В плену воспоминаний...

Наша небольшая компания рыбаков, охотников и грибников, то есть любителей дикой природы, родом из Ташкента. И пусть мы своим существованием и не добавляем известности нашему любимому городу: он сам по себе и, благодаря многим поколениям его жителей, давно стал городом - легендой. Многонациональный, дружелюбный и солнечный он в трудные годы помогал, а, подчас, и спасал, и высоких интеллектуалов, и детей войны, и многих обездоленных жителей страны. А кто родился в нём, тот навеки сохраняет о нём самые светлые воспоминания. Да, я патриот этого удивительного города, я родился в нём. И только, чтобы узнать мир пошире, я отправился в один из старых университетских городов Сибири, где получил высшее образование. Я отказался от перспектив научного роста, которые мне там предлагались и вернулся в город моего детства, в город моего окончательного выбора. И дети, и большинство моих внуков родилось здесь. Трудно переходить от высоких слов к обычным, но надо. Долгие, почти тридцать лет, мы ездили нашей компанией ежегодно осенью недели на две на рыбалку на вторую по величине реку Средней Азии Сырдарью. Казахский посёлок Суткент, в районе которого мы проводили половину своего отпуска, находится в 230 км. от Ташкента. Несколько раз с нами выезжал академик Подрезов Олег Андреевич, бывший последнее время завкафедрой «Физика атмосферы» в Славянском Университете г. Бишкек. Он был научным руководителем одного из членов нашего «клуба». Кстати, он попал в четвёрку тех, кто вытаскивал из воды нашего рекордного сома, весом 130 кг. Про это можно прочитать в одном из моих рассказов. И вот в качестве благодарности, нам так показалось, за то, что был приглашён в наши поездки, он пригласил и нас в поездку за грибами, в район озера Иссык - Куль, где у них была метеостанция в ущелье реки Чон - Кемин в её среднем течении.

Упоминание о названии реки меня моментально вернуло на много лет назад, когда мы группой в семь человек прошли пешком из Алматы на озеро Иссык - Куль через два перевала. В долине между двумя хребтами, по ходу нашего движения мы прошли через маленький сай, вытекающий из крошечного «завального» озера. Подняться с нашей тропы, где мы перешагивали через сай до озеро хватало всего-то не более десяти минут. Зеркало озера было не больше пятидесяти квадратных метра. А под ногами ... А под ногами и вокруг были альпийские луга. Такой красоты и такого разнообразия растительности я никогда не видел. На одном квадратном метре были цветы всех цветов радуги. (Простите за каламбур). Высотой эти цветы как и другие представители флоры были не больше двух сантиметров. На этой же площади обязательно встречались и грибочки высотой меньше высоты цветов. Налюбоваться всласть невозможно. Я пытался ... Именно этот сай и был истоком реки Чон - Кемин, которая около дороги в пятидесяти километрах ниже Рыбачьего была  объёмом водосброса не меньше трёх Чаткалов. Чаткал - это самый крупный приток реки Чирчик под Ташкентом. Чаткал вбирает в себя воду со всего высокогорного Чаткальского хребта протяжённостью двести километров, и это только с одной стороны. Да, и предложение звучало столь заманчиво, что отказаться от него не смог бы даже хронически ленивый грибник. Ну кто бы отказался от прозвучавшего предложения: у вас будет столько грибов, сколько вы сможете увезти. Только вдумайтесь внимательно в эту фразу. Оказывается, всё дело в количестве крупнокалиберной тары и грузоподъёмности автомашин. Других причин для неудачи и быть не может. Года три прошло после первого предложения Олега Андреевича. В этот промежуток времени ещё один раз мы были рады увидеть его в районе Суткента. И вот, наконец, все сроки обговорены, и два жигулёнка мчат по дороге на Бишкек. В каждой машине по одному пассажиру. У Володи - его жена Татьяна. Анатолию повезло больше: его пассажиром был я. Что то я не то написал, ну, ничего, потом исправим ... К большому сожалению, с нами не было «нашего атамана», он должен быть на каком-то форуме энергетиков, проводимом на Иссык - Куле. Но по предварительной договорённости у нас всё-таки состоялась короткая встреча с ним в Бишкеке у дома, где жил Олег Андреевич. И для чего была запланирована эта встреча вы, мой любопытный читатель, ни за что не догадаетесь...  Догадались. Ну да, конечно, для передачи дополнительно пустой тары. «Атаман» передал её нам и укатил на свой форум. Его доля грибов будет обязательно нами учтена.

