Дела житейские

Пролог

В 90-х годах на базе лаборатории патофизиологии НИИ травматологии и ортопедии была создана научно-медицинская фирма «Исцелитель». Я был не только руководителем лаборатории, но и ее основателем. Лицензия на все виды медицинской деятельности давала возможность сотрудникам оказывать разные медицинские услуги населению, хотя поначалу мы трудились только в области наркологии.

Однажды пациент, которого я лечил от алкогольной зависимости и гепатита, решил надо мной подшутить и спросил: «А правда, док, что после реинкарнации у меня будет новая печень?». Я ему в той же манере ответил: «Конечно, только это может быть и печень трески».

Пациента вылечил и со временем он как-то незаметно вписался в наш коллектив. До болезни Александр Дудник работал врачом в стоматологической поликлинике.

Через некоторое время в нашем НИИ закрыли стоматологический кабинет. Поскольку я был еще и материально ответственным лицом, профоргом института и председателем комиссии по списанию медицинского оборудования, постарался сделать так, чтобы содержимое стоматологического кабинета было списано, но не выброшено. Вскоре при «Исцелителе» мы открыли стоматологический кабинет, в котором стали работать два специалиста. Одним из них естественно был Дудник. Замечу, стоматологическая деятельность большой прибыли не приносила, но позволяла лечиться и протезироваться бесплатно не только нам, но и членам многочисленных комиссий.
О Дуднике и о карме я вспомнил не случайно, поскольку давно собирался найти нить, связанную с клубком нерешаемых людьми проблем. Найти и попытаться этот клубок распутать. Мы в своей жизни часто сами от себя отталкиваем успех, создаем конфликты, трудности, неурядицы и теряем здоровье. А ведь мы можем жить, руководствуясь принципами любви, добра, милосердия, сострадания, понимания друг друга.

Многие религии и наука дают разнообразные рецепты улучшения нашей жизни. Буддисты, например, в понятие кармы вложили закон, определяющий как поведение людей влияет на их судьбу. Они первые обратили внимание на связь знаков нашего тела с характером личности и возможность прогнозирования отдельных эпизодов нашей судьбы по линиям ладоней. Буддизм, конечно, древнее мировоззрение и как все древние знания содержат в себе много мистического. На мой взгляд, со временем, очистившись от мистики, он вполне может дополнить современную философию, психологию и медицину. Я же хочу на примерах судьбы Александра, моих соседей по дому, да и моей собственной жизни показать, как может на определенном отрезке времени распутываться клубок некоторых житейских проблем.
 
1. Старый дом

В 2005 году «Исцелителя» уже не было, и Александр долгое время оставался без работы. Когда весной я купил квартиру, он вызвался помочь мне с ремонтом. Дом был одноэтажным, довоенной постройки. Помещение имело ужасный вид: дырявый пол, просевший потолок, плохая наружная электрическая проводка. В квартире отсутствовали водопровод и канализация, а печное отопление разрушено. В целом дом готовили под снос, но я об этом не знал. Мне срочно требовалось недорогое жилье, так как арендовать жилплощадь, как раньше, я уже не хотел. Наверное, сказывался возраст, пятьдесят лет. Я уже начал задумываться о своем угле в старости. В общем, купил я квартиру за бесценок и сохранил еще часть денег на ремонт.

Преобразования квартиры затянулось надолго, хотя Александр с задачей бригадира и снабженца справлялся хорошо. Правда, не всегда мог объяснить расходование выделенных средств. Но я не отчаивался, дожидаться, когда все закончится не стал, и переехал туда жить. Мне на новом месте было и комфортно, и интересно. В доме для меня все время что-то происходило впервые. По ремонту и реконструкции помещения строители воплощали в жизнь любые мои пожелания, что мне нравилось. Я познавал мир с иной стороны, с которой его раньше не знал, проживая в благоустроенных квартирах. Мне приходилось учиться жить и выживать в новых условиях, вникать в тонкости ремонтно-строительных работ, в быт и судьбы непростых людей, оказавшихся со мной в одной связке. Я наблюдал, как Александр находил общий язык с соседями, на первый взгляд, не очень дружелюбными, и сумел с некоторыми из них  сблизиться.

Со временем были восстановлены подвал и пристройка к дому. В ней я оборудовал санузел с ванной, душем, раковиной, унитазом и бойлером. Некоторые друзья, избавляясь от старой мебели, дарили ее мне. От них ко мне перешли холодильник, шкафы, полки, столы, стулья, кровать, а также диван, кресло, ковры и всякая кухонная утварь. Часть мебели пошла на внутреннюю отделку помещения.

Поскольку у дома имелся участок земли, я постепенно стал возводить разные пристройки. Для встреч с друзьями появились под тенью деревьев столы, лавочки, беседка. Затем соорудили летнюю кухню, душ, туалет, солярий, бассейн, летние комнаты для отдыха и сараи для хранения угля и дров. Нашлось место и для небольшой пасеки, состоящей из пяти ульев. В целом строительство длилось более десяти лет и этот бесконечный процесс особенно радовал наемных работников, поскольку гарантировал постоянный заработок.

Дудник, выполнив свою первоначальную задачу, передал бразды правления рабочим коллективом мне, стал устраивать свою личную жизнь и вскоре женился на молодой студентке. При этом он часто навещал меня на работе, а когда приходил домой, то по старой дружбе заходил к соседям и долго с ними беседовал.
 
