Апокалипсис

Когда я пришел на выставку «Между строк» в галерее «Триумф», то еще ни о чем не догадывался; в пояснительном тексте значилось, что на ней представлены произведения, в изобразительную ткань которых смыслы введены непосредственно  словами.
Однако, войдя в зал, я сразу почувствовал что-то неладное: передо мной горела неоновая надпись: “Pourquoi travailler?”, посреди зала возвышались вырезанные из металла слово  «мир» и буква «ижица»; под потолком висело подозрительное облако, с которого вдоль веревки, другим концом привязанной к камню, спускалась надпись «Опять все происходит» (автор – Маяна Насыбуллова); я еще ничего не понял, но встревожился, принявшись всматриваться в другие произведения. Меня не оставила равнодушным хоругвь с надписью древнеславянской вязью «Кругом враги» (Вадим Михайлов), до глубины души меня пробрал ночной городской силуэт под полною луной с надписью «Позже» (Валерий Чтак), душу мою болезненно задела картина облачного неба в сгущающихся сумерках с неоновой надписью над крышей административного здания: «Кто мы, откуда, куда идем?» (Тимофей Радя). Надписи на индустриальных пейзажах Павла Отдельнова «Во-первых, это красиво» и «Никакой эстетики в этом  нет» показались мне не убедительными; неоновый текст «Вся жизнь бэд трип» меня доконала; экзистенциальная тревога стала гнетущей.
Я спустился в подвальный этаж галереи; на стене перед лестницей,  как «Мене, текел, фарес», горели ярким светом невнятные  фразы Семена Мотолянеца. В нижней зале изобиловали объекты, демонстрировавшие высшую степень отстранения от жизненной конкретики: белые простыни с надписью «Покой» (40 раз), длинные  ночные рубашки, веселенькие на вид виньетки с печальными надписями «Тоска», «Мутные образы» - все это отдавало каким-то сюрреализмом (произведения Лады Учаевой, Аси Маракулиной, Алины Глазун). Наконец, я заметил темный дверной проем, и вошел в смежную комнату, где размещена инсталляция Игоря Самолета «Гибель богов». Это – бетонная руина сложной формы, обломки которой превратились в могильные плиты… Идея выставки начала уж проясняться, когда я обратил внимание на звуки вальса, доносившиеся из-за занавеса, служащего перегородкой. За нею прокручивается видео Славы ПТРК с нецензурным названием.
На фоне индустриального пейзажа раскинулось большое замерзшее на зиму водохранилище (или широкая река), обильно засыпанное снегом. На его ледяном просторе собралось около сотни нарядно одетых молодых людей, по щиколотки в рыхлом снегу радостно отплясывающих вальс. Сначала видеокамера показывает танцующих сбоку, потом она резко взмывает вверх; пары танцоров превращаются в точки, которыми  по снежному полю написан текст:
«Пофиг, спляшем!» (только там не "пофиг")
Я  был потрясен до глубины души: впечатление от данного произведения впало в резонанс с настроением текущего момента отечественной истории: степень неопределенности даже нашего ближайшего будущего зашкаливает, а мы пляшем, и в ус не дуем!
«Может быть, это я – неисправимый паникер!» - вдруг мне подумалось, когда я посмотрел на невозмутимые лица других посетителей; все они были молодые люди: на вид – не старше тридцати.
- Извините, пожалуйста, за беспокойство – обратился я к девушке,  только что вышедшей из-за занавески, - каково ваше впечатление от данного произведения?
-  Апокалипсис! – вымолвила она, выразив одним словом то, что на нас надвигается, и приближение чего художник почувствовал заранее,  и выразил средствами искусства (видео снято в 2018 году).
И мне подумалось, что спокойные в своей невозмутимости лица наших сограждан отнюдь не служат доказательством того, что они не сознают, в какой переплет мы все угодили!
Они понимают: Пришла беда – отворяй ворота!
                Октябрь 2022 г.


Рецензии