Сколько стоит килограмм науки?

В связи с реорганизацией научного учреждения профессор Светлов,  человек в годах, честный и порядочный ученый, хороший руководитель отдела должен был переселиться в новое помещение. Коллеги давно уже переехали, а он все медлил. Условия для научной работы на новой базе были лучше, что признавали все его подчиненные, но у нашего героя имелась железная отговорка: не нравились  соседи.
 
Когда все вещи и документы заведующего были перенесены, он  вспомнил, что в кладовке  остались копии старых историй болезней его пациентов. Он отправился за архивом, достал аккуратно перевязанные веревкой папки, сдул  с них пыль, перенес в кабинет в ожидании  помощников, начал просматривать пожелтевшие от времени страницы и вспоминать бывших пациентов. Казалось, перед глазами ученого проходили не только судьбы больных, но и  большая часть его жизни.
Раньше частенько бывало, что просмотр архивных историй болезни наводил профессора на разнообразные проблемы, а новые научные исследования с целью их решения давали возможность молодым специалистам, его ученикам, успешно защищать кандидатские и докторские диссертации.

Вот и теперь ему в голову пришла отличная идея о способе профилактики гемостатических осложнений у пациентов в послеоперационном периоде без использования низкомолекулярных гепаринов. Надо бы только уточнить…

Светлов сразу припомнил слова своего научного руководителя, сказанные им когда-то в связи с выбором диссертационных тем для учеников:
- В медицине много проблем. Одни решаются без диссертационного исследования, другие не решаются с помощью такого исследования. Задачей исследователя  является нахождение таких проблем, которые бы не относились к первым двум. Все остальное – приложится.

И тут случилось чудо: в один миг он представил путь достижения цели будущего исследования. И вот он уже, почувствовав легкость в теле,  переместился куда-то далеко.

Он увидел себя молодым аспирантом, стоящим на трибуне. По развешанным на стенах зала таблицам он понял, что находится на заседании ученого совета, где проходит защита его кандидатской диссертации. Подступило волнение. Припомнились слова текста доклада. Но вот и изложение материала закончено.
- Вопросы к докладчику? - обратился председатель совета к присутствующим ученым. - Профессор Савельев, пожалуйста, задавайте.
- Из вашего исследования, молодой человек, вытекает, что все прежние знания о патогенезе экстремальных состояний не отражают должного понимания механизмов травматического шока, - начал издалека член совета. – А воздействие на новые предложенные вами мишени даст лучший результат в клинике?  Или только в эксперименте с крысами получается? Что сейчас конкретно вы порекомендуете практическим врачам?

Диссертант хотел ответить, что не все прежние знания о патогенезе экстремальных состояний ошибочны. Новому знанию  о патогенезе травматического шока мешают неверные объяснения его некоторых механизмов, но указывать на них здесь, на защите, было бы с его стороны  неверно. Профессор Светлов понимал, что тот прежний соискатель не мог на равных дискутировать с уважаемым ученым. Поэтому он просто изложил то, что написано в разделе «Практические рекомендации» диссертации.
 
Пока диссертант отвечал на другие вопросы членов ученого совета, теперешний Светлов отметил, что неплохо, когда защита диссертации уподобляется театральному действу, где заранее все роли расписаны и тебе задаются дежурные вопросы.
- Для характеристики личности соискателя приглашается научный руководитель, - прервав мысли Светлова, объявил председатель. – У вас, профессор, есть что сказать по данному вопросу?

- Глубокоуважаемые коллеги!  Диссертанта я знаю еще со студенческих лет, когда он начинал исследования на нашей кафедре, потом он работал врачом, а в этом году оканчивает у нас аспирантуру.

 В те годы, когда я писал свою кандидатскую диссертацию, для нее было достаточно провести анализ проблемы, сделать небольшую практическую работу, не относящуюся к фундаментальным знаниям, например, обобщить медицинский опыт коллектива по тому или иному вопросу, сформулировать выводы. Правда, они должны были все-таки иметь значение и для практики, и для дальнейших научных исследований. В настоящее время к диссертационным работам ВАК предъявляет более жесткие требования, но все-таки между диссертационным исследованием и большой наукой существует заметная разница. В первую очередь для большой науки нужна соответствующая материальная база и профессиональные кадры. Работая на нее исследователи имеют возможность оформлять свои наблюдения в форме диссертационной работы. Но ждать от работы аспиранта вуза существенного вклада в прикладную или фундаментальную науку мы не должны. Диссертация моего подопечного, несмотря на некоторые его претензии на большую науку,это прежде всего инструмент его профессионального роста.

Дальше профессор остановился на характеристике личности и  профессиональных качествах своего ученика, что в целом оказало на членов ученого совета благоприятное впечатление.
 
- Слово предоставляется первому научному оппоненту доктору медицинских наук профессору Привалову, - произнес председатель совета.

- Начну с актуальности темы диссертационного исследования. Когда я учился в школе, мне нравилась одноклассница, уж очень она собой была хороша. Но она любила другого мальчика, который плохо учился и был заносчив. В общем, я пролетел.  Но, как  оказалось, и он пролетел… пять этажей. Вчера был доставлен к нам в клинику с травматическим шоком.  Так вот, ввиду широкого распространения травматизма в нашей стране и за рубежом выбранная диссертантом тема, посвященная патогенезу травматического шока, неактуальной быть не может.
Дальше уже без шуток оппонент дал подробную характеристику работы соискателя, выделив научную и практическую значимость исследования.

