Дерзость или невнимательность

Не секрет, что подводные лодки разных стран шпионят друг за другом, добывая информацию о военных технологиях потенциального противника. Такие слежки не всегда проходят гладко: в истории подводного флота бывали случаи, которые едва не закончились вооружённым конфликтом. О том, как это было, расскажем прямо сейчас.

Столкновение с неизвестной подлодкой, 1981 год

В 1981 году К-324 столкнулась с неопознанной американской или китайской атомной подводной лодкой в заливе Петра Великого (Японское море), неподалёку от Владивостока. Сообщалось о получении кораблём тяжёлых повреждений. Представители СССР заявили, что кроме К-324 в том районе советских субмарин не было.

Инцидент с антенной, 1983 год
СССР сбивает над Сахалином южнокорейский пассажирский боинг, отклонившийся от курса, приняв его за самолёт-разведчик.
Президент США называет Советский союз империей зла.

В это время в Саргассовом море неожиданно всплывает советская подлодка К-324. Выяснилось, что атомоход вёл наблюдение за американским фрегатом USS "McCloy" ("Макклой"), который проводил испытания секретной гидроакустической антенны в виде длинного кабеля со специальной капсулой на конце.

Советские подводники случайно намотали этот кабель на винт и потеряли ход. Ситуация невероятная: под килем 4000 метров, а командир, вопреки заданию оставаться незаметным, дал команду на всплытие. Только после внешнего осмотра лодки моряки увидели, в чем причина аварии: из перехваченных переговоров стало понятно, что намотанная на винт антенна предназначалось для обнаружения противника под водой - фрегат "Макклой" проводил её испытание.

Попытки самостоятельно освободить винт провалились: прочный кабель не смогли перебить даже топор и автоматные очереди. Дважды предпринималась попытка уйти под воду, но всякий раз атомоход начинал проваливаться на глубину, поэтому решили не рисковать и оставаться в надводном положении. Вскоре К-324 заметил канадский самолёт, и к месту аварии пришли два эсминца ВМС США: американцы хотели вернуть секретный кабель. Они опасно маневрировали: кружили вокруг, приближались на расстояние до 30 метров, в небе зависал вертолёт, осматривая и фотографируя незваного гостя. В книге Шерри Зонтага и Кристофера Дрю "История подводного шпионажа против СССР" написано, что американской подлодке "Филадельфия" удалось на глубине зацепить и оборвать часть секретного кабеля вместе с капсулой гидролокатора.
Больше недели атмосфера была накалена до предела.

Вадим Терехин, командир АПЛ К-324, раздал офицерам оружие, а также распорядился заминировать подлодку на случай возможного штурма, чтобы она не досталась американцам. Через несколько дней на помощь подводникам подошло советское судно-разведчик "Находка", а потом спасатель "Алдан", который отбуксировал субмарину на Кубу. Секретный кабель доставили самолётом в Москву для исследований. Подлодка своим ходом вернулась домой и была в составе флота до 2000 года, затем утилизирована.
Моряков не стали ни награждать, ни наказывать.

«Бой с тяжеловесом», 1984 год
Весной 1984 года в Японском море проходили военно-морские учения с участием США, Японии и Южной Кореи. Группу кораблей возглавлял большой авианосец Kitty Hawk ("Китти Хок").

В СССР не могли оставить такие манёвры без внимания: для скрытного наблюдения в поход отправилась советская атомная подлодка К-314. Пять дней слежки прошли нормально.

На шестой день погода испортилась, и, всплыв на перископную глубину, субмарина оказалась прямо на пути авианосца, но подводники заметили это не сразу. После запоздалой команды на погружение произошло столкновение: "Kitty Hawk" задел рубку и ударил в заднюю часть атомохода. А тот, в свою очередь, винтом вспорол авианосцу днище, проделав пробоину 4 на 6 метров. Из пробоины в море вытекла 1000 тонн авиатоплива. Американцы почувствовали удар, но поняли, что произошло, только когда вернулись на базу: в корпусе корабля застряла лопасть винта. Подлодка тоже получила серьёзные повреждения: она потеряла ход и через некоторое время всплыла на поверхность.

Винт был свернут набок. Тут же прилетели американские самолёты фотографировать секретную лодку СССР. Вскоре к месту аварии подошёл Советский военный корабль "Адмирал Виноградов" и буксир "Машук", который оттащил подлодку в ремонтный док.

Авария наделала много шума. Западная пресса недоумевала, как авианосец не заметил субмарину у себя под килем, а военные США отвечали, что неоднократно обнаруживали лодку и вообще несколько раз её условно потопили.

По возвращении на родину командира К-314 Александра Евсеенко отстранили от занимаемой должности и отправили служить на берег.
Подлодку в течение 5 лет преследовал злой рок, а за череду аварийных ситуаций её посчитали несчастливой и, в итоге, списали. Долгое время К-314 ржавела у пирса, дожидаясь утилизации в 2011 году.

Американскому авианосцу "Kitty Hawk" повезло больше: он был отремонтирован и служил ещё много лет.

Зимой 1992 года, через год после распада Советского Союза, в Баренцевом море произошёл один из самых известных случаев столкновения подлодок. США хотели знать, кому достался подводный флот СССР и где он расположен, поэтому на разведку к российским берегам была направлена АПЛ ВМС США SSN-689 «Baton Rouge» ("Батон Руж").

В это время К-276 "Кострома", которая отличалась новизной, бесшумностью и прочным корпусом из титанового сплава, отрабатывала учебные задания.

Вероятно, иностранцы хотели составить акустический портрет Костромы, чтобы в будущем опознавать её по звуку, но, подойдя слишком близко, потеряли объект внимания из виду. По плану учений российские моряки начали всплывать на сеанс связи и снизу вверх ударили рубкой в носовую часть "Батон-Руж". После удара американцы быстро скрылись с места аварии, а позже стало известно, что "Батон-Руж" получила серьёзные порезы, вмятины и царапины.

На заставке: К-276 после столкновения с АПЛ "Батон Руж"

Американское руководство посчитало ремонт слишком дорогим для пятнадцатилетней лодки, поэтому её вывели из эксплуатации. У "Костромы" была смята рубка, но за 4 месяца её починили. Инцидент получил широкую огласку. Место, где произошла авария, Россия считала своими территориальными водами, США - международными.

Согласно основной версии, в момент столкновения лодки не видели друг друга, однако есть мнение, что российские моряки, обнаружив шпиона, специально ударили его по корпусу. Манёвр даже получил неофициальное название - "удар локтем" - в честь командира К-276 Игоря Локтя.

Когда "Батон-Руж" вышла из состава флота, в честь этого события на рубке российского атомохода была нарисована цифра 1, как дань традиции: так делали советские подводники, обозначая количество своих побед. После ремонта К-276 продолжила службу в составе флота.


Рецензии