Зимние Ганновер-Гамбург

Изначально я восприняла свой новогодний подарок – пятидневные каникулы в Ганновере и Гамбурге – с огромной радостью. Затем размышления о поездке стали принимать напряжённо-тревожный характер. Как бы ни складывались обстоятельства, успокаивала я себя, важно обращаться при необходимости за помощью, даже на плохом английском, сохранять бдительность в общественных местах и не ездить «зайцем» в транспорте. Вооружившись к тому же информацией и советами туристов с интернет-сайтов, я пообещала себе быть предельно организованной во время поездки.

В самолёте я разместилась одна на трёх сидениях – пассажиров на этом рейсе было немного. Когда борт начал снижение обратила внимание, как витиевато переплетены многочисленные транспортные развязки вдали от огней ночного города. В Ганновере застала дождливую погоду. Во время прохождения паспортного контроля меня спросили не только о цели визита, о наличии билета на обратный рейс, но и том, какой суммой денег я располагаю. С собой была банковская карта и евроналичность. Пограничник внимательно её рассмотрел. Кстати, на моём счету было лишь две с небольшим тысячи рублей, а сумму, которой я планировала «располагать», демонстрировать стеснялась. После въездного штампа в паспорте вздохнула с облегчением и прошла через стеклянную дверь немецкого кордона.

В полупустом зале для получения багажа меня внезапно остановил сотрудник таможенного контроля в перчатках из латекса: «Везёте ли Вы с собой алкоголь, сигареты?». Я ответила отрицательно, но тут же вспомнила про литр «кошерной» водки, которая предназначалась в подарок немецким друзьям. Дорожную сумку пришлось раскрыть. Всё было аккуратно и неторопливо ощупано. Его внимание привлёк термоконтейнер.

– Это медикаменты? –  медленно, с расстановкой спросил рыжеватый таможенник, беря его в свои руки.

– Нет. Пара яблок и шоколадки.

Ответ удовлетворил любопытство госслужащего. Похоже, больше его ничего не заинтересовало и водка в том числе. Также аккуратно мои вещи были сложены в сумку, как будто бы и ничего не произошло, но неприятный осадок на душе остался.
В гостиницу отправилась на общественном транспорте. У меня была карта с указанием нужной мне Пеликанштрассе, но мои слабые топографические возможности, осложнившиеся  дождливой погодой и тёмным временем суток, снижали успех поиска. Тем не менее с подсказками карты и прохожих через тридцать минут я оказалась у цели. Моя гостиница была расположена в здании бывшей ткацкой фабрики. Ныне в заводском комплексе располагаются различные офисы, оздоровительный центр, второй фешенебельный отель «Шератон», а также многочисленные входы-выходы. Во внутренних двориках, засаженных деревьями и кустами, можно легко заблудиться.

Окно в номере невероятно большое. Под стать четырёхметровому потолку. Для усиления впечатления на шторе висела гигантская бельевая прищепка. Под потолком, как парус, была натянута белоснежная ткань. В остальном всё по-немецки стандартно: сборная мебель, электроника, в ванной комнате набор из пяти полотенец.

 Утром совершила пробежку вдоль небольшой реки. В предрассветных сумерках заметила пару белых лебедей. Вода очень чистая и сквозь её толщу виднеется илистое дно, несмотря на то, что по реке плавают баржи. Ко мне приближались мелькающие в воздухе красно-синие огоньки. Как оказалось, их прикрепляют на одежду в нескольких местах бегуны и велосипедисты. Собакам и кошкам надевают такие же ошейники. Что-то новое потому, что раньше носили просто светоотражающие полоски.

По опыту жизни в Петербурге мне представлялось, что переменчивая погода – это когда вечером было тепло, а на следующий день холодало. Но в Ганновере, как и в Гамбурге, в течение часа-двух сильный порывистый ветер сменяется тишиной, дождь – снегом, а серое небо – ясным. Приятно была удивлена завтраком в отеле: большое разнообразие сыров, свежих фруктов, овощей – это то, что интересно мне. Кроме того, мясное ассорти, ржаной хлеб, сладкие булочки, мармелад и прочие «деликатесы». Подкрепившись, отправилась в центр города пешком. Сегодня трудностей с ориентировкой не возникло, так как нужно было идти почти всегда прямо. Архитектура города радовала глаз. Обычно немецкие дома кажутся игрушечными. А здесь –монументальные здания нежных цветов, с витиеватой лепниной и большими окнами, за которыми виднеются нарядные люстры, картины в массивных рамках. Обратила внимание на красивый дом с вывеской «Keksfabriks», украшенной парящим ангелочком и сводчатой галерей. Встречались ателье, шляпные салоны, обувные мастерские. Ближе к центру города располагались пешеходные улицы с многочисленными магазинами недорогих товаров типа «Kik» и «Rossmann».

