Работа. Кввмку. Часть вторая

"Милые дамы! Несмотря на Ваши титанические усилия, курсанты-иностранцы первым делом в совершенстве осваивают русский мат…"

©Кто-то из командования училища, в кулуарах празднования международного женского дня - 1983, обращаясь к труженицам кафедры русского языка.

Так вот. Получил я, собственно говоря, отрицательный ответ по поводу поступления в военное училище. Выпил винца с приятелями по этому, весьма невесёлому для меня поводу и… успокоился. Поэтому я был весьма удивлён словами отца:

-"Так ты теперь с горя, выпускные (экзамены), наверное, завалишь?"

-"Нет!" - твёрдо ответил я. Поскольку нормально окончить школу, я отцу, во-первых, обещал (а просил он меня о чём-то очень уж редко). А во-вторых, третьих, etc. я никогда не понимал людей устраивающих своеобразные затяжные "демонстрации протеста" по поводу несбывшейся мечты. Несерьёзно это как-то, и инфантильно. В детстве меня, кроме бабушки с дедушкой, никто особо не баловал. Возможно, поэтому никакой дури по результатам моего неудавшегося поступления в моей голове и не было. За мечту бороться надо, а если сразу не получилось у тебя что-то, так вытри слёзы и сопли. И пробуй ещё и ещё. Чтобы доказать в первую очередь самому себе, что у тебя действительно есть Мечта. А не блажь…

Средний балл аттестата о среднем образовании у меня в результате получился 4.8.

Оценок "хорошо" было три:

-по физкультуре (да, я хреново подтягиваюсь);

-по литературе (моё сочинение на тему некоторой общности мыслей великих поэтов и писателей России 18 -го и 19 -го веков, представителю РОНО (*), азербайджанцу по национальности, резко не понравилось, ибо "в хрестоматии так не написано");

-по алгебре (ну про то, как я на неё после восьмого класса "забил", я вроде уже рассказывал?).

Сам выбор работы и выход на неё прошёл как-то для меня совершенно безболезненно, обыденно, и я сказал даже довольно незаметно. Отец совершенно спокойно предложил два варианта. Первый - более заманчивый - разбраковка плат с последующим выпаиванием радиоэлементов. Но туда нужно было ездить. Про мои несбывшиеся фантазии поработать токарем-фрезеровщиком я Вам уже рассказывал. Поэтому, недолго думая, взял я и потопал ранним утром начала сентября 1983 года, на пару с батей, на проходную (вроде КПП-1, но не уверен) Краснознамённого Каспийского Высшего Военно-Морского училища имени Сергея Мироновича Кирова. Он - на службу, а я в отдел кадров, заявление подавать. На вакантную должность техника лингафонного кабинета кафедры русского языка.

Не все знают, что помимо штурманского и химического факультета, на территории КВВМКУ было расположено и ещё два. Специальных. Четвёртый - стран социалистической ориентации. И третий  - для государств, пусть ещё и не осознавших очевидные преимущества социализма, но почему-то отправляющих своих будущих офицеров ВМФ учиться в СССР. Например, Кадаффи, за обучение платил золотом. И каждому курсанту Арабской Джамахирии выплачивал ежемесячную стипендию, лично от себя, в размере 350 (если мне память не изменяет, долларов США). Ливийцы также получали порядка 800 рублей в месяц. Что было в сумме, мягко говоря, просто до***. Вели себя, скажу честно, часто излишне самоуверенно и довольно нагло. Ездить даже на традиционном такси в город им было западло, поэтому за третьим(?) дальним КПП училища постоянно стояло порядка двух-трёх "частников" (бомбил).