Александр обладал способностью абстрагироваться от реальной жизни, имел чрезмерную самооценку, был излишне самоуверен, и это не могло не сказаться на многих его начинаниях и намерениях, в том числе на трудоустройстве по специальности. В конечном итоге эти его качества привели к разочарованиям в жизни, а по причине не востребованности - к нервным срывам. Лет через пять после начала строительных работ Саня «раскодировался» и вернулся к употреблению спиртных напитков. Разумеется, это отразилось на семейных отношениях и усугубило жизненные проблемы.

А однажды он попал в аварию, получив удар и ушиб тела с переломом бедренной кости. Лечение по разным причинам он завершить не смог. Впоследствии я помог ему оформить инвалидность. Его бывшая супруга, окончив вуз, развелась с ним и уехала по распределению в другой город.
 
 Обладая высшим образованием, широким кругозором и хорошо  подвешенным языком, Александр вскоре снова нашел женщину и стал с ней жить. Его новую спутницу звали Ириной. Она, как и он, была в разводе, жила на съемной квартире, воспитывала сына подросткового возраста, получала от бывшего и состоятельного мужа алименты и ко всему прочему была свободным художником, исповедовавшим буддизм.
Неудивительно, что свое мировоззрение она вскоре передала Александру. Он стал читать в переводе с индийского языка Веды и другие священные писания. И если раньше друзья за умение красочно сочинять небылицы, которые чаще всего касались его «военного» прошлого, называли Александра Сказочником, то теперь он стал Буддистом. Лексикон его обогатился новыми словами: «карма», «сансара», «майя», «мокша», «йога».

В доме, который так никто и не снес, я прожил более восемнадцати лет. За это время в нем сменились соседи из второй квартиры, случился пожар в пятой квартире, умерли восемь человек. Дом в 2015 – 2017 годах трижды попадал под обстрел украинской артиллерии. После разрушений, причиненных разрывами, я дважды менял остекление, перекрывал крышу, укреплял стены и даже восстанавливал семьи пчел, погибших от обстрелов.

2. Соседи

Не стану скрывать, мои отношения с жильцами дома складывались по-разному. С одними соседями мы ладили, помогая друг другу в житейских мелочах, приглашали друг друга в гости на дни рождения и общие государственные праздники. Для этой части жильцов я был еще и консультантом по медицинским вопросам. Таковые жили в пятой и шестой квартирах (моя располагалась перед ними). Третья была брошенной. А вот жильцы второй и первой квартир не хотели, чтобы я и мои знакомые проходили по их территории и громогласно возмущались, когда такое случалось. Им нельзя было объяснить, что собаки соседей с другой стороны дома просто не пропускали моих работников и знакомых через охраняемую ими территорию. Во избежание ненужных конфликтов пришлось очистить мусорную свалку, располагавшуюся рядом с моим земельным участком, и построить булыжную дорогу, выходившую на соседнюю  улицу.

Несмотря на разные неприятности и катаклизмы ко мне по-прежнему приходили друзья, и мы вместе с ними отмечали самые важные события. Среди них, как правило, был и Дудник. Он часто заводил разговор о негативной родовой карме моих соседей, особенно живших в пятой квартире.

Однажды он сообщил о преждевременной смерти сына соседки Нины, которая за два года до этого сгорела. Аргументы Александра по поводу негативной родовой кармы семьи соседей заставили меня задуматься. И мы с вами, читатель, разберемся в этом. Правда, делать выводы вы будете сами.
 
Начнем с соседей по фамилии Ткаченко. Когда я приобрел квартиру, то в пятой квартире проживали бабуля, Наталия Абрамовна, 76 лет, ее сын Анатолий, 55 лет, жена Анатолия Нина, 53 лет. У супругов было двое взрослых детей, живших отдельно.  Старшим ребенком был Дмитрий, младшим – Анна. У Дмитрия самого было двое сыновей. Анна была замужем, но детей у нее не было.

У главы семейства за год до моего заселения в дом врачи диагностировали рак толстой кишки, выполнили операцию с выделением кишки наружу и сформировали колостому (противоестественный задний проход). Из основных сопутствующих болезней: сахарный диабет и гипертоническая болезнь. До болезни Анатолий работал в шахте. Алкоголем не злоупотреблял, но курил. Сосед к приятельским отношениям не располагал, сомневался во всем и мало доверял медикам. Поначалу он со мной даже конфликтовал, но после того как я разрешил ему подключиться к моей канализационной системе, успокоился. По настоянию жены он даже стал прислушиваться к моим врачебным рекомендациям и в течение полугода употреблял препараты, направленные на коррекцию нарушенного обмена и  иммунитета. Потом лечиться устал, перестал соблюдать противораковую диету, а из лекарств сохранил только инсулин и антигипертензивные препараты. До конца жизни он ни на что не жаловался и с момента диагностики рака прожил в общей сложности около пяти лет.

