да,  согласились: предательство, нож в спину, наказать. Сосредоточились, и эта сплочённость чувствовалась. Правда!

В воскресенье окончательный выдох и не совсем согласились с тем, что уголовное дело закрывается, но общее согласие, что это лучше, чем гражданская война – да, лучше. Согласились на компромисс.

В феврале 22-го – шок. Несколько дней общество пыталось нащупать точки опоры – нащупало. Без явной дидактики сверху. Нас бросили в воду существующей реальности – плывите. И общество выбралось таки на берег. На правильный берег. А там и жизнь помогла: бесконечные поставки джавелинов, байрактаров, химерсов и прочих орудий убийства нас, именно нас – помогли понять: да, мы выбрались на тот берег, а на другом берегу – враг.

И вот эти общие настроения воспринимаются, как волны. А точнее: как общее дыхание. Общее дыхание гражданского общества, у которого наконец-то появилось государство.


Рецензии