Никола Коларов. Журналист и подпольщик
Следует сказать, что в период 1923 — 1928 годов ВМРО оказалась на грани очередного раскола.
31 августа 1924 года, в горной долине невдалеке от города Пирин, были подло убиты легендарный лидер ВМРО Тодор Александров и его телохранитель Панзо Зафиров. Убийство произошло на глазах генерала Александра Протогерова. На протяжении ряда лет Протогеров выступал за тесное сотрудничество ВМРО с балканскими коммунистическими партиями — что было неприемлемо для Александрова и других заслуженных ветеранов!
В Музее Македонского освободительного движения (Скопье) представлена картина русской художницы Екатерины Камыниной «Смерть Тодора Александрова». На лесной поляне двое убийц нацелили на Александрова стволы... во время его беседы с Протогеровым. Один уже успел выстрелить: герою в спину! Другой, стоящий напротив Александрова, целится в него для контроля. Александров зажал ладонью рану на груди... а Протогеров продолжает вести с ним разговор, как ни в чём не бывало.
Разумеется, обстоятельства этого убийства прояснились не сразу. 3 сентября генерал Протогеров доставил прах Тодора Александрова в Софию и организовал торжественные похороны. По его версии, киллеры быстренько скрылись в лесу, не будучи опознаны... Однако ж, секретарю Александрова — Ванчо Михайлову — удалось раскопать и удостовериться в причастности Протогерова, который хорошо знал убийц, но не пожелал озвучить их имён.
7 июля 1928 года активист ВМРО Кирилл Дрангов организовал, по приказу Ванчо Михайлова, ликвидацию Протогерова. ВМРО раскололась на михайловистов и протогеровистов. Никола Коларов без колебаний взял сторону Ивана (Ванчо) Михайлова.
В 1931 — 1932 годах Коларов редактировал орган ММС «Млада Македония» («La Jeune Mac;doine»), выходивший в Париже. В 1932 году вернулся в Болгарию. Изучал право в Свободном университете, был оставлен на кафедре, преподавал международное право и дипломатическую историю (в 1941 году стал доцентом). Был избран членом Македонского национального комитета и Македонского научного института.
19 мая 1934 г. в Софии произошёл государственный переворот Кимона Георгиева и Дамяна Велчева. Кабинет Георгиева установил авторитарный режим, отодвинул в сторону царя Бориса III, распустил Народное собрание, отменил Тырновскую конституцию и запретил политические партии и организации, включая ВМРО. Многие деятели ВМРО были вскоре же арестованы (Иван Михайлов «Спомени» IV, стр. 394 — 396.) Ванчо Михайлов назвал этот переворот — «сербофильским». Запрет ВМРО и педалирование процесса сближения с Югославией давали основание для такого мнения.
Царю Борису III удалось поставить на место обнаглевшего узурпатора: 22 января 1935 г. кабинет Георгиева был отправлен в отставку.
Cостоя в период диктатуры генерала Кимона Георгиева (и какое-то время после неё) в рядах нелегальной ВМРО, Коларов с марта 1935 по декабрь 1936 гг. издавал газету «Обзор», а с января по июнь 1937-го — газету «Стожер». Эти газеты служили органами связи бывших активистов закрытых узурпаторами македонских организаций. В 1936 г. увидел свет очерк Коларова «П. К. Яворов и Тодор Александров», посвящённый дружбе двух выдающихся македонцев: вдохновенного поэта и маститого политика.