От вокзала по асфальту вела красная линия, указывающая маршрут осмотра городских достопримечательностей. Не отступая от неё ни на шаг, указатели подсказывают, с какого входа войти в то или иное здание, возле какого фонаря сделать остановку, где можно выпить чашку кофе и на какой скамейке следует присесть. В моей памяти остался роскошный дворец – ратуша: внутри просторное фойе с колоннами, лестницы с белыми ажурными перилами, в витрине – макеты города в разные периоды его существования. К сожалению, обзорная площадка на башне ратуши была закрыта до 26 февраля.

Жизнерадостные кувыркающиеся фигуры – один из узнаваемых памятников Ганновера. Также современное искусство представлено вращающимся круглым механизмом, перекрещенными железобетонными кольцами и т.п. в разных уголках города. Красная линия привела меня во внутрь полуразрушенной церкви – памятник трагедии времён Второй мировой войны. Начав утром прогулку, я заходила в магазины, в основном мультибрендовой одежды. Весьма удачно. Сетевые магазины предлагали интересные цены только на товары ненужные или неподходящего размера. Меня привлёк бутик с расставленными внутри ретромашинами (наверное, ребёнок может на них кататься), роскошным кожаным диваном и массивным деревянным прилавком. Мужские костюмы стоили 3500 евро, однако цена на зимнюю коллекцию делилась на два. Обратила внимание на джинсы с лейблом из меха пони, да и, в общем-то, странные на вид – «Jacob Cohen». Звонок Славе помог выяснить, что это – «деним ручной работы», цена на которые в Москве неприлично зашкаливает! Надо покупать! Полюбовавшись на них в зеркале примерочной, я объявляю любезным продавцам о покупке. Была ещё шапочка табачного цвета из кашемира в другом магазине. Десертные вилочки с логотипом «W». Восторг смешался с некоторым чувством вины, что и вернуло меня на путь красной линии.

«Домой» я возвращалась приблизительно в 20 часов и, несмотря на относительную отдалённость моей Пеликанштрассе от центра (4 км), прохожие выглядели миролюбиво, улицы были хорошо освещены. В отеле воспользовалась Wi-Fi и поговорила со Славой. Настроение хорошее. Опечаливало лишь то, что завтра нужно уезжать.

***

Следующее утро начала с пробежки. Заметила на противоположном берегу реки среди жилых домов старую деревянную мельницу. В такие моменты сожалеешь о том, почему ты не поэт или художник. Опять встречаются бегуны, собаки и кошки со светящимися огоньками.

Из отеля вышла с полуторачасовым запасом времени. Ветреная погода с мокрым снегом сменилась благоприятной и у меня появилась возможность сделать фотографии по пути.

В вагоне удобно расположилась в отдельном купе. Моим попутчиком непродолжительное время был мужчина с огромной собакой. Я печатала заметки, любовалась видом из окна поезда, единственное, что мешало и одновременно удивляло – это топот и гогот (без преувеличения) подростков в соседнем купе. При проверке билетов меня попросили предоставить банковскую карту, с которой была оплачена по интернету моя поездка. Таковой у меня нет, повздыхав и погрозив пальцем, контролер удовлетворилась проверкой паспорта, но предупредила, что в следующий раз ID-карту нужно иметь при себе.

На вокзале в Гамбурге меня встречала Иринка со своей трёхмесячной дочерью Катериной. Она, как мне кажется, внешне не изменилась с тех пор, как мы в последний раз встречались с ней в 2008 году. Ей очень к лицу быть мамой. Такие же сияющие от счастья глаза, любознательный ум и радушие. Наговорившись и обменявшись новостями, некоторое время мы потратили на изучение тарифов U-bahn. Ира удивилась, так как разовая поездка стоит 2,60 евро, на день – 5,60 евро, что на фоне стоимости её проездного билета на год (75 евро) представлялось дорогим.

