Болховские князья из Волховской земли

Болховские князья из Волховской земли. Расселение славян с севера


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Попробуем разобраться в происхождении князей болховских

          Болоховская земля: «Эта земля смутно упоминается в некоторых летописях и всегда в негативном ключе. Располагалась она на юг от Киевского и Галицкого княжеств вдоль рек Днестр и Южный Буг. Киевские и галичские князья считали её своей, однако местное население им не подчинялось. У него были свои князья, чьих имён летописи не называют, и свои города, названия которых всплывают лишь по случаю их разорения русскими ратями: Деревич, Губин, Кобуд, Кудин, Городец, Божьский, Дядьков. Историк Николай Костомаров считал, что болоховцы издавна управлялись князьями, не принадлежавшими к роду Рюрика. Первые упоминания о болоховцах относятся к середине 12 века.
          Историки до сих пор не решили, кем те были по этнической принадлежности. Одни считают, что это славяне; другие считают их волохами (на что указывает и название), т.е. романизированными племенами, родственными молдаванам; третьи полагают, что это были осевшие потомки кочевых тюркских племён. Неясно также соотношение болоховцев с другими группами тогдашнего степного населения: берладниками, бродниками, торками, берендеями, чёрными клобуками, ковуями и т.д.»(Из статьи канала «Кириллица» «Какие русские земли монголо-татары не тронули и почему» https://dzen.ru/a/YPEdk2NNIAgFPM7z)


          Отметим следующий факт: «В 1234 году: «Болоховские воины под руководством их князей снова участвуют в войне против Даниила Галицкого и опять на стороне Киева, князем которого в то время был Владимир Рюрикович. На этот раз болоховским князьям не повезло, галичане захватили их в плен и отвезли во Владимир-Волынский.

          Но вот что интересно, за них попросили черниговские и киевские князья, они требовали их не убивать и не калечить, а сохранить им жизни. Михаил Черниговский и Изяслав, князь киевский отобрали князей Губина, Божеска, Городца и Кобуда, которые вернулись к себе домой. Что характерно, оба князя назвали болоховцев своими братьями.» (из статьи «Болоховская Русь: последнее владение династии языческих князей славянских» https://dzen.ru/a/Y5nECpUSl0_sPvze)

          В тексте научной статьи Милошевич И.Н. (Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук) и Милошевич Л.Н. «ИСТОРИЯ ВОЛХОВСКИХ КНЯЗЕЙ (ЕЩЁ РАЗ К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЮРИКА» доказывается славянское происхождение Рюрика: «Рюрик являлся внуком (сыном дочери) одного из древнеславянских волховских князей, традиционно именуемого Гостомыслом. Эти положения, базирующиеся на обнаруженных авторами новых фактах истории дворянского (во времена Российской Империи) рода Волховских, .. . были резюмированы следующим образом:

          1. Боярско-дворянский род Волховских произошел от древнерусских волховских князей, потомки которых, проживавшие на территории Киевской земли, вошли в ее историю XII - XIII столетий как «особные» князья.

          2. Особенность «особных» волховских князей заключалась в отчетливо выраженном почтительном отношении к ним со стороны князей династии Рюриковичей, явно контрастировавшим с их отношением к другим древнерусским княжеским родам( отметим спасение их киевскими князьями из плена)

          3. Особое отношение к волховским князьям являлось следствием того, что Рюриковичи считали их своими единокровными родственниками, старшими в генеалогическом отношении.

          4. Содержание пунктов 1-3 в совокупности свидетельствует в пользу версии происхождения Рюрика из рода волховских князей. По существу, это новое подтверждение справедливости теории славянского происхождения Рюрика.»

          «Центральная роль принадлежит высказанной авторами идее о том, что так называемыми болоховскими князьями, якобы проживавшими в XII-ХIII столетиях на территории Киевской земли и считавшимися «особными» (т.е. особыми, особенными), в действительности были волховские князья, ранее владевшие бассейном реки Волхов, которые в этот период уже обитали на Киевской земле, непосредственно во владениях великих киевских князей. Ключевым моментом для понимания существа вопроса является, по мнению авторов, исторический эпизод пленения и последующего освобождения «особных» князей, который полностью раскрывает смысл определения «особные» и в результате подтверждает авторскую идею. При этом вся имеющаяся информация об «особных» князьях получает свое объяснение и позволяет с уверенностью идентифицировать их как волховских князей.»