Наталия Абрамовна имела довоенное начальное образование. При этом много читала, причем без разбора, все, что попадалось под руку – книги, газеты, журналы. Она любила разговаривать со всеми, кого встречала на улице, знала большинство живущих в округе людей и в отличие от сына была со всеми дружелюбной. Старушка также знала, кто из знакомых проводит ремонт и в нужное время появлялась с тачкой, выпрашивая у хозяев и строителей какой-либо стройматериал: песок, щебень или кирпич. Все полученное она аккуратно складывала у забора в своем огороде – на всякий случай, вдруг семье понадобится. Старушка жила заботами близких, необыкновенно любила внуков и правнуков, которые к ней приезжали летом. Однако сын и невестка не очень-то ее понимали и ценили. После смерти Анатолия отношения с Ниной значительно усложнилась. Создавалось впечатление, что невестка ее просто не замечала, а между тем возраст и болезни свекрови брали свое. Узнав, что у Натальи Абрамовны высокое артериальное давление, я посоветовал Нине принять меры, но та буркнула, что свекровь больше притворяется. Для контроля гипертензии я решил покупать бабушке лекарства, и они действительно облегчали ее самочувствие. В 2014 году Наталия Абрамовна умерла от инсульта.

Во время поминок свекрови Нина попросила меня запечатлеть всех родственников на фото. Я исполнил ее желание, правда, Аня, ее дочь, все время сопротивлялась съемкам, закрывая лицо руками. Мне было непонятно такое ее поведение, хотя я знал о ее несносном характере, поскольку мне и раньше приходилось с ней общаться. Девица была молода, красива, хорошо одевалась. Замужем была за каким-то крупным бизнесменом. На соседей матери Анна смотрела свысока, не скрывала к ним пренебрежения, а беседовала буквально через зубы. В начавшемся конфликте Донбасса с Киевским режимом она была на стороне украинских нацистов, а в высказываниях была безапелляционной, хотя во многом ошибалась, и опиралась на примитивные факты и вымыслы.

В начале 2015 года мы узнали о внезапной смерти дочери. Для всех ее родственников и знакомых это известие свалилось, как снег на голову. Выяснилось, что смерть Анны была вызвана раком шейки матки. Девицу лечили по всем правилам искусства лучшие специалисты-онкологи, применяя, как в этих случаях и положено, цитостатики – противоопухолевые средства, подавляющие рост и размножение не только раковых, но и других клеток организма, а потому очень токсичные. Между прочим, в отношении больных раком шейки матки, у меня уже был опыт их излечения. На папилломавирус, вызывающий рак шейки матки, я использовал противовирусные препараты, и я мог бы Анне помочь, зная о ее болезни и соответствующей просьбе.
 
В августе 2018 года в нашем доме в пятой квартире случился пожар, во время которого Нина погибла. Пожарные посчитали, что его причиной было короткое замыкание в электрической проводке.
 
О пожаре расскажу подробнее, что поможет разобраться в некоторых вопросах и моей кармы.

Все началось в субботу днем, когда я работал на компьютере. Стал мигать свет, послышалось какое-то громкое шипение и потрескивание, появился запах горевшей пластмассы. Открыв дверь во двор, я увидел во всю пылающую веранду соседей и сразу же позвонил в противопожарную службу. Мне ответили, что по нашему адресу машина выехала. Я бросился набирать воду в ведро и тушить горевший пластик, которым были покрыты деревянные стены веранды. Однако мои усилия были напрасны: огонь охватил все строение. Но самым страшным было то, что пожар начинался не с веранды, которая уже сгорела. Пылало все внутри квартиры. Стекла разлетелись, огонь из окон вырвался наружу, начала полыхать крыша дома. Огонь перекинулся с пятой на шестую квартиру.

Наконец-то приехали пожарные машины. Бойцы протянули пожарный рукав со стороны первой–третьей квартир, сломав забор, которым от меня огораживались соседи, забрались по лестнице на крышу, проломили ее и стали изнутри чердака заливать огонь. Другие отделения пожарных заливали водой огонь внутри пятой квартиры с другой стороны дома. Вокруг дома собралось много народу, прибыла полиция, сотрудники МЧС и следственного отдела, подтянулись соседи и просто любопытные.
И тут мне стало не по себе: в шкафу квартиры было несколько охотничьих и малокалиберных ружей, патроны, но, главное, саквояж с более серьезными боеприпасами. В нем лежало около десятка гранат Ф-1, столько же  ВОГ-ов, сотня патронов с магазинами и россыпью. Сумку в 2016 году на хранение оставили демобилизованные друзья. Они посчитали, что дом профессора – это самое надежное место для хранения такого имущества. Принимая на хранение багаж, я понимал, что гражданская война в стране приобретала затяжной характер и все, что находилось в сумке, еще могло пригодиться. Тогда о возможности пожара в доме никто не помышлял. Теперь же создавалась реальная угроза взрыва боеприпасов. Во время тушения пожара я трижды забегал задымленную квартиру, чтобы убедиться, что огонь не добрался до опасного багажа. Вынос сумки во двор был бы опасным решением, поскольку вызвал бы интерес у полицейских. В последний раз, когда я заглянул в комнату, там уже был не пожар, а потоп.

Тело обгоревшей соседки вынесли из дома и оставили у порога. Обуглившиеся останки тела были небольшого размера и без части конечностей. Ужасное зрелище. Мне в это время почему-то вспомнилось как Нина в годовщину смерти дочери на кладбище, обращаясь к Богу, просила для себя скорой смерти. Наверное, не такой…
 
После похорон матери сын Нины крепко запил, но периодически появлялся в сгоревшей квартире. Со временем я попытался найти человека, готового купить сгоревшую квартиру, но Дмитрий не хотел уступать в цене, да и с постоянно выпившим человеком покупателю было трудно иметь дело. В конечном итоге сгоревшая квартира оказалась брошенной. Мне пришлось утеплять свои стены и перекрывать большую часть крыши соседей. Зимой, ранней весной и поздней осенью в  результате последствий пожара в моей квартире стало холодно и неуютно, а стоимость при этом печного и электрического обогрева вместе взятых била все рекорды…
Дмитрия я знал плохо. Слышал только, что он занимался каким-то мелким бизнесом, что вел свои дела крайне неудачно и часто, как говорили знакомые, «попадал на деньги» и потому многим был должен.
 