Сегодня пятница и поэтому Хайнер, её муж закончил рабочий день пораньше – в 13:30. Когда мы подъехали к дому, он уже встречал нас на пороге. Я планировала прогуляться по городу, поэтому через пару часов общения, извинившись, отправилась в центр. Несмотря на то, что я была уже во второй раз в Гамбурге, с вокзала ошибочно пошла в противоположную сторону и оказалась в квартале довольно неряшливого вида, особенно в сравнении с добропорядочным, на мой взгляд, Ганновером. Здесь была представлена совсем иная жизнь. Вспоминалось, как мы гуляли по этим улицам со Славой и Тасей три года назад. В памяти восстановились отдельные фрагменты нашей предыдущей поездки, которые я теперь пыталась соединить в общую картину. Почувствовала некоторую усталость, наверно после активно проведенного дня накануне. Тонизировала себя покупками в магазине чая. Около 20 часов мне позвонила Ира и спросила, когда меня ждать к ужину. На душе стало теплее, настроение – веселее и я отправилась к гостеприимным друзьям. Все три дня моего пребывания в семье Лахман Хайнер удивлял разными вкусными блюдами: фрикадельки в томатном соусе с рисом, ветчина, запеченная в слоеном тесте, овощи, грибы и т.д. На приготовление ужина тратилось примерно двадцать минут, ровно столько, сколько нужно, чтобы разогреть в духовке или на сковороде замороженный полуфабрикат.

После ужина следовали продолжительные беседы с Ирой. Говорили обо всём. Изначально, конечно, о детях, затем вспоминали школьные годы, общих знакомых, и о жизни вообще. Время от времени Иринка подходила скорее полюбоваться на Катерину в люльке. Между прочим, люлька необычная: из светлого дерева с кружевными занавесками, она служит уже 18 лет, но на ней сохранилась даже фабричная наклейка.

***

Субботнее утро я начала с пробежки по знакомой трассе, пролегающий вдоль периметра зоопарка, и по холмистому бесконечному парку. На прогулку в центр города из-за сильного дождя решила не брать с собой фотокамеру. Отправилась на набережную Эльбы, но так как погода не располагала к длительной прогулке прошлась вдоль торговой галереи в поисках привлекательных магазинов. В одном из них было довольно многолюдно: в основном пожилые мужчины в длинных кашемировых пальто или молодые люди в куртках, почему-то одинакового зелёного цвета, прошитых ромбиком. Продавцы приветливы и услужливы. Моё внимание привлекла необычайно широкая, но короткая юбка из тяжелой темно-красной ткани. Подошедшая дама-продавец тактично заметила, что это – мужская одежда, для женщин – на втором этаже. Очень понравилась церемония оплаты покупок: за небольшой конторкой кассирша выписала от руки на бланке чек, упаковала свертки и презентовала шоколадку. В магазине «Laurel» мне помогала с выбором русская продавщица, попутно расспрашивая о погоде в России, ведь она собиралась ехать в родной Ярославль через несколько недель. Шопинг закончила ровно тогда, когда закрылись магазины – в 18:00. В руках множество картонных пакетов, перевязанных разноцветными ленточками. Еще последнее усилие в продуктовой лавке, которая работает до 20:00 – нужно купить немецкий Рислинг и сыры. Как хорошо, что завтра в магазинах выходной день!

История с покупкой сыра имела продолжение. «Дома» я положила пакет с сыром в холодильник, разумеется, с разрешения Иры. На следующий день заметила, что Хайнер явно взволнован, даже почти взбешён (у него низкая толерантность к стрессу). Оказалось, что он не любит сыр, не ценит в нём ни выдержанность, ни плесень. Признаюсь, в холодильнике появился специфический запах гнили. В надежде, что он не встревожит соседей по дому, я поставила термоконтейнер с сыром на балкон. Хайнер смягчился и стал объяснять, что не любит этот продукт даже в пицце. Мне вспомнилась история, когда мы осенью на Тенерифе спускались в ущелье Маска. На каком-то отрезке пути почувствовали весьма специфическое амбре. Тася провозгласила: «Пахнет сыром!», но оказалось, что горная коза сорвалась с камней вниз и погибла, чем и объяснялся этот фимиам. Выражусь грубо и прямолинейно: кому-то пахнет сыром, а кому-то – козой.