Никола Коларов был большим почитателем македонского историка и патриота Любомира Милетича. В некрологе, составленном в третью годовщину по смерти Милетича (1940 год) и опубликованном в журнале «Илюстрация Илинден», Коларов писал:
«Его имя, останется теснейше связано с освободительной борьбой македонских болгар. Милетич не отделял себя от той борьбы. Он болезненно переживал все те страдания, кои претерпевало несчастное болгарское население Македонии, в своей неотступной и величественной борьбе, всем жертвуя за правду и свободу. В той борьбе высветилась величайшая духовная сила. Той борьбе посвятил он часть своей жизни. И оставил памятники, кои сами по себе суть памятники творческого духа и несломленной воли македонского болгарина. Монументальный Македонский Дом, Македонский Научный институт, «Македонски преглед», мемуары македонских революционеров и другие дела, коими профессор Милетич украсил свой земной путь.» (Илюстрация Илинден, 1940, бр. 116, стр. 1-2. Перевод Михаила Девлеткамова)
19 апреля 1941 года Болгарская армия, по приказу Бориса III, двинулась на освобождение Вардарской Македонии и Западных покрайнин от великосербского гнёта (а вскоре началось и освобождение болгарских земель, оккупированных греками). Никола Коларов переселился в Вардарскую Македонию. С конца апреля 1941 года он состоял директором выходившей в Скопье газеты «Целокупна България». Там же он издавал историко-документальные сборники «Библиотека Целокупна България» и «Македония» (1943 г.). Пропагандируя идею «Целокупной Болгарии от белого Дуная до тёплого Эгея», Коларов неустанно обличал многочисленные преступления югославского короля Александра I Карагеоргиевича и сербскую «грандоманию». И подобно Ванчо Михайлову и Любомиру Милетичу, Коларов был сторонником македоно-хорватского альянса.
В сборнике «Слово край Вардар» («Библиотека Целокупна България», 1942 год) Коларов поместил свою статью «Мара Бунева — жизнь и подвиг». Национальная героиня Мара Бунева (1902 — 1928) 13 января 1928 года средь бела дня в городе Скопье всадила несколько пуль в сербского юридического советника Велимира Прелича, а когда её настигла югославская полиция — выстрелила в себя. Хотя формально Мара Бунева являлась убийцей и самоубийцей — Болгарская Православная Церковь (ещё не порабощённая тогда!) служила по ней панихиды, имя её прославляли митрополиты, епископы, архимандриты БПЦ. Убитый же ею Велимир Прелич был циничным негодяем, фабриковавшим многочисленные судебные процессы против болгаро-македонских патриотов. Обрекая их на пытки и казни! И Коларов сравнил подвиг Мары Буневой с позднейшим марсельским подвигом Владо Черноземского.
В 1942 году Коларов женился на дочери македонского героя Мише Развигорова. В 1943 году Ангел Узунов писал в журнале «Илюстрация Илинден»:
«Ныне Македония свободна и объединена с Матерью-Болгарией, и бессмертный дух Мише Развигорова да упокоится в мире!» (Илюстрация Илинден, 1943, бр.144, стр.2. Перевод Кирилла Козубского)
В том же 1943 году, в македонском Прилепе, было торжественно отпраздновано 100-летие народного училища «Свети Кирил и Методий», наречённого в честь Солунских братьев — болгарских просветителей. Приглашены были Тодор Попадамов (деятель ВМРО), Никола Коларов, министр юстиции д-р Константин Ицов Партов, генерал Иван Маринов (командаующий XV-й болгарской дивизией в Битоле), Битольский митрополит Филарет...
Сразу после государственного переворота 9 сентября 1944 года, произведённого пресловутым генералом Кимоном Георгиевым (но на сей раз - совместно с коммунистами-димитровцами), Никола Коларов перешёл на нелегальное положение.
В 1945 году Коларов был заочно осуждён так называемым Народным судом на 10 лет тюремного заключения (в ходе массового показательного процесса против журналистов Царской Болгарии). 1 июля 1946 года Коларов был объявлен государственным преступником и в Титовской Югославии. Целых 12 лет Коларов укрывался в церковном здании на окраине болгаро-македонского села Крумово (Кюстендилская область).
В 1956 году госбезопасность выследила Коларова. Он был брошен в Старозагорскую тюрьму, затем два года провёл в концлагере Белене. 12 сентября 1960 года тяжело больной Коларов был амнистирован по случаю юбилея 9 сентября.
Доблестный патриот умер от инфаркта через 4 месяца, 2 февраля 1961 года. На его погребении присутствовали Димитр Талев, Симеон Радев и патриарх Кирилл Болгарский.
Свидетельство о публикации №223062800464