Вступление. Ради чего Пушкин пошёл на мистификацию

   Да-да, снова «Конёк-Горбунок», снова вопрос авторства! То есть, даже и не вопрос авторства, как раз его я касаться не буду. Потому что для меня лично ясно, что автор сказки – Пушкин. И зачем я стану притворяться и искать этому оправдания?  Да, я считаю, что это – литературная мистификация, причём чуть ли не самая грандиозная в мировой литературе!
Другой вопрос: ради чего? Не из-за чего, а именно ради чего Пушкин пошёл на эту мистификацию? Какова была его цель?
Ну, грандиозную мистификацию и затевают ради грандиозной цели!
До сих пор причины для этой мистификации выдвигались, извините, анекдотические. (Простите, господин Козаровецкий и иже с Вами!).  Это – утайка полученных денег от жены и политические намёки, которые при перемене  автора становятся не столь острыми.

Так вот, я первая заявляю:  ни денежные заботы, ни политические опасения не могли заставить Пушкина прибегнуть к такой грандиозной афере. Здесь совсем другие причина и целеполагание.

Что касается причины.

Эту сказку вызвал к жизни Указ о камер-юнкерстве. Так я считаю, к такому выводу пришла в результате долгого и интенсивного размышления.

Что такое Указ о камер-юнкерстве для Пушкина? Это акт, исходящий от Царя, с целью поставить Пушкина в ряд. Вспомним слова сказочного Царя: «Что, рядиться мне с тобою?».  Рядиться – это выяснять место в ряду. Царь – изначально вне ряда, поэтому действительно ему странно рядиться, да ещё со своим конюшим – дураком Иваном! А поэт? Такой, как Пушкин? Можно ли его поставить в ряд? Из какого ряда он не будет выпячивать? Нет, конечно, абсолютному монарху всё можно. Ведь по Табели  (тогда она была женского рода) о рангах Пушкину
полагалось только и именно камер-юнкерство, несмотря на солидный возраст. А то, что он при этом изрядный поэт, - так писать стишки ещё не значит проходить великое поприще…

И ничего, что он писал: «Ты – Царь, живи один…», - о Поэте, - то есть, о себе. (Впрочем, если б жил один, то, может, ничего и не было бы…).
Что этот Указ делал с Пушкиным? Он его, прежде всего, унижал – как личность, как гения. Очень хорошо по поводу этого Указа сказал Юрий Лотман: "Этим указом Николай показал, что быть поэтом для него значит не быть никем".
А ещё он выражал собой угрозу: Царь мог сделать с ним, что хотел. Конечно, Пушкин и до этого понимал это. Но теперь – уже вполне отчётливо, предельно отчётливо. У него не было охранной грамоты; его гений не являлся для Царя таковой. Именно с этого года Пушкин стал заговаривать о своей смерти со всей определённостью.

«Умри я сегодня, что с Вами будет? мало утешения в том, что меня похоронят в полосатом кафтане, и еще на тесном Петербургском кладбище, а не в церкви на просторе, как прилично порядочному человеку…»
Он не мог не думать в такой ситуации о том, как его воспринимает читающая публика сейчас, как будет воспринимать в будущем; для чего был дан его гений – ему, и России…

Отношение Царя здесь сыграло роковую роль. Он не простёр к Поэту царственную руку и не почтил в нём вдохновенье, - в конце концов. Вместо этого Он указал ему: «Знай своё место! Главный здесь – Я, а ты – Мой раб. Захочу – и будешь привозить ко мне свою жену, - и будешь доволен, - как все!»…

«Неприятна зависимость; особенно, когда лет 20 человек был независим …», - писал жене Пушкин.

 Лет двадцать – это с того времени, как начал печататься – с 1814 года!
И вот что я думаю по поводу сказки «Конёк-Горбунок»:  это поэтическая автобиография Пушкина. В сказочной форме здесь описан весь путь, что прошёл Пушкин, вместе со своим Гением, от первых публикаций до настоящего момента. Эта сказка – царский путь Пушкина: «Словом, наша речь о том, Как он сделался Царём». Эта сказка, если хотите,  дуэль с Царём, которой не могло быть на уровне реальности, - и которая перенесена на уровень сказки;  вернее, в реальность иного уровня.
Сказкой этой Поэт показал, кто здесь (в России) на самом деле Царь. Он описал весь путь своего становления как Поэта – тот путь, который презрел, не заметил Царь. И с этого года Пушкин видит определённо, что ему уготован


Путь русского Христа; что ему уготована Голгофа.

И что в своём «Борисе Годунове» он себе напророчил:

Лобное место

Пушкин идёт, окружённый народом.

Потому что при такой тайной (и явной) недоброжелательности Царя – первого лица в государстве, абсолютного монарха (тирана), -«этот Зайчик долго не протянет…». Ему здесь «не житьё…».

Но – он ещё вернётся, - и будет ЖИТЬ, и царствовать,  а Царь умрёт совсем, -  его мёртвый труп не воскреснет…

Да, этой сказкой Поэт уготовил себе Воскресение.


Рецензии
Очень хорошо. Смотрел Козаровецкого - Ваш подход намного глубже.

Вячеслав Николаевич Орлов   13.02.2024 22:01     Заявить о нарушении
Спасибо!!

Елена Шувалова   13.02.2024 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.