***

Воскресное утро я начала с пробежки. После завтрака Иринка и Хайнер предложили поехать в порт. Поездка обещала быть интересной еще и потому, что в СМИ прогнозировали подъём уровня воды в реке на несколько метров. Подобное происходит несколько раз в год. Двери рыбного рынка открывают настежь и через них потоки воды устремляются в разные стороны. Глава семьи планировал запечатлеть это фотоаппаратом. Мы ехали вдоль полей с огромными ветряными мельницами. Как рассказывала Ира, в Германии стремятся перейти на альтернативные источники электроэнергии. Все сооружения дорогостоящие, но всё равно это вызывает поддержку у населения. В Баварии, по её словам, в частных домах есть целые системы солнечных батарей. Некоторые поля не используются, так как не позволяет немецкая осторожность, ведь их ещё не проверили на наличие мин, оставшихся со времён второй мировой войны. Первая наша остановка перед серым бетонным забором. Нашли лестницу, перебрались через забор и перед нами панорама с видом на Эльбу с большими и маленькими судами. Наш второй фотопойнт в не менее оригинальном месте – на крыше многоэтажной автостоянки, куда мы поднялись в машине буквально по головокружительному пути. Среди башенных кранов строящегося нового района Гамбурга Hafen City открывается вид на купола церкви святого Михаила, церкви святого Петра, городской ратуши. Ира сказала, что витиеватый силуэт здания новой оперы должен по замыслу градостроителей стать одним из символов Гамбурга. Квартиры в окружающих домах стоят безумно дорого. Владельцы рассчитывали на красивый вид из окон на водную гладь и городские достопримечательности. Но в течение последних трёх лет проходит плотная застройка и в итоге все могут смотреть только в окна друг друга, за исключением жителей недавно возведённых домов, наверное, самых дорогих.

Проехали мимо амбарной конструкции Мюзик-холла, на сцене которого проходят самые знаменитые мировые постановки. Считают, что Гамбург занимает третье место по количеству мюзиклов после Нью-Йорка и Лондона. Ира настаивала на том, что Таисии, как только та подрастёт, ей необходимо посмотреть представление в этом знаменитом концертном зале с огромной головой льва над входом.

Часть пути прошла по мосту, возведённому в 70-х годах. Хайнер помнит с детства, что жители Гамбурга устроили шествие по мосту и тоннелю в порту в день их торжественного открытия. Проехали мимо мусороприёмника, с чем связан специфический смрад, скорее химический. Из порта мы приехали в район Шпейхерштадт – небольшой остров с крупнейшим в мире комплексом складов. Я продолжила свой путь уже пешком по узким улочкам и построенным над каналами мостам. Стены некоторых зданий уходят прямо в воду каналов. Как и в конце ХIХ века, так и сейчас монументальные здания из красного кирпича служат местом хранения «колониальных» товаров: табака, специй, чая, кофе. Тяжеловесный стиль построек не располагает к прогулкам неспешным шагом, здесь можно только целенаправленно куда-то идти. Я планировала здесь посещение музея Шпайхерштадт – музей чая, кофе и шоколада. Ещё один пример того, что не стоит быть излишне доверчивой к рекомендациям туристических сайтов. На мой взгляд, это не то место, куда следует заглянуть при недостатке времени. Экспозиция не представляет ни познавательной, ни эстетической ценности. Полутёмное помещение со стендами, фотографиями, нехитрыми приспособлениями для сортировки и транспортировки чая и кофе. На витрине представлены образцы чая и специй, заварные чайнички – в определённые дни за 10-12 евро можно принять участие в дегустации. Хорошо, что сегодня не такой день, ведь чай здесь самый тривиальный, а как пахнет корица мне тоже известно. Несколько раздосадованная я направилась к церкви святого Михаила. На высоте 132 метров располагается смотровая площадка, но сегодня по-настоящему оценить красоту и масштабы города с нее не удастся – мешают ветер и дождь. Церковь служит для меня ориентиром, чтобы найти квартал Крамерамстштубен. Гамбург значительно пострадал от бомбёжек во время Второй мировой войны, а здесь находятся жилые дома уцелевшей части города. «Типичный стиль файхверк» – так о них пишут.

Вернувшись в центр города, воспользовалась советом Иры и зашла в галерею «Европа». Она рассказывала, что, хотя магазины в ней не работают в воскресенье, открыты кафе. У немцев принято назначать здесь встречи, беседовать за чашкой кофе, любуясь видом из высоких окон. Согревая руки о горячую чашку, я думала о завтрашнем дне, о морозной погоде в Москве, и о том, что непременно нужно рассказать дома.


Рецензии