Со слов Дудника, умер Дмитрий у крыльца своего дома, ударившись во время падения головой о ступеньки. Конечно, в это время он был пьяным.


3. Родовая карма

- Так ты хочешь объяснить мне череду смертей в семье Ткаченко? – спросил я, когда Дудник в очередной раз поднял эту тему.
 
 – Конечно. Просматривается картина негативной кармы рода, - ответил товарищ. - Да и у каждого члена этой семьи, я так думаю, с этим было не все благополучно.
Поясню читателю. В буддизме кармой называют разные действия людей, которые те совершали, совершают или могут совершить в будущем. Память обо всех действиях индивида сохраняется. Не буду уточнять где. За каждое свое действие человек отвечает, причем в настоящей или в будущей жизни. Благородные и неблагородные поступки всегда отрабатываются в реальном существовании того или иного цикла перевоплощений человека. За хорошие деяния человек приобретает счастье и блага, в том числе при рождении - хорошую семью, за плохие – страдания и опыт. В карме реализуется закон справедливости: то, что человек в жизни нарабатывает, то он и получает – не больше и не меньше. К примеру, украл –украдут и у тебя, обидел кого-то, обидят и тебя. В законе кармы главное: справедливость обязательно восторжествует, если не в этой, то в следующей жизни. Реализованная в настоящей жизни человека карма образует его судьбу. Но карму, как полагают буддисты, изменить можно.
 
Будда в своем учении дал объяснения страданиям человека, показал, что их причиной являются человеческие желания. Чтобы человеку избавиться от страданий - надо контролировать свои эмоции, пройти определенный путь развития души и наработать положительный жизненный опыт. Выполняя предписанные Буддой правила существования и медитируя человек развивает свою личность и душу и в конечном итоге достигает просветления и блаженного состояния, именуемого нирваной. После этого круг перевоплощений оканчивается, и зрелая душа уходит в другой мир, являющийся аналогом христианского рая.

Наряду с индивидуальной кармой в буддизме есть понятие «семейная карма» или «карма рода». Под ней понимается совокупность действий и происшествий, сделанных и пережитых предками, которые сказываются на жизни последующих поколений. При позитивной родовой карме все члены семьи живут праведно в любви и заботе друг о друге, семья процветает. При негативной карме семья живет с отклонениями от идеала: постоянно ссорятся, дерутся, судятся друг с другом, чередуются неудачи, финансовые провалы, выявляются  родовые болезни, случаются самоубийства и убийства. Судьба людей с негативной семейной кармой ставит их перед серьезными испытаниями. Однако отработать негативную родовую карму не так-то просто. Каждому члену семьи придется подавлять свой эгоизм, не совершать даже при сложных жизненных обстоятельствах недостойных поступков, жить в дружбе, в любви и заботе друг о друге. Признаками негативной родовой кармы являются повторы событий в семье – болезней, травм, неудач в браке, в карьерном росте и даже в смертях  членов рода. Люди в таких семьях постоянно как бы наступают на одни и те же грабли и при этом ничему не учатся.

- У твоих соседей, вероятно, были неисполненные обязательства перед Высшими силами, социальным окружением и собой, - продолжил размышления Александр. – Эти обязательства и образуют родительский кармический долг, а адресатами кармического наказания часто становятся дети.

- Давай в разговоре не применять такие слова, которые не имеют четких определений. Это я о «высших силах». – Сказав это, я решил сразу оговорить некоторые термины, с которыми я не согласен, поскольку и без них можно найти объяснения поступков людей в рамках современного знания. – Буддизм – это не столько религия, сколько философия, результатом которой является мировоззрение. Современная наука не может исключить реинкарнацию человека, а поэтому я принимаю этот термин с определенной долей условности. Что же касается термина «карма», то он, по-моему, свободно может применяться только в отношении действий и событий, происходящих в рамках одной реальной человеческой жизни, ведь каждый индивид живет в соответствии со своими убеждениями, морально-этическими принципами и поступками. Разумеется, все важные убеждения и совершенные человеком поступки влияют на его судьбу. Саму же карму, как и судьбу человека, с определенной долей вероятности можно просчитать по его характеру, психическим и физиологическим реакциям, даже по отдельным морфологическим признакам на теле человека. Кстати такие признаки не постоянны и могут изменяться во времени. Все зависит от человека.

- Вот и я хотел бы сначала несколько слов сказать к чему приводит нарушение правильного восприятия мира. Потом можно будет выявить, что не так было в поведении наших соседей, - воодушевился возможностью поговорить на любимую тему Александр. – Буддизм утверждает, что все живые существа страдают, а их причиной являются: не только желания, но и привязанности, сильные стремления и неудовлетворенность. Страдания полностью прекращаются только после достижения индивидуумом состояния нирваны. К нирване ведет «Благородный восьмеричный путь». Иными словами, для этого человек должен выполнить восемь предписаний. Они как в христианстве – заповеди. Уточняю на всякий случай, какие это предписания: реалистическое воззрение, благородные намерения, грамотная речь, хорошее поведение, здоровый образ жизни, а также правильные усилия, запоминания и сосредоточения.