Через некоторое время к двум нашим машинам присоединилась и третья с четой Подрезовых. И вся троица двинулась в сторону загородной дачи Олега Андреевича, чтобы рано утром следующего дня отправиться в дальнюю дорогу в обещанный грибной Эльдорадо. Дачный участок был расположен на берегу узкой, но шумной горной речушки. Она как бы замыкала участок перед домом. Самим участком, похоже, никто не занимался. По его краям буйно росла облепиха и кусты ещё какой-то ягоды. Было прохладно и очень комфортно. По сравнению с ташкентской жарой, время было в начале августа, здесь был настоящий, но, похоже, мало оценённый рай. Рассвет застал нас в пути. Часа через три мы подъезжаем к мосту через могучую реку Чон - Кемин. Отсюда до Рыбачьего, посёлка на западном берегу Иссык-Куля, пятьдесят километров. Наш же путь по ущелью реки Чон - Кемин. Долог путь до обещанной метеостанции, но хорош. Дорога вполне прилична, пусть и узковата, но обочины широки и свободны. Справа широченная пойма реки, вся в зелени, в зарослях всё той же облепихи. Километры и километры этих зарослей. Каких-либо крупных посёлков мы не встречали. Небольшие группы домов иногда попадались на нашем пути, но они не создавали впечатления хорошо обжитого края. Зато пасеки были повсюду, особенно в первой половине пути. Неожиданно на противоположном берегу стали появляться склоны, покрытые тянь-шаньскими елями. Тянь-шаньскую ель называют сокровищем юго-восточного Казахстана. Это эндемик Центральной Азии, что растёт исключительно в горной цепи Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау на территории Казахстана и Кыркызстана. Зрелище удивительно красиво. И чем дальше, тем большие склоны становились заняты этими строгими и темно - зелёными красавцами. Сплошной лес из тянь-шаньских елей. И вот, наконец, и «наша» метеостанция. Аккуратное и чистое здание, стоящее на самом берегу реки. От него тянется металлический трос на противоположный берег, и на нём висит не что иное, как люлька. Это начало нашего завтрашнего пути через могучий поток горной реки Чон - Кемин в «очарованный» лес грибного Эльдорадо. Что же ожидает нас на том берегу? Завтра покажет.

Утро следующего дня встретило нас небольшим туманом, который быстро рассеялся и золотисто - голубое небо завладело всем в округе. Переправлялись через речку по двое. Женщины немного повизжали. Но шум горного потока сделал их «искреннюю» радость от процесса передвижения совершенно бесполезной. И вот, группа новоявленных грибников, пройдя часть оголённого склона, углубляется в сказочный лес. Грибы, - Ау, где вы? Полчаса блуждания по лесу, а результат нулевой. Смотреть на Олега Андреевича тяжело. Он искренне растерян, но делает отчаянную попытку спасти положение, и ведёт нашу группу вверх по оголённому склону вдоль кромки леса. Вдруг грибы в этом году обосновались повыше. Группа медленно поднимается по склону и через час оказывается над верхней кромкой леса. Пройдя по верхней части лесного массива горные туристы не встретили ни одного грибочка. Ещё на что-то надеясь, решили спускаться в средней части леса. А я в это время, стоя на открытом месте, наблюдал за удивительным процессом образования облаков. Ветра не было. Далеко внизу появляется небольшое молочно-белое облачко и со скоростью экспресса, по ходу меняя очертания и увеличиваясь в размере, устремляется вверх, огибая кромку леса и полностью растворяясь в воздухе недалеко от меня. За первым облачком сразу же появляется второе, третье и так далее. И весь этот «белый экспресс», бешено меняясь внутри себя, мчится вверх. Картина завораживает. Минут через десять всё прекращается, а впечатления остаются на всю оставшуюся жизнь.

