I-9-8. Эллинская Империя Македонского

                Медная часть Данииловского «истукана» предсказывала короткую, но длительную по значимости Империю Александра Македонского. Под воздействием греко-персидских  войн эллины сумели сплотиться и в бОльшей степени стали мыслить себя  е д и н ы м  народом, противостоящим «варварской» периферии – Империи Ахеменидов. Панэллинская идея в речах афинского ритора Исократа вдохновила Македонского Царя Филиппа на создание Коринфской лиги, - греко-македонского союза - для подготовки к войне с Персидским царством. Но после его неожиданной смерти единую армию, высадившуюся в Малой Азии, возглавил его сын Александр.

                Именно от поверженных персов Александр Македонский перенял идею Империи. Он железной рукой воссоединил распадавшуюся Персидскую Империю, сохранил её государственный строй, как когда-то поступил Великий Кир с покоренным ново-вавилонским царством. Его даже называли «последним Ахеменидом». Произошло слияние ЭЛЛИНСКОЙ культуры с государственным опытом Востока.

                Завершив походы и приступив к переустройству Империи, Александр не много успел сделать, но его реформы опередили будущее Империи на много веков вперед. Он открыл ворота мощным колонизационным потокам из Эллады и Македонии. В огромных городах Империи стали бок о бок селиться эллины и представители местных народов. Греки принесли свои обычаи и культуру, с течением времени вобравшую в себя местные традиции. Таким образом, колонизация Азии принесла эллинам культурное доминирование на огромных территориях.

                В то же время греки внесли в идею Империи нечто принципиально новое – идею ЦИВИЛИЗАТОРСКОЙ ФУНКЦИИ Империи. Греческий язык становится языком образованной элиты, греческое образование и наука – эталоном, а греческий тип города распространился на огромных пространствах от Атлантического океана до Индии. Эллинский образ жизни получил высокий статус в обществе.

                Рецепция греческой эстетики и греческих технологий оставила многочисленные следы в искусстве и материальной культуре азиатских стран, включая территории современных Пакистана, Афганистана и Таджикистана. На этих огромных пространствах возникло Греко-Бактрийское царство. Для китайцев Бактрия была окном в мир. Великий шелковый путь был караванной тропой только на землях западного Китая. Начиная с Бактрии, этот путь проходил по                о б у с т р о е н ы м  дорогам Древней империи и заканчивался в средиземноморских портах Ханаана.

                Вскоре после кончины Александра Македонского, государство, принятое им от персов, распалось, а его соратники-диадохи начали долгую войну за передел ойкумены. При однотипной греческой культуре государственный строй новых политических образований имел явные черты все той же Древней Империи Вавилона и Ассирии, Шумера и Аккада.

                Перед смертью Александр Македонский передал кольцо с государственной печатью своему ближайшему соратнику Пердикке, а также вверил его попечению свою беременную супругу персиянку Роксану. Однако сразу его военачальники начали ожесточенную борьбу за его корону. Десятилетиями диадохи истощали друг друга в войнах. Самым мудрым политиком среди них был полководец Селевк, выдвинувшийся во время похода Александра в Индию.

                Он овладел столицей древней империи – Вавилоном, приблизив к себе местное население и персидскую аристократию. Постепенно он стал восприниматься как законный претендент на корону Персидской империи и наследник Александра Македонского. Селевк восстановил древнюю империю, но сохранять её приходилось с трудом. Самыми упорными претендентами на корону были Парфяне.

                Золотой век Селевкидской Империи пришелся на время правления Антиоха III Великого (223-187гг.до Р.Х,). Антиох совершил семилетний поход на Восток, завоевал Парфию и Бактрию, дошел до Индии, в долгой сирийской войне одержал победу над Египтом и присоединил  к Империи Палестину. Однако он сделал своим советником бежавшего от римлян ханаанского полководца Ганнибала. Тот втравил его в войну с Римом в 190г. до Р.Х..

                После поражения звезда царства Антиоха начала клониться к закату. Все дела решались Римом, а Антиоха в оскорбительной форме лишили титула. Именно Антиох Епифан воздвиг жесточайшие гонения на Ветхозаветную Церковь и стал прообразом антихриста. Своим безумием он подписал приговор Селевкидскому царству. А могущественный Рим заключил прочный союз с Маккавеями, восставшими против Антиоха в борьбе за истинную веру.

  P.S.  С огромным лингвистическим удовольствием воспринимаю гуманистический стиль литературного изложения истории Константином Малофеевым.

                Цитата из Викисловаря: «До рецепции
                социализма в России русской
                интеллигенции не существовало, был
                только «образованный класс» и разные в
                нём направления». П.Б.Струве.

http://proza.ru/2023/06/29/1117


Рецензии