- Здесь, наверное, ключевое слово «правильные», -  сделал я акцент на перечне предписаний.

- «Правильное поведение» - означает воздержание от насилия, лжи, воровства, прелюбодеяния,  употребления наркотических веществ и алкоголя, -  отреагировал на мою реплику Александр. – «Правильное» - это еще и равномерное удаление в своих желаниях и поступках от крайностей всего и во всем. Например, жизнь человека должна в одинаковой мере быть далека как от роскоши, так и от аскетизма, как от достижения спортивных рекордов, так и от гиподинамии и т.д. Нарушение этих восьми предписаний наказывается по закону кармы. Из соответствующих действий образуется отрицательная карма. Она может накапливаться и вызывать страдания, а страдания – ограничивают развитие личности и возможности ее просветления в дальнейшем. Страдания и страсти усиливают вращение  колеса жизни по кругу новых рождений и смертей.

Но если положительный потенциал личной кармы станет больше отрицательного, - добавил с воодушевлением Александр, - то негатив будет нейтрализован. И наоборот, он может отягощаться родовой кармой. Выход из-под влияния родового кармического долга доступен только для людей с высоким уровнем духовного и личностного развития. Чего, вероятно, не было у детей Нины.
 
- Ладно, не буду спорить по отдельным пунктам твоей трактовки мировоззрения буддизма, - согласился я. – А почему ты сам не все предписания Будды выполняешь? Как минимум трезвость – это сейчас не твое правильное качество или я ошибаюсь? – Увидев, что товарищ обиделся, я задал ему еще несколько других уточняющих родовую карму вопросов: - Возможно, что у семьи Ткаченко  отрицательная родовая карма, но что из этого следует? Кому теперь это интересно знать? Тебе это понятно, мне, наверное, уже тоже. Жена Дмитрия с детьми давно уехала к родственникам в Израиль. Если она или ее дети с ней или без нее когда-нибудь вернутся домой, то будут ли они задумываться о негативной карме своего рода, а тем более гореть желанием ее исправить?
 
- Согласен с твоими доводами, - ответил Александр. – У каждого рода есть свои задачи. Они должны быть решены и отработаны из поколения в поколение родственниками. Но в одном поколении они могут и не отрабатываться. Знать о негативной карме важно живым, и, конечно, больше тем, кто еще молод, кто пытается еще чего-то в жизни достичь или стать на путь развития и просветления. Если жена Дмитрия приедет, я попытаюсь с ней поговорить…

-  И расскажешь ей, как надо в соответствии с принципом равнозначного возвращения долгов отрабатывать негативную родовую карму? – вырвалось у меня. – Она что, раскроет тебе все семейные секреты? Ей, может быть, нужен семейный психолог или даже священник! А будет ли она разговаривать на эту тему, я сомневаюсь. Людям, которые имеют негативную родовую карму, конечно, полезно знать, какова цель создания семьи и на чем должны основываться семейные отношения ее членов. Но об этом с ними должны говорить не ты или я, а специалисты. Кстати, сам ты хоть понимал, когда женился на студентке, что супруги должны быть дополнением один другому, а их семейные отношения должны строиться не только на сексе и себялюбии? У тебя должна была уже быть более зрелая любовь… Заботились ли вы друг о друге в должной мере, дополняли ли вы один другого?  Вы отказались от своих эгоистических устремлений? О продолжении рода я молчу.  А что может быть построено на иллюзиях?

- В брак люди вступают по любви для дружбы и счастья. Но… не все понимают, на чем должны базироваться долговечные семейные отношения, - с грустью в голосе произнес Александр. – Во всех мировых учениях сказано, что мужчина – добытчик и кормилец, а женщина, как жена, должна рожать, воспитывать детей и быть хранительницей семейного очага. Я старался соответствовать своей роли, но, возможно, кармический долг не выполнил.

- Ладно, как говорится, проехали. – Неожиданно мне в голову пришла идея. - Давай проверим, были ли на ладонях покойной Анны следы негативной родовой кармы? Я вспомнил, что когда фотографировал родственников Нины на поминках Натальи Абрамовны, Анна закрывала лицо руками и на снимках оказались видимыми четкие линии ее ладоней. У меня в компьютере сохранились их фото. Как отмечали древние индийские хироманты: «послания Судьбы надо искать на руках». Так?

- Было бы интересно узнать, - согласился товарищ. – Помню, ты собирал оттиски рук всех сотрудников, знакомых и пациентов. Даже мои отпечатки ладоней должны быть у тебя. Прошло более двадцати лет! А что ты еще не забросил увлечение хиромантией? И вообще, что это тебе дало?

- Периодически я возвращаюсь к чтению литературы по хиромантии, - ответил я. - Никак не могу оставить попытку разобраться по кожным рисункам ладоней с признаками отдельных заболеваний людей. И я не тороплюсь  – не удастся разобраться в этой жизни, сделаю это в следующем воплощении. Я правильно понимаю учение Будды?

- Мне звонят по телефону, извини, - после этих слов Дудник, что-то ответил звонившему и пообещал скоро приехать. Обращаясь ко мне, он сказал, что есть срочное дело, надеется, что тему по хиромантии и родовой карме мы закончим позже. Пообещал заглянуть ко мне домой на днях.

