45 лет спустя. Опасный возраст. Ч. I

ОТЧЁТ О ВСТРЕЧЕ

В возрасте подростка, как многие мои сверстники, я увлеченно читал А.Дюма «Три мушкетёра». Мне хотелось быть похожим на Д’Артаньяна. В своём воображение представлял себя в роли Атоса – графа де Ла Фер. Партос находился за пределами моих мечтаний, из-за его особенностей, только оттеняющих других трёх мушкитёров. Я был покорен их верностью друг другу: «один за всех и все за одного». Читал и продолжение – «Двадцать лет спустя». Честно признаться, я так сроднился с героями Дюма, что готов был проживать, в своём воображении, их увлекательную жизнь и дальше, но даже фантазии замечательного французского романиста не хватило, что продлить повествование о верной дружбе. Всякий идеал имеет свой предел. 

В том опасном подростковом возрасте, когда я познавал жизнь преимущественно по книгам, передо мной, как перед русским богатырем на распутье картины Васнецова, маячили разные дороги: «Пряму ехати – живу не бывати; направу ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти». Судьба за меня могла выбрать прямую дрогу, сколько угодно таких случаев, но путь по моей воле неоднократно искривлялся. И вот я снова оказался в опасном возрасте восьмого десятка на распутье, когда уже выбор резких поворотов весьма затруднителен, а впереди только одна финишная прямая дорога.

Когда я с другом Майклом, прилетевшем к нам из Нижнего Новгорода, шел от метро «Площадь Ленина» к месту встречи, навстречу попался пожилой мужчина, заинтересовано всматривающийся в нас с некоторым смятением. «Уже ли кто-то из нашего курса? хотя можно ошибиться», – промелькнуло в голове. «На встречу?» – запросто спросил встреченный. «Да», – в два голоса ответили мы, а в ответ услышали, – «Курс Хомченко (или Хоменко), выпуск 1973 года». От сердца отлегло, – «Не наш – память ещё не подводит». Это курс, на который мы, первокурсники, смотрели снизу вверх, и они казались нам этакими заматеревшими мужиками. Сейчас время всех уровняло – опасный возраст – после 70 лет определить, кто сколько прожил, порой затруднительно. В этом году курс Хомченко малым составом справляют 50-летие выпуска.

У памятника «Павшим медикам» уже собралась часть нашего курса, немногим более тридцати человек. Оживленно поприветствовали друг друга дружескими объятиями. Ничего не значащие вопросы и такие же ответы. Постепенно сокурсники пребывали, и каждый вновь прибывший, встречался восторженными возгласами и попадал в фокус всеобщего внимания. Дежурные фотографии на телефоны и разговоры ни о чём. Андрей Вердыш, который оказавшись рядом, рассказал, что какие нерусские, из его района, постоянно здоровались с ним и всегда в почтительной форме. Потом он выяснил, что его по физиономии приняли за аварца. При этом Андрей смотрел на нас с Сергеем Кузминым пристальным гипнотизирующим тяжёлым взглядом, таким, вероятно, как он смотрел на тех самых, кто с ним здоровался.

Одним из последних появились Леша Никулин (Зёма) вместе с Юрой Клейменовым (Клёма Гордый), встреченные общим воодушевлением. Не буду перечислять всех, кто оказался в этот день в условленном месте, кроме пожалуй нашего Папы – Юрия Петровича и его супруги – Людмилы Петровны. Все без исключения подходили к нашему начальнику курса, чтобы объятием выразить радость встречи с ним. Не преминул сделать это и я. Далее общая фотография на память. Хотя надо отметить, всё происходило сумбурно и мало организованно, что можно частично оправдать избытком чувств.

Следующая остановка – музей Военно-медицинской академии в главном административном корпусе. Меня изумило, что на ряду с личными вещами из кабинетов наших выдающихся учёных-медиков, например, И.П. Павлова и др., с 2018 года сохраняется память и о нашем Курсе. При входе в музей на бархатной основе можно увидеть экспонат – более 600-страничную книгу «Наш курс. Воспоминания слушателей Военно-медицинской академии (1972-1978)» под редакцией Володи Сорока, изданную ограниченным коллекционным количеством в 300 экземпляров.

Фотографирование в центральном зале исторического корпуса академии и во дворе подле знаменитой Гигиеи. Затем все последовали в уютный банкетный зал ресторана «Кабинет Портрет».

(Продолжение следует) 


Рецензии