Я догоняю свою группу. А там небольшая паника: спуск оказался намного круче, чем ожидалось. Нужно срочно выбираться из ловушки. Всё окончилось благополучно. Я ещё около часа побродил по лесу. Встретил случайно Анатоля, тот торжественно держал в руке что-то похожее на гриб и мы оба стали спускаться к переправе. По дороге я рассказал ему, как мы однажды оказались без грибов не из-за их отсутствия, а наоборот - при их избытке. Это случилось во время того же перехода из Алматы к Иссык - Кулю. Напомню, что мы были тогда ещё очень молоды и не опытны. Кто-то нам подсказал, что в горах мы можем встретить грибы, и мы, обменяв у какой-то кошары спирт на шматок сала, ждали встречи с ними. Ведь жаренные свежайшие грибы - это мечта любого, уважающего себя гурмана. Помните, в начале этого рассказа, я поведал вам об истоке Чон - Кемина. Так вот, тогда наша группа продолжила наш переход к Иссык - Кулю. Пройдя километра два, мы остановились на ночлег перед самым подъёмом на второй перевал с названием Ак - су. (4200 м.) В семь часов утра следующего дня мы начали подъём. Часа через два ступили на языковый ледник и шли с осторожностью по его краю, боясь возможных незаметных трещин. На прохождение ледника мы потратили целых пять часов, пока слева не увидели очень заметную тропу, которая круто уходила вверх по каменистому склону. Ещё через час и мы на перевале. С него далеко внизу, сквозь дымку просматривается голубое вытянутое по горизонту небольшое пятно - долгожданное озеро. Не могу отказать себе и не описать другой вид, открывающийся с перевала. Это вид с перевала на, так называемый цирк-почти круговое  обрамление  горными кряжами и горными пиками, верхней части ледника, нашего ледника, который «языком» как бы вываливается в свободную от горных выступов сторону. День был солнечный. Контраст белого снега, голубого льда и синего неба с тёмными, а местами чёрными скалами, создавали незабываемую сказочную картину. Спуск в Григорьевское ущелье до первых деревьев занял у нас ещё почти шесть часов. Для нас, возможно, очень уставших, спуск показался более тяжёлым, чем подъём. Четырнадцать часов в пути. Зато впоследствии проходили мы Григорьевское ущелье до самого озера целых трое суток. Курорт, да и только. После ночёвки у «первых деревьев», следующий день мы посвятили лёгкой «прогулке» вниз. Нам встречались низкорослые деревца, кусты, а между ними полянки с ярко зелёной травой, чистой до блеска. Впервые на этих полянках мы и повстречались с крупными грибами, которые росли и по одиночке и группами. Рассматривая эти удивительно красивые создания со снежно - белыми шляпками, мы гадали: съедобны ли они или ядовиты. Нашлись знатоки, которые утверждали, что юбочка на ножке, это признак ядовитых грибов. С этим выводом все согласились. И некоторое время спустя, ступив на очередную полянку, всю усеянную этими грибами, устроили нечто вроде «войнушки», закидывая друг друга этими крупными созданиями. И при дальнейшем спуске нам постоянно встречались эти грибы и в одиночку и семьями. Уже где-то на исходе третьих суток, когда они давно исчезли, нам встретился пожилой мужичок с полной корзинкой этих грибов. Лучше б он нам не встречался. От него мы с горечью узнали, что «войнушку» мы вели самыми настоящими белыми горными грибами, которые выгодно отличаются от подобных же степных ...

А что же с грибным Эльдорадо? Не верить академикам у нас не принято. Похоже, и ему, и нам просто очень не повезло. Но проверить это предположение мы так и не удосужились.


Рецензии