Воодушевившись идеей найти на фотографиях ладоней Анны признаки негативной родовой кармы, я засел за чтение и анализ соответствующей литературы. Заодно решил посмотреть отпечатки ладоней Дудника, которые я также сохранил в архиве. Интересно было бы сравнить линии и знаки, которые он оставил тогда, с теперешними символами. Возможно, в таком сравнении удастся понять путь развития личности товарища.

Заглядывать в будущее людей иногда нужно, я в этом убежден. Но только с их согласия и для того, чтобы узнать о времени неудач или о неожиданных успехах, если они повлияют на развитие личности. Человек должен быть предупрежден об опасностях в жизни, в том числе о болезнях. Авторитетные хироманты указывают, что в людях надо пробуждать лучшие стремления, помогать развивать их положительные личностные качества и уберегать от попадания в ловушки собственных ошибок и слабостей.

4. Хиромантия и хирология

Однако пора несколько слов сказать о самой хиромантии, чтобы понять зашифрованные символы на фотографиях и отпечатках рук. «Хиромантия» с греческого языка переводится, как «гадание по руке». Но если более точно, то это искусство определять характер человека и предугадывать его судьбу по линиям, складкам и бугоркам, которыми покрыта ладонь, а также с помощью интуиции. Хиромантия не наука. Наукой является хирология, которая занимается расшифровкой знаков, имеющихся на коже пальцев рук, ладоней и подошв. Во всяком случае на конгрессе по экспериментальной психологии в 2019 г, проходившем в Париже, ее такой признали.

Основными разделами хирологии являются нейрологическая, криминалистическая и медицинская. Нейрологическая изучает связи кожных знаков с функционированием головного мозга и психическими процессами. Характеристика руки помогает психологу понять бессознательные установки человека и поэтому данный раздел науки наиболее близок к хиромантии. Криминалистическая хирология (дерматоглифика) решает задачи при расследовании преступлений. Она основывается на том, что дактилоскопический рисунок является основой идентификации личности. Медицинская хирология выявляет связи кожных знаков со здоровьем и с патологическими изменениями в организме человека. В настоящее время доказано, что некоторые отклонения кожного рисунка от нормы указывают на дисэмбриогенез, вызванный изменением числа хромосом и генными мутациями. Другие отклонения изучаются и дополняют не только генетику.
 
Не могу обойти вопрос о существовании связи головного мозга с кожными знаками. Эта обусловленность подтверждается научными фактами из гистологии. В частности, установлено, что кожа и нервная система происходят из одного и того же зародышевого листка, образующегося в нейруле после многократных делений оплодотворенной яйцеклетки. В нейруле три зародышевых слоя. Наружный листок обозначается как эктодерма, внутренний – эндодерма, промежуточный – мезодерма. Из эктодермы при дальнейшем росте зародыша и дифференцировки его клеток образуется защитный покров – эпителий, кожа и ее производные (ногти, волосы, зубная эмаль и кожные железы). Из эктодермы также возникает нервная система с головным и спинным мозгом, нервами и клетками некоторых нервных анализаторов. Из эндодермы – позвоночник и внутренние органы желудочно-кишечного тракта. Из этого зародышевого листка формируются также органы выделения, дыхательной и эндокринной системы. Из мезодермального слоя нейрулы появляются мышцы, скелет, сердце, почки, семенники или яичники. В процессе развития организма клетки трех листков смешиваются друг с другом, но так, что между ними остаются прослойки-разграничители – спайки. В результате каждый орган сохраняет в той или иной степени потенции всех зародышевых листков. При органогенезе  прослойки-разграничители появляются на всех внутренних органах тела, в том числе и на коже, проявляясь разными бугорками и линиями - ладонными, подошвенными, расположенными на лице. Наибольшая связь нервной системы все же сохраняется с кожей. Такая же зависимость нервной системы имеется с формой рук и пальцев. Поскольку мозг на протяжении жизни человека постоянно  развивается, то изменяются во времени и некоторые кожные рисунки.

Еще несколько слов о хирологии и хиромантии. В науке, как известно, каждый объект исследования должен описываться своей терминологией. В названии пальцев, линий и бугорков ладоней глубокий след оставили астрологи. Я имею ввиду имена планет. Но к таким терминам следует относиться спокойно без лишней критики и их надо воспринимать просто как обозначения определенных ориентиров, расположенных на поверхности кожи. В анатомии ведь тоже используется латинская терминология. Она при изучении предмета студентами дается нелегко, но без специальной лексики познать медицину нельзя. Знание древней мифологии облегчает понимание кожной символики. К сожалению, имеются и другие трудности в обучении. Они обусловлены разными обозначениями одних и тех же знаков. Такое положение дел было подчинено взглядам отдельных авторитетов хиромантии или зависело от направления развития хиромантических школ. В науке, бесспорно, терминология должна быть единой.
Еще несколько важных уточнений. В настоящее время хирологи и хироманты пришли к заключению, что точно сделать вывод о значении того или иного одного ладонного признака для характеристики личности человека или для предсказываемого события невозможно. Учитывать надо несколько признаков. Только такой подход повышает вероятность сделанного заключения. На правильность прогноза также влияет выраженность самого признака. Чем она сильнее, тем больше вероятность того, что человек обладает теми качествами, на которые этот признак указывает. Еще пришло понимание, что линии ладоней в основном определяют психофизиологические состояния человека, которые фиксируются в определенные периоды жизни личности. Шкала временных событий располагается вдоль главных четырех линий ладоней. Таким образом, картина на ладонях – это только приблизительная программа жизни человека. В предсказаниях хиромантии нет фатальной неизбежности и неизбежной фатальности. Это значит, что по кожным знакам точно предсказать события и тем более смерть человека невозможно. Программа жизни – это всего лишь программа. Она на ладонях может быть расписана хоть на 120 лет, но в реальности вряд ли кто из нас дотянет до сотни. Основная информация программы находится на активной руке – у правшей она правая, у левшей – левая. Все главные и второстепенные линии ладони, как и дефекты на них, со временем могут изменяться.