- В тоже время рецензируемая работа, - сказал профессор, - не лишена недостатков: в ней имеется ряд заимствований текста из других литературных источников. – При этих словах все присутствующие в зале  напряглись. - Я имею ввиду,  что есть  заимствования не в разделе, который называется обзором литературы. Там материал цитируется. Диссертант ставит в задачи исследования, в новизну и в пункты положений, выносимые на защиту то, что уже давно всем известно и содержится во множестве работ. Именно в этих  формулировках и скрыто заимствование. Смягчает ситуацию, что оно имеется только в начальных частях указанных положений
.
 Как известно, среде ученых есть шутливое выражение: заимствование текста из одного источника – это плагиат, из двух - реферат, а из трех – аналитический обзор. Что думает по этому поводу сам диссертант? Так ли это, пусть нам ответит? И еще один вопрос: если вы лечите травматическую болезнь, а пациент умирает от осложнений, то есть от другой болезни, значит ли это, что вы его «не от того» лечите? Но это, разумеется, шутка.
Но в целом, работа соответствует всем требованиям, которые предъявляет ВАК к кандидатским диссертациям, а сам диссертант достоин присвоения искомой ученой степени.

- Диссертант, вам слово, ответьте оппоненту, - сказал председатель.
Молодой Светлов задумался.

- Что можно вам сказать, отвечая на первый вопрос? Я согласен с замечаниями, но шутка – и есть шутка, в которой есть только доля шутки. По второму вопросу напрашиваться ответ: «У нас пациенты умирают от того, от чего их лечат». Но это не так. Скажу, что при оказании медицинской помощи тяжелые пациенты не все выживают. Более того, в критических ситуациях врачи думают о правильном диагнозе патологоанатома не в первую очередь.
Молодой Светлов хорошо выкрутился, а вот старый Светлов - начал  всерьез ломать голову над вопросом о плагиате.

Когда интернета не было, люди читали книги и журналы, писали тексты, а диссертации и другие важные документы  воспроизводили ограниченным тиражом на печатной машинке. Медицинская специальная литература хранилась в центральных библиотеках страны и ее найти было непросто. В связи с этим для выявления плагиата оппоненту приходилось попотеть.

Еще лет тридцать назад  кандидатской диссертацией нередко могла оказаться глава докторской диссертации научного руководителя, а докторской – главы  нескольких кандидатских диссертаций сотрудников одной и той же научной школы.  Иногда диссертацией могла стать даже какая-нибудь переводная иностранная работа. Примеров, когда фрагменты собственной кандидатской диссертации включались в структуру докторской диссертации - тоже было достаточно. Правда, если в ВАКе обнаруживали плагиат, диссертанту ученую степень не присуждали.
 
С появлением интернета и электронных архивов, содержащих множество научных статей, авторефератов и самих диссертаций, люди обленились самостоятельно что-либо писать. Все интересующие соискателя работы или большую их часть можно найти в интернете, особенно, если оформить специальную подписку на научные журналы. Появились сайты, на которых за определенную сумму можно купить любую защищенную диссертацию и взять ее за образец.
 
Для борьбы с заимствованием научных текстов наконец  была создана программа «Антиплагиат». Она  сравнивала тестируемый материал с работами, находящимися в базе данных. При совпадении семи и более слов, идущих друг за другом подряд, программа сигнализировала о заимствовании. Но люди и тут научились обходить препоны. Они подбирали синонимы в тексте, изменяли цифровые данные таблиц, а для увеличения числа собственных работ, нужных для защиты диссертации, публиковали одновременно одну и ту же статью в разных журналах, незначительно изменив только ее название и описание данных. За обман «Антиплагиата» на коммерческой основе взялись даже целые фирмы.

Но члены ученого совета и оппонент, задававшие молодому Светлову  вопросы, не могли так далеко заглянуть в будущее. Они оставались в своей реальности и, наверное, были удовлетворены ответами диссертанта.
Вот наконец председатель совета предоставил слово второму оппоненту.

- Глубокоуважаемый председатель и члены ученого совета, - хитро прищурившись, начал свое выступление второй оппонент. – Вы знаете, и я, когда учился в школе, был влюблен в одноклассницу, которая тоже меня предпочла другому мальчику. Я тогда, как говорится, остался с носом. А мальчик тот – остался… без носа, поскольку через много лет попал к нам в клинику с запущенной формой сифилиса. И если бы вы знали, какой это был для его близких  шок! А какая травма!
Но если серьезно, то работа мне понравилась. Исследование доктора Светлова имеет важное не только медицинское, но и социальное значение, поскольку  нейрогуморальные аспекты травмы и шока, которым посвящена данная работа, изучены недостаточно. И ввиду этого сама тема актуальна.

Дальше оппонент прошелся по разделам диссертации, отметил замечания, задал, как положено, дискуссионные вопросы, а после ответов  прочитал положительное заключение по работе.

Неожиданно картину воспоминаний профессора Светлова прервала уборщица баба Нюра. Она, гремя ведром и шваброй, вошла в кабинет.

- Ну и когда вы наконец съедите отсюда?- возмутилась работница. – Сколько мусора! А зачем вы мою макулатуру перенесли сюда из кладовки?
- Это научные материалы, - парировал профессор.
- А почему ваша наука так низко ценится на пункте сбора макулатуры? Знаете, сколько стоит ее килограмм?
- Неужели на бутылку не хватит?
- Нет, для нее надо килограмм тридцать такой науки.

*********

Когда сотрудники шефа уносили его архив, в глазах бабы Нюры читалась неподдельная грусть и уныние.

- Это вам компенсация, - сказал профессор и положил на стол деньги. – Надеюсь, на бутылку приличного напитка вам хватит.

- Какой замечательный человек, истинный ученый, - тихо произнесла уборщица, вытирая скупую слезу благодарности, когда профессор Светлов скрылся из виду. – Как нам будет его нехватать!


Рецензии