Немного отвлекусь, пока не забыл. Я уже вовсю работал и стал однажды невольно свидетелем нелицеприятной истории. Отправился я замещать одного заболевшего лаборанта в "чужой" корпус, где и учился третий факультет. Ну, поставил требуемую бобину в магнитофон, включил на воспроизведение (мои действия были по времени подробно регламентированы, на каждое отдельное занятие). Внезапно, через минут десять-двенадцать, прибегает в лаборантскую, буквально вся в слезах, миловидная женщина. Нам общаться с иностранцами лично было строжайше запрещено. На моё счастье, в кабинете со мной был мой непосредственный начальник, офицер запаса Мелешкевич. Виктор Александрович тут же вызвал замполита и особиста, и они на пару быстренько "обработали" виновника срыва занятия. Высокий красивый (врать не буду) араб их внимательно выслушал, на чистейшем русском языке сказал, что "так поступать он больше не будет", дождался, пока два советских старших офицера повернулись к нему спиной, и тут его будто подменили - взгляд его стал из послушного ненавидяще-яростным, а зло своё он сорвал на отличной перьевой ручке (может помнит кто, обезьянка на пальме, туда-сюда вертелась в глицерине, если корпус ручки переворачивать?). Которую за пару минут, как бешенный носорог, араб на моих глазах растоптал в хлам.

Он просто обрезал в неприметном месте провод радиотрансляции перочинным ножиком, потому что ему не понравилось, что эта женщина им (по его мнению) посмела на предыдущем занятии командовать! Я прекрасно помню преподавательниц КВВМКУ, на моих глазах душу в дело обучения ежедневно вкладывавших…

Помню и рассказ отца о беседе с одним из выпускников-арабов. Батя заступил дежурным по училищу в день исторической победы Алжира над ФРГ в ЧМ-1982 (2:1). Курсанты - алжирцы по результатам футбольного матча устроили народное гуляние, и в результате один из них потерял "маленький чемоданчик" (как впоследствии оказалось, кошелёк))). Чемоданчик довольно быстро нашли, дежурному по политотделу мой отец ответил, что у него не бунт, а незапланированное мероприятие по поводу спортивной победы над капиталистами ("пошумят ребята пару часов, да и угомонятся!" - так оно и вышло). Алжирец долго благодарил отца, а потом напросился с ним на перекур, и неожиданно спросил:

-"А вот Вы можете свою жену застрелить?"

-"Зачем?!!" - немедленно спросил удивлённый отец.

-"Это не важно. А я вот могу, и мне ничего не будет. Я просто скажу, что она предала дело нашей Революции!"


Как Вы уже поняли, арабы были ребята ещё те. Что и показывали совместные спортивные матчи. Прокинут кому-нибудь мяч между ног ("в очко", прошу прощения за мой французский), и веселятся, как дети, минут пять. Причём это было характерно и для футбола, и для баскетбола. А то, что их дерут с разгромным счётом, их волнует мало. Ходят себе вальяжненько. Ну так, ускорятся иногда, на минуту-другую. И снова - sаxla motor (**).

Кубинцы были самыми весёлыми, вьетнамцы - самыми организованными (со слов отца, на занятие они всегда приходили, уже досконально разобравшись в теме лекции заранее), а в игре в футбол немцы - самыми страшными. Представители Volksmarine (ВМС ГДР, а учились в Баку, насколько я помню, уже офицеры), если замахивались по мячу, то ногу уже не притормаживали. А один влепил мне, в упор, баскетбольным мячом (футбольный после первого тайма тупо порвали) в большой палец правой руки так, что я до сих пор помню! Ворота тогда, я кстати, отстоял. Да и больно мне стало только после окончания матча, закончившегося за пять минут до окончания обеденного перерыва. Получив от своей, состоящей на 99% из наших (советских) курсантов стихийно собранной команды, краткое: "мужик!", я потом этот палец неделю в марганцовке перед сном отмачивал. А поединок закончился вничью (5:5), причём вытянули наши матч у коней-гэдээровцев, с трудом.

Баскетбольная площадка, где мы играли в мини-футбол, была расположена за бывшей казармой, куда недавно, буквально перед моим устройством на работу, переехала кафедра русского языка четвёртого факультета. Начфаком в ту пору был капитан 1 ранга Плотников.

28.06.2023

Сноски:

(*)  - районный отдел народного образования.

(**) - азербайджанский сленг того времени. Варианты вольного перевода: - тормози (глуши мотор).

.


Рецензии