Обычно руки анализируются (читаются) у субъектов по определенной схеме. По-сути, такой подход сродни врачебному сбору анамнеза и осмотру пациента. При осматривании рук хиромант делает записи с описанием не совсем понятных ему знаков и производит оттиски ладоней, а уже потом все собранное анализирует. Чтобы в своем заключении не излагать лишнее, он у субъекта спрашивает, что тот хотел узнать? В рамках поставленной задачи дальше он и работает.
Для лучшего понимания материала обратим внимание на рисунок, на котором представлены в норме главные и второстепенные линии ладони человека.

Теперь пора вернуться к расшифровке знаков на фотографиях рук Анны и оттисков ладоней Дудника. Я не буду вдаваться в характеристику личностей этих персонажей, личности понятны из приведенного выше текста. Приведу только названия и краткие описания признаков их негативной кармы, которые были выявлены.


5. Знаки кармы

На фотографиях ладоней Анны действительно находились стигмы негативной кармы. В частности, линия Жизни, т.е. линия, огибающая основание большого пальца, у нее была короткой и соответствовала возрасту около сорока лет. На холме Венеры, образованном основанием большого пальца и занимающем треть ладони, находилось много линий, идущих по направлению к линии Жизни. Если бы их было две, они назывались бы линиями Беспокойствий (Бедствий, Порчи). В настоящее время хирологи считают, что эти линии появляются на ладонях в результате сильных стрессов, особенно при попадании  людей в опасные ситуации. Такие линии имеются у многих людей, у меня между прочим тоже, но в них фатального знака «родового проклятия» нет. У женщины таких линий было больше. Одна из них выходила из кольца Семьи (цепочечной линии, располагающейся у основания второй фаланги большого пальца), раздваивалась и одной своей веткой подходила к линии Жизни. И вот такая совокупность описанных линий образовывало признак «родового проклятия». Поскольку Анны уже в живых нет, то на других знаках останавливаться не буду. «Родовое проклятие» и был маркер, который я искал.

Ладони Дудника были богаты разными знаками, в том числе имелось несколько негативных, но не фатальных симптомов. Во-первых, в начале своего образования линия Жизни и линия Головы (головная линия проходит через середину ладони, направляясь к ее ребру) шли у него раздельно. В хиромантии такой признак называется «знаком авантюриста». Линия Жизни имела разрывы, соединенные с другими тонкими линиями. Обычно разрывы на линии Жизни указывают на перенесенные в прошлом травмы или болезни. Грубых дефектов на линии, соответствующих теперешнему возрасту товарища, не было. На ладони Александра выделялись еще две линии. Первая – Здоровья, вторая – .– Интоксикации.
 
Линия Здоровья (Меркурия, Печени) обыкновенно начинается у основания мизинца и идет книзу ладони, доходит до линии Жизни, но с ней не сливается. Линию Здоровья правильнее было бы назвать линией Нездоровья, поскольку она появляется тогда, когда у человека возникают проблемы со здоровьем. Негативное значение линии минимально, если она тонкая и прямая. В остальных случаях на ней располагаются стигмы, указывающие в основном на болезни желудочно-кишечного тракта. Хронический гастрит у Дудника был, я это точно знал.

Линия Интоксикации (линия Нептуна или яда) - это горизонтальная линия, находящаяся на холме Луны (левая часть правой ладони). У некоторых людей она длинная и может заходить на холм Венеры (правая часть правой ладони). У большинства – она умеренной длины, у некоторых её вовсе нет. Чем длиннее и ярче линия Нептуна, тем хуже. Наличие линии Интоксикации характеризует личность, склонную к мистицизму, но в отношении здоровья свидетельствует о рисках быстрой выработки зависимости от веществ, вызывающих привыкание (кофе, никотин, алкоголь, наркотики) и аллергии. Линия Интоксикации на оттисках ладони Александра была выраженной и доходила до линии Здоровья. Зная наличие в прошлом у него алкогольной зависимости, можно было сделать заключение, что нарушения в состоянии здоровья в возрасте, когда были сделаны отпечатки его ладоней, могли в основном быть обусловлены действием алкоголя. Еще на линии Жизни, на отметке в области пятидесяти лет, имелся симптом, описанный средневековыми хиромантами, как «падение с лошади». Об этом знаке, как и о других, связанных с личной жизнью и характером, я собирался рассказать товарищу при личной встрече, после повторного чтения его ладони.

Знаки на моих ладонях для меня и моего личностного развития всегда имели большое значение, особенно с того времени, когда я осознал, что некоторым предсказаниям хироманта свойственно было сбыться. На моих ладонях имелись не только все основные холмы  и линии (Жизни, Головы, Сердца, Судьбы), но и второстепенные, а также такие, с помощью которых формировались разные симптомы. Из второстепенных линий были: неяркая линия Здоровья, много линий Беспокойств, линия Интоксикации, короткая, но выраженная, идущая от браслета до холма Нептуна, линия Марса – сестра линии Жизни и линии Самаритян.