          Авторы отмечают, что «Таинственность и загадочность, окружающие «особных» князей, исчезают, если согласиться с тем, что они - это древнеславянские волховские князья, из рода которых вышел Рюрик.

          Для полноты картины следует добавить, что так называемые болоховские князья часто отождествлялись с болховскими князьями, Рюриковичами, однако о тех известно, что они появились уже после рассматриваемых в событий (родоначальником значится Иван Андрианович по прозванию Болх, Ольгович, княживший на рубеже XIV - XV столетий ) и исторически не связаны с Киевской землей. По всей вероятности, прозвания, присвоенные…

          «Идея о том, что «особными» в свое время считались именно волховские князья, возникла при сопоставлении обнаруженных авторами новых фактов истории рода потомственных дворян Волховских, а именно: один из представителей семейства Волховских, живший в XIX столетии, «вел свой род от князей волховских, которые некогда княжили на реке Волхове», несколько представителей разных поколений полтавской ветви семейства Волховских, владевшей богатым малороссийским поместьем Мойсевка, публично именовали себя князьями.

          Эти факты, относящиеся к истории одного рода, говорят о том, что он не только не оборвался, как это произошло с другими древнеславянскими княжескими родами, но практически даже не утратил своей знатности.»

          Авторы подчеркивают, что роды князей не рюриковичей при захвате власти были просто уничтожены: «К концу X столетия Рюриковичи извели всех удельных князей древнесла-вянского происхождения и уничтожили всех не относящихся к их династии князей из своих же соплеменников-варягов, поставленных еще Рюриком, например: Олег - киевских князей Аскольда и Дира (в 882 году), Владимир I Святославич - полоцкого князя Рогволода (в 980 году; это был последний на Руси не-Рюрикович во княжении [6, с.248]). После устранения (фактически - ликвидации) не-Рюриковичей князьями в Киевской Руси остались только Рюриковичи и... Волховские, род которых еще в конце XIII столетия являлся княжеским (сохранившись в летописных преданиях того периода, как мы теперь знаем, под ошибочным прозванием болоховских князей). Это - исторический факт (в свете его становится очевидным, что только к волховским князьям может относиться вышеприведенное мнение кн. Долгорукова о единственном княжеском роде в древней Руси, не принадлежавшем к дому Св. Владимира, т.е. к Рюриковичам), как и то, что дворяне Волховские до последних дней Российской Империи считали себя и воспринимались обществом потомками древних удельных князей, некогда властвовавших на волховско-новгородской земле.»

          О переселении славянских племен с севера Русской равнины писал советский археолог, историк директор Государственного Эрмитажа Артамонов Михаил Илларионович в работе "Спорные вопросы древнейшей истории славян и Руси", написанной ещё в 1940 году отмечал, что: «В русской историографии не раз возрождалась гипотеза о колонизационном движении славян с юга на север, из среднего Поднепровья на Волгу или на Волхов. Таким образом будто бы расселялись праславяне, этими путями уходили киевские славяне от разорения, причиняемого кочевниками».

         И делает сенсационное заключение: «В действительности основное движение в древности происходило в прямо противоположном направлении. Целый ряд данных свидетельствует, что в VII—VIII вв. происходила весьма существенная передвижка населения с севера на юг, которая и привела к окончательной консолидации восточного славянства.», доказывая это имеющимися данными по археологическим памятникам среднего Поднепровья VIII—IX вв.: «То нетрудно заметить, что характерные для первой половины и середины I тысячелетия неукрепленные селища и громадные поля погребений сменяются курганными погребениями и примитивными городищами так наз. роменского типа. …Анализ материалов роменских городищ и сопутствующих им курганов приводит к выводу, что они оставлены населением, пришедшим с севера ... на Десне, в верхнем Поднепровье и в верховьях Оки. В области левобережья пришельцы составили племенной союз, известный под наименованием северян, что, может быть, соответствует их происхождению.»

         Как писал Ф. Абрамов "Во мне все задрожало, когда я первый раз оказался на новгородщине и услыхал названия ... и тут я понял: это моя прародина"


Рецензии