Противоречие в диалектической логике

Чем отличается обычное противоречие от “диалектического противоречия”?

Ключевым свойством обычного противоречия является его… использование. Противоречие используется в формальной логике в качестве “указания на ошибку”. Если в результате рассуждений мы получаем утверждение, которое вступает в противоречие с нашим первоначальным утверждением, то это означает, что в рассуждениях кроется логическая ошибка. Отсюда требование, что любая претендующая на верность теория должна быть “внутренне непротиворечивой”. Или же возможен случай, что рассуждения верны, но ошибочным является наше первоначальное утверждение (допущение) – на этом строится метод доказательства “от противного”.

И в одном, и в другом случае мы сталкиваемся с требованием, что нечто “равное А” не может быть “равным не-А”. Черное не может быть одновременно белым. Идти не равно стоять. Больше не равно меньше.

Это и есть формальная логика. Ее основной закон – это “закон тождества”. Его суть:

А равно А и не равно не-А. Если же утверждается, что А равно А и одновременно равно не-А, то это называется “противоречием” и указывает на “логическую ошибку” (нарушение логики, неверное выполнение логических операций).

Но жизнь – это не формальная логика. Впервые это заметил Гегель, профессор формальной логики. Что это значит? Это значит, что каждое явление жизни содержит противоречие. И Майкл Джексон является черным и белым одновременно. А черные и белые обладают равными правами, что означает, что несмотря на то, что в каком-то смысле они разные (цвет кожи), в другом смысле они одинаковые (гражданские права), т.е. А и не равно не-А и, одновременно, равно не-А. Если же под черным и белым мы понимаем “плохое” и “хорошее”, то увидим, что любое плохое содержит семена хорошего и наоборот. Т.е. хорошее одновременно плохое, а плохое одновременно хорошее. …А уж меньшее является не только равным большему (права меньшинств), но и бывает больше большего (“лепта вдовы”).

Гегель показал, что противоречие является не “указанием на ошибку”, а “неотъемлемым свойством живого”. Что живое использует “противоречие” принципиально иным способом, нежели это делает формальная логика. Жизнь использует противоречие как “двигатель развития” (“борьба и единство противоположностей”).

А равно А и, одновременно, равно не-А – это ошибка и противоречие в формальной логике.

Но А равно А и, одновременно, равно не-А – это фундаментальное свойство любого живого, развивающегося процесса. Т.е. не ошибка, когда мы смотрим на живые процессы.

И далее Гегель, Маркс и Ленин пытаются развить иную, нежели формальная – т.е. диалектическую – логику. Основанную на том, что “противоречие”, выражаемое формулой “А равно А и, одновременно, равно не-А” – это не ошибка, а фундаментальный логический закон… но в пространстве другой логики. В диалектической логике.

И что именно так (“А равно А и, одновременно, равно не-А”) формулируется “закон тождества в диалектической логике”.

Под “живым” нужно понимать всё, что живет и развивается – человек, страна, экономика, биосфера, компания, проект, духовная или научная школа, история, любой общественный, социальный или экономический процесс.

Для каждого из них выполняется то условие, что какое-то время назад “он был совсем другим, оставаясь тем же самым”. Вы 20 лет назад были совсем другим… но это тот же самый Вы.

Первое, что нужно знать про “диалектическое противоречие” – это то, что это не ошибка, не указание на ошибку, а… начало принципиально другой логики.

Эта другая логика противоречит формальной логике, является “ошибкой” с ее точки зрения, как и любое противоречие типа “А равно А и не-А одновременно”. 

Эта логика называется “диалектической логикой”. Она занимается не математикой, а процессами. Жизнью. Ее первый и фундаментальный закон – “закон тождества” – звучит так:

Любое А равно А и, одновременно, равно не-А

Или можно сформулировать более радикально:

Каждое А является одновременно не-А.

По этой причине его же можно назвать “закон противоречия”.   

“Противоречие” – это разное, противостоящее друг другу. “Тождество” – это одинаковое до степени полной неразличимости.

Почему же один и тот же закон мы вправе назвать и “закон тождества”, и “закон противоречия”?