Линия Интоксикации (Нептуна) на моей ладони указывала только на склонность к пограничным областям человеческих знаний, особенно парапсихологии и парамедицины. Линии Беспокойств отражали мои сильные эмоциональные переживания во время отдельных событий в жизни. О каких событиях могла быть речь не стану упоминать, потому что их было немало. Главное, они не отходили от семейного кольца, как у Анны, т. е. не относились к «родовому проклятию». Параллельная линии Жизни линия Марса характеризовала усиленную защиту моей личности от всевозможных бед и невзгод, угрожавших жизни, в том числе и тех, которые были связаны с водой и огнем. Линии Самаритян – это несколько коротких линий под мизинцем - знак чуткого, отзывчивого и доброго человека, это еще и признак целителя («печать Гиппократа»). Могу согласиться с данной характеристикой знака и хорошо знающие меня люди способны, думаю, это подтвердить. Положительными знаками на моей ладони также являлись выраженные основные геометрические фигуры, представленные большим четырехугольником, а также большим и малым треугольником (глазом Фатимы). Все эти фигуры вместе с «магическим крестом» указывали, если кратко, на разносторонние таланты, способность к обучению, хорошую интуицию, здоровье и предвещали долгую и счастливую жизнь.

Дудник зашел ко мне домой дня через два с намерением занять денег. Он в последнее время всегда куда-то спешил, но все же поинтересовался, все ли я расшифровал и что я нашел на ладонях Анны, т.е. были ли у нее на руках симптомы родового проклятия. Поскольку я был готов к таким вопросам, то все быстро объяснил, показал соответствующие знаки и даже привел в доказательство рисунки из руководства по хиромантии.

- А что на моих оттисках ладоней находится? – задал наконец закономерный вопрос товарищ.
- А что в первую очередь тебя интересует? – в свою очередь спросил я. – Хочешь знать о здоровье, о семейной жизни, о благополучии?
- Что мне угрожает сейчас, - ответил Александр.
- Ничего опасного на твоих ладонях не было, а сейчас давай поглядим, что появилось нового, - сказал я и подвел руки товарища под свет настольной лампы. Внимательно осмотрел его ладони и обратил внимание на некоторые важные симптомы. Решил начать с семейных отношений и показал товарищу, какие у него линии Брака (они находятся в области холма Меркурия). - У тебя только две линии Брака. Окончание линий имеет противоположные направления, что указывает на твое отношение к первому браку, когда ты стремился к свободе, и ко второму браку, когда, наоборот, ты любым путем пытался удержать студентку. Это все прошло и нового здесь для тебя ничего нет. Третьей линии, которая могла бы указать на твои отношения с Ириной, я не вижу. Это значит, что у вас нет сильных эмоциональных привязанностей друг к другу и потому ваша связь продолжительной не будет.

- Мы уже давно вместе не живем, - уточнил Александр. – Что еще видно?
- У тебя раньше была не очень продолжительная линия Интоксикации, которая начиналась на холме Луны и доходила до линии Здоровья, - начал я о главном, что надо было бы в будущем изменить Александру. - Такой характер линии указывает на твою склонность к мистике и зависимость от разных видов удовольствия, в том числе от алкоголя. Что изменилось теперь? Теперь эта линия прошла сквозь линию Судьбы, это означает крах не столько в карьере, сколько в любом виде деятельности. Но она на этом не остановилась и ушла дальше. Подошла к линии Жизни. Учти, что если она ее пересечет, то… Знай, это опасно для жизни.
- Мне к этому не привыкать, - задумчиво произнес товарищ. – Все это ерунда, я в себе сам разберусь и думаю, что смогу предотвратить развитие негативного сценария. Сейчас мне надо спешить, меня ждут. С фронта приехал сосед.

Мы распрощались. Я после такой встречи долго не мог прийти в себя от впечатления, которое на меня произвела его карма. И это притом, что о некоторых негативных симптомах я промолчал.  В частности, я не сказал ему о «кисточке» на его линии Жизни. Такой знак предвещает его носителю только тяжелые болезни и бедность в старости. Впрочем, с такой жизнью, которую в последнее время вел Александр, дожить бы ему до 65 лет было бы уже за счастье. Я даже не представлял себе, как он может изменить себя и окружающую его действительность, чтобы все исправить. Дудник у меня дома и на работе больше не появлялся, а его телефон был вне доступа. Прошло несколько лет, прежде чем я узнал о судьбе Александра.
Свою жизнь он закончил в общежитии, не дожив до отметки 65 лет. Последний год он тяжело болел панкреатитом и гепатитом, а умер от инсульта. Где захоронили Александра, я не знаю.
 
Я же в 2021 году купил новую квартиру в многоэтажном доме, двухкомнатную и отремонтированную – просторная, светлая и теплая. В ней был газ, горячая вода, огромная ванная и еще большая лоджия. Через год мое вдовство закончилось, и я женился. Живу в браке счастливо и в достатке.

Эпилог

Хочу заключить свое повествование притчей индейцев о двух волках.
Старый индеец рассказывал внуку, что в каждом человеке идет борьба двух волков.
Один олицетворяет зло – зависть, ревность, ложь, амбиции, эгоизм…
Другой представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, верность… 
Маленький индеец прервал рассказ деда вопросом:
- А какой волк в конце побеждает?
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!


Рецензии