“Законом тождества” он является потому, что задает начальную аксиому оперирования логическими объектами, говоря: “Чтобы оперировать логическим объектом, мы должны задать (выделить) логический объект, и затем держаться за него, преобразуя. Если мы не будем держаться за него (если не прилепимся к нему), то рассыплется вся логика, потому что мы будем оперировать различными объектами, произвольно переходя от одного к другому. Лишь прилепившись, мы обеспечиваем непроизвольность, что и есть суть логики”.
 
Это важно в логике и в формальной, и в диалектической. В любой логике.

Но форма этого требования в формальной логике проще, а именно:

Мы замораживаем, консервируем объект. Он застывает, замирает, становится неизменным. Так мы обеспечиваем его идентичность. Так мы можем быть уверены, что прилепились именно к нашему, нужному нам объекту. Замораживая его, мы, тем самым, ставим клеймо, печать: “Наш объект”. Мы кладем наш объект в сейф. Чтобы сохранить его, чтобы его не подменили. В этом смысл требования “тождественности”. Это требование мы ставим как аксиому в основание нашего пространства логических операций и называем “законом” – законом тождества. Его формулировка в формальной логике: А = А. Или: “Объект равен самому себе”. 

Диалектическая логика работает с живыми, развивающимися, текучими, изменяющимися объектами. Здесь закон тождества также должен обеспечить “идентичность” объекта. При том, что объект меняется, и через какое-то время он уже не равен самому себе. А через какое-то время – вообще противоположен себе первоначальному. Но это – “тот же самый объект”. Хотя и “совершенно другой объект”.

Но логика остается только тогда, когда существует “непроизвольность”. Эта непроизвольность обеспечивается тем, что мы, взяв некий логический объект, продолжаем работать именно с ним (не заменяя его на другой объект). Но при работе с развивающимися, изменяющимися объектами – наш объект-то меняется! Становится другим.

Поэтому задача стоит так:

Обеспечить тождественность объекта, несмотря на то, что он меняется вплоть до своей противоположности.

Не обеспечишь тождественность – рассыпется логика.

Заморозишь – рассыпется жизнь. Исчезнет адекватность рассмотрения жизни.

В этом трудность диалектической логики. В этом сложность диалектического мышления, понимаемого как мышление на основе диалектической логики, т.е. логики работающей на аксиоме “то, которое не-то” (А = А и не-А).

Поэтому “А = А & не-А” – это формулировка “закона тождества” в диалектической логике. Или: “Объект равен самому себе, будучи не равен самому себе”.

Замечу, это то, что привнес в человеческое мышление Будда 2500 лет тому назад. Он называл это “Учение, которое не-Учение”. Через 1300 лет это превратилось в чань и дзен, суть мышления которых – “то, которое не-то”.

В то же время “А = А & не-А” – это “закон противоречия”. Потому что он гласит: “Любой логический объект в диалектической логике является воплощением противоречия”.

Так “закон тождества” является “законом противоречия” в диалектической логике. “Тождество” и “противоречие” сливаются в этом законе.

Так что же такое “диалектическое” противоречие?

Мало того, что это “противоречие, порождающее жизнь” (ведь, это определение относится не к самой диалектической логике, а к ее продукту, результату, которым является анализ явлений, адекватное рассмотрение процессов жизни). Если мы будем рассматривать “диалектическое противоречие” с точки зрения логики, то его нужно видеть как противоречие, с которого убрано фундаментальное свойство противоречия в формальной логике – свойство “логической неприемлемости”, “ошибочности”, “указания на ошибку”. 

Но это всё формальные признаки “диалектического противоречия”, т.е. признаки, не дающие глубинного понимания того, что есть “диалектическое противоречие”, не позволяющие на практике осуществить свое видение “диалектического противоречия”.

Не формальные признаки и свойства диалектического противоречия обсудим в главе "Противоположности и противоречия - часть 1".

 
Александр Клейн
28 июня 2023 г.


Противоположности и противоречия. Диалектическая проблема - часть 1
http://proza.ru/2023/06/29/1443


Рецензии